Трактора на ниву

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 19.09.2024

  1. Сборка рамы;
  2. Установка мотора и трансмиссии;
  3. Навешивание рулевой колонки, гидравлики и колес;
  4. Налаживание тормозной системы;
  5. Доработка элементов комфорта – водительского сиденья и кузова.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Установка двигателя и обустройство кузова

После сборки ходовой части, реализации кинематической схемы и установки сиденья оператора с системой управления можно приступать к монтажу главного агрегата минитрактора – двигателя. Для его надежной фиксации на раме следует использовать специальную плиту с пазами – она же придаст ходовой части дополнительную жесткость. Далее нужно проложить электрические и механические цепи системы управления, подключить приборную панель и настроить работу системы управления.

Обшивка кузова выполняется по желанию пользователя, однако некоторые узлы и элементы конструкции всё же лучше закрыть. Это предотвратит их загрязнение и выход из строя в случае контакта с посторонними предметами и почвой.

На этом можно считать сборку минитрактора законченной. Далее остаётся лишь проверить качество вашего творения в работе.

Изготовление самодельной рамы


  1. цельносварной – классическая схема. Характеризуется:
  • простотой изготовления;
  • небольшой маневренностью, особенно на поворотах и при движении по ухабистым дорогам с груженым прицепом;
  1. рама-переломка – нередко называется как рама 4х4, которая состоит из 2-х частей. Отличается:
  • трудозатратностью сборки;
  • отличной проходимостью, делающей ее популярной у народных умельцев;
  • надежностью под значительными нагрузками, позволяющей сохранять баланс на любой подстилающей поверхности;
  • минимальным радиусом разворота, позволяющим трактору повернуться вокруг своей оси буквально на месте.

В силу этого мы остановимся на последней группе, подробный чертеж к которой представлен ниже.


Рама по схеме 4х4 является лонжеронной.

Это значит, что ее составят:

  • поперечины – ребра жесткости;
  • продольные лонжероны – внешне это металлический короб;
  • крепежи и кронштейны, которые будут удерживать кузов от смещения.


Ход действий:

  1. Свариваем 2 полурамы, используя швеллер №8 по размерам 90 х 36 см (передняя) и 60 х 36 (задняя).
  2. Переднюю полураму дополняем 2 отрезками квадрат-трубы, на которых будет держаться двигатель;
  3. Монтируем к задней полураме стойку из толстостенного металла (1,2 см), которую усиливаем равносторонним уголком;
  4. Сзади стойки привариваем прямоугольник – он послужит задней навеской, на которую навесятся вспомогательные адаптеры – борона, плуг, фреза на трактор;
  5. В верхней части передней полурамы приспосабливаем площадку под сиденье тракториста, для чего свариваем ее с металлическим листом;
  6. Привариваем к центру полурам стальные вилки;
  7. Берем цапфу и опорные подшипники (например, от старого КАМАЗа);
  8. С помощью 2х стальных вилок и шарнира сочленяем полурамы между собой;
  9. Дооснащаем переднюю часть опорной конструкции ступицей от переднего автомобильного колеса – это даст ей возможность смещаться в 2х плоскостях. Отрегулировать диапазон смещения можно зубчатым колесом и упорами-ограничителями.

Передний и задний мосты

Эти узлы создаются из отдельных запчастей и узлов, снятых с легковых или даже грузовых автомобилей либо другой сельскохозяйственной техники. Впрочем, некоторые детали, как и саму сборку вам доведётся выполнить самостоятельно.

Чтобы изготовить передний мост, вам понадобятся:

  • поперечная балка;
  • втулки опорных поворотных осей;
  • втулки осей;
  • поуоси колёс;
  • подшипники (шариковые и роликовые);
  • болтовые соединения.

С функцией поперечной балки отлично справится отрезок профилированной трубы или металлического уголка. Для изготовления же втулок полуосей сгодится конструкционная сталь 45. Опорно-поворотные втулки выполняются из профилированной трубы, доработанной под установку подшипников, и закрываются стальными крышками из стали марки ст3. Узел переднего моста, состоящий из цилиндрической обоймы и роликовых подшипников приваривается по центру поперечной балки. С помощью крупных болтов мост необходимо закрепить ко втулкам в поперечной балке рамы.


Сила затяжки болтовых соединений отвечает за величину люфта передней оси относительно конструкции минитрактора. Слишком жёсткое, равно как и чересчур свободное закрепление негативно отражается на комфорте в управлении, поэтому люфт должен быть оптимальным.

Аналогично выполняется сборки заднего моста. Готовую конструкцию можно позаимствовать, скажем, у автомобиля УАЗ. Длинный чулок такого моста необходимо будет укоротить – так можно будет использовать стандартные короткие полуоси. Не помешает защитить задний мост, а вернее его сварные соединения от возможных ударов в процессе работы. Для этого применяется суппорт – металлический уголок, наложенный вдоль сварных швов сборной конструкции моста.

Для этого его:

Заключительный цикл работ заключается в:

Система управления и сиденье оператора

После изготовления и монтажа ходовой части можно приступать к реализации кинематической схемы и установке системы управления. Самое главное в этом деле – правильно разместить сиденье оператора. С этой ролью отлично справится переднее сиденье от легкового автомобиля, которое легко отыскать на автосервисах и в мастерских, занимающихся разборкой автотехники.

Рулевое колесо должно быть установлено на оптимальной для оператора высоте. Руль не должен мешать свободному размещению колен – его необходимо монтировать так, чтобы в положении сидя работа с ним не вызывала дискомфорта.


Все необходимые детали для педального, ручного и рычажного управления машиной и её функциональными узлами можно отыскать там же, где и сиденье и все остальные запчасти — в мастерских или на рынке.

Трактор из Нивы своими руками – преимущества изготовления

Далеко не каждый владелец старого автомобиля Нива задумывается о его переделке в небольшой трактор. Тем не менее, эта процедура обладает своими достоинствами.

К ним относятся:

  • возможность изготовления спецтехники с колесной формулой 4×4 – в этом случае агрегат получается не только маневренным, но и проходимым. В дальнейшем его можно будет использовать для вспашки участков с неровным рельефом, а также обрабатывать поля с рыхлыми вязкими грунтами;
  • использование любых подручных средств – самоделка может комплектоваться разными деталями и механизмами. Главное, чтобы они были исправными, а на их поверхности не было очагов коррозии. В дальнейшем трактор из Нивы можно улучшить, установив вместо его узлов более выносливые элементы;
  • экономия топлива – трактор на основе Нивы будет расходовать гораздо меньше горючего, чем большинство заводских сельхозмашин. При этом его эффективность будет оставаться достаточно высокой;
  • возможность агрегатирования широкого спектра навесных орудий – оборудовав агрегат гидравликой и ВОМ, на него можно будет устанавливать не только плуг или борону, но и сеялку, косилку или опрыскиватель.



Еще одно важное преимущество – это простота в обслуживании и высокая пригодность к ремонту. Досконально зная конструкцию самодельного трактора из Нивы, его изготовитель сможет быстро заменить изношенные детали, не обращаясь за помощью к специалисту.

Как сделать трактор из Нивы своими руками – пошаговая сборка

Прежде чем собрать самоделку, изготовитель должен изучить схему. Лучше всего запастись двумя чертежами. В первом из них должны быть указаны размеры малогабаритной сельхозмашины и порядок монтажа элементов. Второй чертеж – это эскиз, нарисованный от руки. На рисунке должен быть изображен уже готовый агрегат, чтобы изготовитель имел возможность ориентироваться при сборке его кузова и обустройстве водительского места.



После изучения схем нужно переходить к поиску деталей. Лучше всего воспользоваться узлами от одного и того же авто. Если такой возможности нет, значит придется искать детали от отдельных машин. Главное, тщательно проверять их и отдавать предпочтение тем элементам, которые сохранились в лучшем состоянии.

Чтобы собрать трактор из Нивы-2121, нужно действовать в такой последовательности:

  1. Первый этап – это сборка прочной и устойчивой к вибрации несущей конструкции. Для ее изготовления подойдут металлические швеллеры и трубы. Швеллеры будут играть роль длинных боковых частей, а стальные трубы – торцов и поперечин, неподвижно зафиксированных к боковинам. Крепить детали между собой нужно при помощи сварки, время от времени давая деталям остывать. В углах стыков труб и швеллеров потребуется приварить металлические уголки, которые усилят общую конструкцию. После этого каркас потребуется покрыть слоем грунтовки и покрасить ее в несколько слоев – это защитит остов трактора из Нивы от коррозии. Второй вариант – это использование уже готового рамного каркаса от старого авто. Правда, найти его довольно сложно;
  2. Далее на высохший после покраски остов нужно установить мосты. Их можно зафиксировать при помощи шарниров, подвешенных к подшипникам – в этом случае ходовая часть будет гасить колебания трактора при езде по бездорожью;



Преимущества изготовления трактора из автомобиля Нива

Несмотря на всю простоту изготовления, довольно мало владельцев старых авто Нива задумываются о возможности ее переделки в полноценный трактор.

Такого рода мероприятие имеет свои достоинства:

  • в результате переделки владелец машины получает трактор 4 x 4, то есть, агрегат с приводом на все 4 колеса. Это позволяет использовать его для передвижения в условиях сложного ландшафта, и выполнять с его помощью те сельскохозяйственные работы, которые не под силу некоторым заводским тракторам;
  • самодельный трактор из Нивы можно оборудовать разными запчастями. При необходимости его всегда можно модернизировать, установив двигатель и другие узлы от более мощных автомобилей;
  • готовый агрегат можно использовать для работы с любым навесным оборудованием – для его оснащения подойдет борона, плуг или фреза на трактор;
  • самоделка потребляет значительно меньше топлива, чем некоторые заводские трактора.

Плюс ко всем перечисленным преимуществам, трактор, собранный на базе Нивы, неприхотлив в обслуживании, чего нельзя сказать о большинстве современных тракторов.

Колёсная база и кинематическая схема

Выбор колёс для самодельного минитрактора заслуживает отдельного внимания. Вполне возможно использовать колёса от легковой машины, однако здесь следует соблюдать размерность. Оптимальные габариты колёсных дисков для переднего моста составляют 12-14 дюймов. При выборе меньшего диаметра существует риск того, что машина в процессе работы будет зарываться носом в грунт. С другой стороны, если передние колёса будут слишком большими, оператору для выполнения манёвров придётся прикладывать недюжинные усилия. Впрочем, для облегчения процесса управления машиной всегда можно использовать гидроусилитель руля от легкового автомобиля или другой сельскохозяйственной техники.


Покрышки колёс минитрактора должны иметь развитые грунтозацепы. Это увеличит манёвренность машины, снизит нагрузку на ходовую часть и облегчит процесс управления.

Что касается кинематической схемы, лучше использовать готовые варианты, поиск которых в настоящее время не отнимет много усилий. Схему необходимо адаптировать под параметры узлов, которые вы собираетесь использовать для создания минитрактора. Небесполезно будет продумать возможность подключения навесного оборудования, что многократно повысит функциональность самодельной машины.

Особенности эксплуатации самодельного агрегата

При использовании самодельного трактора из Нивы следует придерживаться ряда правил.

К ним относится:

  • менять моторное масло каждые 50 часов эксплуатации. При интенсивном применении делать это требуется не реже 1 раза за каждые 30 часов;
  • заливать в топливный бак только то горючее, которым ранее заправлялся автомобиль Нива;
  • время от времени делать развал схождения колес трактора – лучше всего выполнять эту процедуру каждые 3 месяца эксплуатации сельхозмашины;
  • постоянно следить за давлением в шинах трактора;
  • исключить попадание в двигатель и КПП мусора и грязи, так как это приведет к блокировке шестерней и стремительному увеличению нагрузок на них;
  • проверять детали, расположенные под днищем трактора, на предмет коррозии;
  • использовать для работы с самодельной техникой небольшие навесные орудия, чтобы исключить быстрый перегрев двигателя.


Придерживаясь этих простых рекомендаций, владелец самодельного трактора сможет продлить сроки применения спецтехники, и сэкономить на ее дальнейшем ремонте.

Самодельный мини-трактор на базе автомобиля Нива

Одной из таких самоделок может стать полноприводный самодельный трактор из Нивы. Такая сельхозмашина поможет при обработке земли, культивировании, посеве и формировании грядок, посадке картофеля, уборке сена. Сделанный собственноручно агрегат также послужит помощником при вывозе мусора, уборке урожая, транспортировке стройматериалов и других грузов. Не уступая при этом заводским аналогам.

Как из нивы сделать трактор для дачи или фермерского хозяйства?



Собирать своими руками мини-трактор из подручных средств и запчастей старого автомобиля не так сложно, как может показаться. Главное, подыскать грамотные чертежи и схемы, подробно изучить их и подобрать все необходимые для агрегата узлы. Причем не обязательно разбирать рабочую Ниву. 4х4 самоделка может конструироваться из аварийного транспортного средства или купленных на авторынке запчастей. Сборка сельхозагрегата проводится в несколько этапов. В первую очередь следует разобрать и проверить все снятые с автомобиля узлы и механизмы, задействованные в переделке. После этого выполняется:


Кроме того, если задние колеса и ступицы будут тяжелее снятых с Нивы, придется укрепить и сам задний мост. Хотя такая предосторожность может и не понадобиться, поскольку автоконструкторы закладывали в отечественный джип значительно больший запас мощности, чем того требовала конструкция.

Переделка мотоблока в минитрактор: основные моменты

В отличии от любительской техники профессиональная и полупрофессиональная имеет больший моторесурс и мощность. Например, из мотоблока с дизельным двигателем на 9 л.с. можно сделать вполне приличный мини-трактор для вспахивания и культивирования. В конечном же счёте все зависит от целей, которых собирается достичь владелец модифицируемой техники.

Конструирование и сборка самодельного минитрактора — задача не простая, но выполнимая. И для успешного её решения необходимо сосредоточиться на двух моментах:

  1. Разработка кузова и рамы, а также схемы их соединения с основой мини-трактора – мотоблоком.
  2. Разработка кинематической схемы.

Рама и кузов самодельного мини-трактора выполняются из металлических уголков или профилированных труб. При расчёте конструкции необходимо учитывать соотношение её веса с мощностью мотора, а также сопротивление, которое машина будет преодолевать при выполнении различных видов работ.


Если в качестве основы для самодельного минитрактора вы выбираете мощный мотоблок, это позволяет использовать готовые автомобильные или мотоциклетные прицепы. Более того, ведущие производители мотоблоков давно предусматривают конструктивную возможность подключения таких прицепов к выпускаемой технике.

Кинематическая схема самодельного мини-трактора представляет собой комплекс конструктивных решений, которые обеспечивают передачу крутящего момента от двигателя мотоблока к ведущим (преимущественно задним) колёсам. При расчете нужно распределить нагрузку на ведущую ось равномерно — от этого напрямую зависят как надежность и долговечность, так и функциональность, то есть возможности использования техники.

По функциональности тракторам нет равных. Надежные, универсальные и износостойкие, они берут на свои плечи любые задачи, связанные с полевыми работами. Имеют лишь один недостаток – высокую стоимость, которая растет из года в год. Но и эту проблему можно с легкостью обойти, сделав трактор из подручных материалов своими руками.

  1. Сборка рамы;
  2. Установка мотора и трансмиссии;
  3. Навешивание рулевой колонки, гидравлики и колес;
  4. Налаживание тормозной системы;
  5. Доработка элементов комфорта – водительского сиденья и кузова.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Как из Нивы сделать трактор своими руками?

Собрать надежный и проходимый трактор из Нивы 2121 далеко не так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Однако для достижения наилучшего результата желающему заняться переделкой все же понадобиться найти соответствующие чертежи, в которых должны быть описаны размеры деталей и способы их крепления в общую конструкцию.


При изучении схем необходимо выбрать самые подходящие для сборки узла автомобиля. Некоторые умельцы переделывают имеющуюся в распоряжении Ниву на трактор. Другие, не владеющие отечественным автомобилем, фермеры, отдельно приобретают каждую деталь, и делают из нее сельхозмашину. В любом случае самым оптимальным вариантом станет использование деталей от одной, и той же машины – это в значительной мере упростит сборку трактора.

Все используемые для сборки детали должны быть полностью целыми и исправными. Не допускается применения изношенных запчастей или деталей с трещинами – это приведет к быстрой поломке трактора, к тому же, в таком случае, основные элементы сельхозмашины будут поддаваться повышенным нагрузкам

Изготовление трактора из Нивы

Процесс производства минитрактора из машины модели 2121:

  1. Сборка основной рамы.
  2. Подключение двигателя и крепление трансмиссии.
  3. Прикрепление руля, колес и гидравлики.
  4. Настройка системы торможения.


Кроме этого, можно сделать транспорт комфортнее, поставив водительское сидение и кузов.

Рама для будущего ТС

Ее можно назвать основой или скелетом любого автотранспорта. Рама должна быть достаточно крепкой, потому что на нее устанавливают кузов, двигатель, подвеску и т.д. Она изготавливается следующим образом:

  1. Сваривают 2 половины с использованием швеллера №8.
  2. Передняя часть дополняется 2 кусками трубы, на которых будет держаться будущий мотор.
  3. К задней половине монтируется стойка из толстого железа, которая закрепляется уголком.
  4. Сзади приваривается прямоугольная деталь. Она будет выполнять задачу навески, необходимой для присоединения инструментов (плуг, фреза и т.д.).
  5. В верхней части передней половины готоится площадка для сидения водителя, для чего к раме прикрепляется лист металла.
  6. К центру привариваются стальные вилки.
  7. Устанавливаются опорные подшипники и цапфа. Ее лучше всего взять от КАМАЗа, потому что конструкция получается слишком тяжелой.
  8. С помощью 2 железных вилок и шарнира соединяются полурамы.
  9. Передняя часть дополняется ступицей от передних колес автомобиля. Это позволит ей смещаться сразу в 2 плоскостях. Настроить перемещение можно с помощью зубчатых колес и ограничителей.

Двигатель и трансмиссия

После завершения производства рамы нужно переходить к монтажу двигателя. Для его установки рекомендуется приготовить особые резиновые ковры и эластичные прокладки, которые необходимы для снижения вибрации. А сам мотор придется закрыть кожухом с дополнительной охлаждающей системой.


Процесс присоединения силового блока:

  1. Мотор с машины демонтируют и крепят на подрамник. Желательно сделать пониженную посадку, чтобы передняя часть моста располагалась между двигателем и КПП.
  2. Агрегат фиксируют стяжками.
  3. Рассчитывают передаточное число, не превышающее 2 тыс. оборотов в минуту для функционирования на второй передаче, которая в основном используется для обработки полей.
  4. Устанавливают раздаточную коробку от Нивы для регулирования крутящего момента. Она необходима для повышения проходимости транспорта при езде по плохим дорогам. С ней трактор будет стабильно и ровно перемещаться независимо от скорости.

Задние и передние мосты

Изготовление мини-трактора включает в себя сборку ходовой. Для этого нужно поставить мосты. Компоненты лучше всего выполнить одинакового размера: в таком случае мастеру не придется высчитывать передаточное число.

Кузов авто

Последним этапом производства сельхозмашины является установка кузова, защищающего детали от попадания воды, грязи.

Можно использовать обшивку Нивы или металлические листы.

Главное, нужно закрыть двигатель и все подвижные части, т.к. почва, попав в них, приведет к появлению ржавчины и поломке.

Рама минитрактора

Ходовая часть — основа минитрактора. Главным её качеством должна быть надёжность, однако нужно внимательно следить за общим весом конструкции, дабы обеспечить нормальное сцепление колёсной базы с почвой при выполнении работы и одновременно не перегружать двигатель.

Для изготовления рамы самодельного минитрактора средней мощности подойдёт облегчённый швеллер, профилированная труба или металлический уголок. Габариты конструкции, сборка которой выполняется методом сварки, должны отвечать размерам машины. По контуру рамы необходимо выполнить отверстия для навески и закрепления конструктивных элементов минитрактора.

Соотношение веса рамы и её прочности должно быть оптимальным. Не стоит перегружать конструкцию дополнительными рёбрами жёсткости, как и экономить на металле, жертвуя общими показателями надёжности.



Перед тем как приступить к сборке рамы необходимо определиться с тем, какие прицепы и навесное оборудование вы собираетесь использовать при работе с ним. И чтобы не потерять мысль в процессе конструирования, перед началом работы следует выполнить чертежи будущей машины и её основных узлов с основными размерами. Для этого можно использовать готовую документацию, которую нужно адаптировать под конкретные параметры вашего минитрактора.

Лучшие модели

Самоделка минитрактор из мотоблока является довольно распространенным способом изготовления минитрактора в домашних условиях. В целом, неплохие агрегаты выходят из следующих марок мотоблоков:

Кентавр 2090Д

Для примера, возьмем мотоблок Кентавр 2090Д, из которого можно спокойно изготовить будущий минитрактор. Весь перечень работ сводится к тому, что нужно изготовить рамную конструкцию из металлического профиля, а также дополнить устройство сиденьем и второй колесной парой.


  • тип используемого двигателя – 4-тактный, дизельный;
  • максимальная мощность – 9 л.с.;
  • емкость бака с горючим – 5,5 л;
  • частота вращения – 3 тысячи оборотов в минуту;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • объем двигателя – 418 см3.

Стоимость будет формироваться на основе цены за сам мотоблок и стоимости необходимых в работе материалов. Учитывая, что средняя цена за такой мотоблок составляет порядка 40 тысяч рублей, то итоговая цена сборки будет составлять около 45-48 тысяч рублей.

Зубр НТ-135

Также неплохих результатов можно добиться, если переоборудовать мотоблок Зубр НТ-135, обладающий схожими характеристиками, что и предыдущий вариант.


  • тип используемого двигателя – 4-тактный, дизельный;
  • максимальная мощность – 9 л.с.;
  • емкость бака с горючим – 5,5 л;
  • частота вращения – 3600 оборотов в минуту;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • объем двигателя – 406 см3.

Стоимость самого мотоблока будет составлять порядка 54 тысяч рублей. При этом, окончательная цена за готовый самодельный минитрактор будет формироваться на основании стоимости необходимых материалов. В частности, речь идет о следующих комплектующих:

  • Система гидравлики. В принципе, можно взять её и от старой сельскохозяйственной техники.
  • Колесная пара – берется со старых отечественных автомобилей.
  • Руль и тормозная система.

Суммирую все затраты, итоговая стоимость самодельного минитрактора будет достигать 60 тысяч рублей.

2 Сборка трактора

Единой рекомендации, что взять за основу будущего агрегата и как сделать самодельный трактор не существует, на что влияет наличие той или иной техники у вас в хозяйстве, из которой будет конструироваться самоделка. Поэтому целесообразно рассмотреть различные варианты. Если у вас нет мотоблока, сделанный на базе Жигулей, трактор станет помощником куда более лучшим.


Самодельный трактор с мотором от Жигулей

2.1 Трактор на базе Жигулей

Чтобы соорудить трактор из Жигулей своими руками, первым делом разработайте кинетическую схему, учитывающую равновесие конструкции. В устройство войдет: двигатель, задний и передний мост, реверс-редуктор, карданная передача. Двигатель будет приводить в движение передние колеса. По цепи крутящий момент будет передаваться последовательно на редуктор, карданную передачу и т.д. Ведущие задние колеса, в результате, будут вращаться.

Раму изготавливают из труб и уголков. Следите за правильным расположением вилки и втулки, обеспечивающим поворот прицепа. Из металлического листа делают кузов. Высота бортов не должна превышать 30 см. Далее монтируется навесное оборудование и водительское сиденье. После проверьте на работоспособность свой агрегат. Заключительным шагом является грунтовка и покраска поверхности металлических элементов.
к меню ↑

2.2 Трактор с двигателем Д-21

Многие мастера предпочитают комплектовать самодельный трактор с китайским двигателем. За основу берут Lifan, Forza, Зоншен. Однако опытные конструкторы рекомендуют ставить надежный мотор УД-2 либо Д-21. В первом случае двигатель развивает мощность до 8 л.с., во втором – до 25 л.с. Вкупе с 4-тактной системой и воздушным охлаждением такая техника не только с успехом эксплуатируется для с/х деятельности, но и для транспортировки грузов. Рассмотрим вариант с дизелем Д-21.

Для создания рамы возьмите трубу от стогометателя. Предварительно обрежьте полураму, позаимствованную от Т-25, к ее передней части приварите трубу, а к задней металлический лист 3,5×50х50 см. К листу с помощью болтов присоединяют гидробак и навеску с гидроцилиндром, которую также берут от Т-25. Передний мост лучше приобрести в заводском исполнении, иначе могут возникнуть проблемы с полуосями. Колесные диски возьмите от ГАЗ-52, резину от Беларус 82 (8,3×20), которую изготавливает Минский тракторный завод.


Самодельный трактор з дизельным двигателем

Выточите под корзину в маховике посадочное место 3 мм. Первичный вал КПП необходимо удлинить на 12,5 см, карданную передачу от ГАЗ-52 укоротите. Соединение должно быть разборное. Рулевую колонку приобретите от ГАЗ-52. Гидравлика на самодельный трактор собирается из гидрораспределителя Р-80 с плавающим эффектом, насоса НШ-10. Его размещают через вилочное соединение в передней части двигателя. Предварительно замените штатный болт, отвечающий за крепление шкива мотора.

Не стоит устанавливать насос на коробку передач через коробку отбора мощности, поскольку, когда отжимается сцепление, гидросистема отключится, скорость вращения будет неудовлетворительной.
к меню ↑

2.3 Трактор на базе Оки

Трактор из Оки своими руками делают по тому же принципу, что и из прочих советских автомобилей. Все начинается с сооружения рамы. Запаситесь листовым железом и металлическими балками швеллера.


Трактор с ломающейся рамой на базе Оки

Конструкция представляет собой сваренную из металлических уголков стандартную прямоугольную форму. Передний и задний мост собирают из составляющих частей Оки. Устройство компонуется с двигателем из Оки. Тем не менее, перед установкой мотора увеличивается колесный просвет для улучшения проходимости.

Задние и передние лонжероны усиливаются, поскольку на них ложится основная нагрузка. Следует предусмотреть механизм сцепки для установки навесного оборудования. Чертежи для дальнейшей сборки можно найти в интернете. Если указанной машины вы не имеете, не обязательно покупать новое транспортное средство, подойдет агрегат и в нерабочем состоянии, так как используются отдельные его элементы.
к меню ↑

2.4 Обзор самодельного минитрактора (видео)

Нива если брать то что нужно дорабатывать модернизировать? | Автор топика: Валерий

Иван 99% деталей надо дорабатывать кувалдой и напильником. Ну и шильдики можно тоже покрасить.

Денис Попробуй выбери лучше шниву.. . Она более удобна для доработок, чем ТАЗ.

P.S. Извращение — это внедорожник не рамной конструкции, что есть шнива и нива.. . На бездорожье и то, и то убивается.. . И откуда ты знаешь, что состояние хорошее?

Георгий нечего добавить к словам Константина! и не думайте про пластиковое уродство, как там его, чевинива?!

Артём А зачем вообще покупать полуфабрикат, который сразу нужно дорабатывать и модернизировать? Ты себя, как покупателя уважаешь или считаешь, что тебе любое фуфло можно впаривать?

Владислав Раньше была нИва.. -что было сделано. при одной замечателньой поездке по Русским ДоРоЖкам Василий, с другом Засандалили НиваШку так, что когда быезжали, сорвали крупления раздатки.. потом очень долго мучались с Этим делом.. залез на какой то сайт.. уже и не помню каккой.. в общем умный человек посоветовал раздатка прикрепить Швеллером!!) тогда будет и прочность выше и надежность, да и у самого появится чувство уверенности!) так и сделали! далее.. погнули все тяги на заднем мосте Николай так тоже ..еще один чувак посоветовал к Этим тыгам наварить или шОв или арматурину небольшую Владислав короче тоже сделали) и тоже помогло!).. потом немного лиФтанули подвеку. но размер колес не изменяли. и всё))а, да, самое главное.. была сделана Герметизация систему зажингания!! вот это вещь, особенно когд аШнорКель есть!) советую!)) всё.удачи!! этого хватит чтобы быть танком и не ломаться!)

Только прежде чем задавать там вопросы, прошерсти там поиском — скорее всего, там это уже обсуждалось. Там строгий, но справедливый админ — ему уже порядком надоело одни и теже вопросы удалять и перенаправлять на ответ, где это было.

Кстати, по относительно среднему бездорожью нива и без доработок ездит прекрасно — мой отец на ней больше 20 лет ездил, я уже 7 лет езжу, доработки пока только в планах — времени нет, но это не мешает мне ездить там, где другие пешком ходят и без доработок.

Доступные варианты тюнинга установленного двигателя

Если рассматривать Ниву относительно новых лет, то следует учитывать, что тюнинг двигателя бывает двух вариантов:

  • Чип-тюнинг.
  • Механическая доработка.

В последнее время весьма большой популярностью пользуется чип-тюнинг, который позволяет за минимальные сроки существенно повысить показатель мощности. Однако к этому методу тюнинга следует относиться с некоторой опаской, о чем далее поговорим подробнее.

Конструкция механизма

В конструкции гусеничного движителя также нет ничего сложного – мощная металлическая рамка по форме треугольника, один большой каток вверху и пять пар или больше меньшего размера внизу. На них и одевается гусеница.

Классическая ступица колеса устанавливается в верхний каток, далее она сажается на жёсткую сцепку, чтобы при вращении ступица передавала вращательные движения всей конструкции. Ключевое преимущество заключается в возможности поворачивать руль как при наличии колёс. При необходимости гусеницы для автомобиля снимаются и заменяются обычными колеёами.

Двигатель

Родная для ЛуАЗа V-образная четверка МеМЗ мощностью 30 или 40 л.с. не подходит прежде всего по причине недолговечности, поэтому ее заменяют на другие моторы: например, специальные китайские типа Lifan (15–25 л.с.), от мотоцикла МТ “Днепр” (32–36 л.с.), от морально устаревшего, но надежного “Москвич-408” (50 л.с.) и др.


Сегодня в продаже имеется широкий выбор готовых силовых агрегатов для мини-сельхозтехники, как бензиновых, так и дизельных.

Компоновка

Относительное расположение основных частей любого трактора сложилось исторически.
Классическая компоновка самоходной машины следующая: двигатель расположен спереди, продольно, над передней осью. К нему через сцепление подсоединяется коробка передач, далее следует раздаточная коробка и за ней — ведущий мост. Между собой валы агрегатов соединяются при помощи карданов и (или) муфт.


Заключение


Владельцы частных хозяйств и фермеры вынуждены решать множество задач, в том числе, как именно обрабатывать землю. Проще всего приобрести специальную технику, однако с учетом высоких цен, по которым предлагаются многие западные и отечественные машины, большинство землевладельцев склоняются к тому, чтобы собрать своими руками минитрактор для обработки земли. В принципе, эта задача вполне решаемая, главное – понять, с чего начать процесс изготовления этой техники. Желательно вначале подготовить чертеж, чтобы четко знать, какие детали должны присутствовать в самодельном мини-тракторе.

Самый простой вариант — воспользоваться опытом других народных умельцев, которым уже приходилось решать подобную задачу. В сети есть немало ресурсов, где выкладываются даже полные чертежи, которые могут стать проектом для создания самодельного мини-трактора своими руками. После этого останется только подготовить требуемые материалы и инструменты, после чего можно приступать к делу.

Высокие цены на большинство современных тракторов не позволяют купить их всем желающим землевладельцам. В таких случаях многие энтузиасты приступают к сборке самодельной сельхозмашины, используя в качестве основы для нее автомобиль Нива. Самостоятельное изготовление техники дает ряд преимуществ и позволяет подогнать используемые механизмы агрегата так, как это нужно изготовителю.

Трактор из Нивы своими руками – преимущества изготовления

Далеко не каждый владелец старого автомобиля Нива задумывается о его переделке в небольшой трактор. Тем не менее, эта процедура обладает своими достоинствами.

К ним относятся:

  • возможность изготовления спецтехники с колесной формулой 4×4 – в этом случае агрегат получается не только маневренным, но и проходимым. В дальнейшем его можно будет использовать для вспашки участков с неровным рельефом, а также обрабатывать поля с рыхлыми вязкими грунтами;
  • использование любых подручных средств – самоделка может комплектоваться разными деталями и механизмами. Главное, чтобы они были исправными, а на их поверхности не было очагов коррозии. В дальнейшем трактор из Нивы можно улучшить, установив вместо его узлов более выносливые элементы;
  • экономия топлива – трактор на основе Нивы будет расходовать гораздо меньше горючего, чем большинство заводских сельхозмашин. При этом его эффективность будет оставаться достаточно высокой;
  • возможность агрегатирования широкого спектра навесных орудий – оборудовав агрегат гидравликой и ВОМ, на него можно будет устанавливать не только плуг или борону, но и сеялку, косилку или опрыскиватель.

Трактор из Нивы своими руками

Еще одно важное преимущество – это простота в обслуживании и высокая пригодность к ремонту. Досконально зная конструкцию самодельного трактора из Нивы, его изготовитель сможет быстро заменить изношенные детали, не обращаясь за помощью к специалисту.

Как сделать трактор из Нивы своими руками – пошаговая сборка

Прежде чем собрать самоделку, изготовитель должен изучить схему. Лучше всего запастись двумя чертежами. В первом из них должны быть указаны размеры малогабаритной сельхозмашины и порядок монтажа элементов. Второй чертеж – это эскиз, нарисованный от руки. На рисунке должен быть изображен уже готовый агрегат, чтобы изготовитель имел возможность ориентироваться при сборке его кузова и обустройстве водительского места.

Как сделать трактор из Нивы своими руками, чертеж

После изучения схем нужно переходить к поиску деталей. Лучше всего воспользоваться узлами от одного и того же авто. Если такой возможности нет, значит придется искать детали от отдельных машин. Главное, тщательно проверять их и отдавать предпочтение тем элементам, которые сохранились в лучшем состоянии.

Чтобы собрать трактор из Нивы-2121, нужно действовать в такой последовательности:

  1. Первый этап – это сборка прочной и устойчивой к вибрации несущей конструкции. Для ее изготовления подойдут металлические швеллеры и трубы. Швеллеры будут играть роль длинных боковых частей, а стальные трубы – торцов и поперечин, неподвижно зафиксированных к боковинам. Крепить детали между собой нужно при помощи сварки, время от времени давая деталям остывать. В углах стыков труб и швеллеров потребуется приварить металлические уголки, которые усилят общую конструкцию. После этого каркас потребуется покрыть слоем грунтовки и покрасить ее в несколько слоев – это защитит остов трактора из Нивы от коррозии. Второй вариант – это использование уже готового рамного каркаса от старого авто. Правда, найти его довольно сложно;
  2. Далее на высохший после покраски остов нужно установить мосты. Их можно зафиксировать при помощи шарниров, подвешенных к подшипникам – в этом случае ходовая часть будет гасить колебания трактора при езде по бездорожью;
  3. Затем на самоделку потребуется установить колеса, а также трансмиссионный механизм, оборудованный раздаткой от Нивы . Покрышки колес должны обладать глубоким рисунком протектора – в противном случае агрегат не получит нужного сцепления с землей. Давление в колесах не должно превышать 2,1 атм. Во время движения колес давление внутри них увеличится, поэтому перекачанные шины могут лопнуть;
  4. На следующем этапе нужно установить и закрепить двигатель от автомобиля Нива. Для этого необходимо подготовить металлическую платформу, и укрыть ее толстым слоем резины – она будет гасить колебания ДВС. Поверх зафиксированного мотора потребуется установить кожух, который будет защищать водителя от ожога;
  5. Далее трактор из Нивы потребуется оборудовать гидравликой и ВОМ. Место их установки зависит от потребностей тракториста. Если агрегат будет использоваться для работы с ковшом или экскаватором, то гидравлику лучше установить в передней части сельхозмашины. Для работы с плугом, бороной или культиватором навесной механизм можно зафиксировать в задней части сельхозмашины. Саму гидравлику и ВОМ лучше взять в уже готовом виде;
  6. Затем самодельный трактор из Нивы потребуется оборудовать кабиной или навесом. Водительский модуль можно сделать из листовой стали, толщиной не менее 5 мм. Для крепления нужно сделать отдельный жесткий каркас. На него потребуется установить кабину с окнами;
  7. Исходя из размеров кабины нужно обустроить водительское место. В задней части можно установить сиденье, которое будет крепиться при помощи старой рессоры. Перед сиденьем можно вынести руль, рычаги КПП, ВОМ и другие органы управления. Более подробно об изготовлении трактора можно узнать из видео .

Самодельный трактор из Нивы

В конце от изготовителя потребуется проверить работу гидравлики. Для этого нужно установить на трактор из Нивы плуг или борону и проехать на нем по полю. Если при опущенной навеске агрегат не кренит в сторону и он не буксует, значит, самодельная сельхозмашина полностью готова к эксплуатации.


Вообще, Нива сама по себе – достаточно проходимый автомобиль, но и для него, бывает, попадаются трудные участки, особенно охотники часто нуждаются в том, чтобы проехать там, где ни одна машина не сможет проехать. Есть решение этой ситуации и довольно простое – поставить гусеницы, причем сами гусеницы много не весят, они легко помещаются в багажнике.

То что нужно для наших дорог

Нива на гусеницах

После установки гусениц Нива станет универсальным внедорожником. Есть несколько путей: сделать гусеницы самостоятельно или же купить готовые гусеницы на Ниву.

Самостоятельно сделать гусеницы будет непросто для тех, у кого нет своей мастерской с необходимыми инструментами. Тем более, что для изготовления гусениц потребуются такие материалы как тросовая транспортерная лента с 4-мя полосами и профили, вылитые из стали, чтобы соединять вырезки из этой ленты.

Кроме этого потребуются еще и знания в сварном и слесарном деле. Так как у большинства охотников и других любителей езды по бездорожью многих необходимых навыков нет – им будет проще купить уже готовые гусеницы.

Правда готовые гусеницы на Ниву довольно дорогие. Самые дешевые гусеницы стоят примерно 280000 рублей, что очень немало. А если рассматривать варианты с более толстым металлом и большими подшипниками, то цена таких гусениц будет составлять примерно 360 000 рублей.

Зато особых проблем с установкой таких гусениц не будет, и вся установка займет не более часа. Правда придется усилить мосты машины, а в остальном, других изменений не понадобиться.

Альтернатива от Челябинского тракторного завода

гусеницы на Ниву

Поэтому, после того, как внедорожье закончилось и пришло время ехать по дороге – можно поставить обычные колеса на Ниву и двигаться по дороге. Если установить на машину данный гусеничный модуль, то совокупная масса авто составит примерно 2 тонны, а также есть возможность прицепить прицеп с грузом весом в 1 тонну.

Внедорожные качества Нивы на гусеницах

Положительные качества гусеничной Нивы:

  • cущественное увеличение проходимости по сравнению с колесной Нивой;
  • гусеничная Нива сможет составить конкуренцию в плане проходимости трактору;
  • высокая скорость машины – около 80 км/ч на снегу, болотистой местности или по песку;
  • более комфортное передвижению по бездорожью, если сравнивать с колесной Нивой.

Впервые гусеничный ход появился довольно давно – более чем сто лет назад, имеет множество сильных сторон, но есть и свои недостатки:

  • Нива с гусеницами не сможет переехать через большое упавшее дерево;
  • Нива на гусеничном ходу плохо себя чувствует на местности, где есть резкие перепады высот, различные холмы и косогоры. На такой местности может не выдержать трансмиссия или подвеска. Поэтому лучше всего ездить просто по грязи, снегу или глине;

Гусеницы на Ниву цена

Дороговизна гусениц, поэтому необходимо учитывать целесообразность использования гусениц для Нивы. Если на Ниве приходится ездить, в основном по асфальту, то ради нескольких серьезных вылазок на бездорожье нет смысла покупать гусеницы, а вот для тех, кому приходится очень часто ездить за пределами асфальта, например: охотникам или рыбакам, то для них гусеницы будут находкой.

Далее рекламный ролик про Ниву на гусеничном модуле:

Читайте также: