Лада гранта топливная система неисправности

Добавил пользователь Валентин П.
Обновлено: 19.09.2024

В следующем году нынешнюю Гранту снимут с производства. И хотя это самый продаваемый автомобиль в России, но он уже несколько лет как устарел.

Двигатель

Конструкция мотора, в основе которого лежит чугунный блок цилиндров, довольно надежна. Недавно все двигатели, которые устанавливают на Гранты, стали невтыковыми, то есть при обрыве ремня ГРМ поршни не встречаются с клапанами. Это позволяет владельцам сэкономить кругленькую сумму, которую они могли бы потратить на ремонт. Но и не отменяет главной проблемы — некачественных комплектующих. В нашей редакции на длительных испытаниях побывало три автомобиля: Лада Гранта, Калина и соплатформенный Datsun mi-DO. У каждой машины обрыв ремня ГРМ случался до достижения срока его замены согласно регламенту.

При ремонте одного из двигателей, у которого оборвался ремень ГРМ, выяснилось, что в камеру сгорания попадало избыточное количество масла. А ведь пробег не такой уж и большой, всего 70 000 км. Дело, скорее всего, в нестабильном качестве комплектующих. Точную причину установить невозможно, ведь навредить могли и отклонение размеров, и качество материалов, и даже некачественные детали системы впуска, которые пропускали слишком много пыли.

При ремонте одного из двигателей, у которого оборвался ремень ГРМ, выяснилось, что в камеру сгорания попадало избыточное количество масла. А ведь пробег не такой уж и большой, всего 70 000 км. Дело, скорее всего, в нестабильном качестве комплектующих. Точную причину установить невозможно, ведь навредить могли и отклонение размеров, и качество материалов, и даже некачественные детали системы впуска, которые пропускали слишком много пыли.

Среди проблемных деталей также можно отметить термостат и катушки зажигания. Последние порой приходится менять несколько раз при пробеге до 100 000 км. Прочие неисправности, характерные для моторов Гранты, хоть и встречаются довольно часто, но не имеют каких-либо серьезных последствий: неустойчивая работа двигателя (плавают обороты) на холостом ходу, повышенная (у некоторых экземпляров) вибрация при работе.

Трансмиссия

Механическую коробку передач не раз модернизировали. У нее появился тросовый привод, благодаря чему передачи стали включаться с меньшим усилием, да и точность механизма выбора повысилась. Такая коробка имеет заводской индекс ВАЗ-2181. Но звук при работе ее шестерней по-прежнему слишком громкий. Полностью не решена проблема с синхронизатором второй передачи. Плохое включение и быстрый износ синхронизатора, несмотря на многочисленные модернизации, до сих пор встречаются. Как и течи масла через сальники. Причина в низком качестве самих сальников и недостаточной точности позиционирования сальника относительно вала. Все это в полной мере относится и к роботизированной коробке передач ВАЗ-2182, ведь ее создавали на основе механической.

В случае с коробкой 2181 механизм сцепления редко выхаживает больше 100 000 км, особенно если машина эксплуатируется в большом городе и часто простаивает в пробках. У роботизированных коробок передач сцепление живет еще меньше.

Единственная по-настоящему надежная в линейке коробка передач — это 4-ступенчатый автомат японской фирмы Jatсo.

Ходовая часть

Владельцы, которым довелось поездить не только за рулем продукции отечественного автопрома, отмечают, что управляемость у Гранты далека от идеала: машина плохо держит прямую, нестабильно ведет себя в повороте и при торможении. Основная причина — отсутствие подрамника.

Все элементы ходовой части закреплены по отдельности на кузове. Отдельно стабилизатор поперечной устойчивости, отдельно рычаги и растяжки и отдельно рулевой механизм. У современного автомобиля все это крепится к подрамнику, которого у Гранты попросту нет.

Все элементы ходовой части закреплены по отдельности на кузове. Отдельно стабилизатор поперечной устойчивости, отдельно рычаги и растяжки и отдельно рулевой механизм. У современного автомобиля все это крепится к подрамнику, которого у Гранты попросту нет.

Что до надежности и ресурса элементов подвески, то амортизаторные стойки порой начинают стучать до первого ТО. При пробеге 80 000 км могут растрескаться и выйти из строя передние крепления растяжек рычагов передней подвески. Шаровые опоры редко ходят больше 60 000 км. Остальные детали передней подвески имеют приемлемый ресурс.

Конструкция задней подвески проста и надежна. Разве что ресурс ступичных подшипников невелик — порой их приходится менять к 40 000 км пробега. Рулевая рейка часто начинает постукивать к 50 000 км. Регулировка реечного механизма помогает не всегда. Недостаточен и ресурс передних тормозных механизмов. Отмечено, что и колодки изнашиваются быстро, и диски не отличаются живучестью. Иногда диски, пережив три комплекта колодок, просятся на замену уже к 75 000 км. У задних тормозных механизмов свои проблемы: закисают тросы ручного тормоза, подтекают тормозные цилиндры. И все это, как правило, при пробегах до 100 000 км.

Электрика и кузов

Подшипники генератора имеют недостаточный ресурс. Загудеть они могут уже к 80 000 км пробега. Электростеклоподъемники часто работают со скрипом и поднимают стекла медленно из-за заедания стекла в уплотнителях. Часто выходят из строя электродвигатели стеклоподъемников. А еще можно отметить негерметичность задних фонарей седанов: внутрь проникает не только вода, но и насекомые.

Интерьеры Грант первых лет выпуска отличают откровенно бюджетные материалы отделки. Впрочем, пластик руля и рукоятки коробки передач неплохо сопротивляется времени. При больших пробегах потертости в характерных местах мало заметны.

Интерьеры Грант первых лет выпуска отличают откровенно бюджетные материалы отделки. Впрочем, пластик руля и рукоятки коробки передач неплохо сопротивляется времени. При больших пробегах потертости в характерных местах мало заметны.

Все перечисленные проблемы Гранты — следствие либо устаревшей конструкции, либо бюджетного подхода в производстве. Очевидно, что Гранта исчерпала возможности по модернизации. Нужна и новая платформа, и новый уровень безопасности. Лада Гранта — это последний на сегодняшний день автомобиль, находящийся в производстве и не имеющий переднего подрамника — важного элемента, служащего для снижения шума и вибраций, а также повышения пассивной безопасности автомобиля.

Рассказать, как ваша Гранта никогда не ломалась (или ломалась каждую тысячу километров), всегда стоит в комментариях ниже.

Granta 109.jpg


Система питания:
1 – наливная труба;
2 – вентиляционная трубка;
3 – пластмассовая трубка;
4 – шланг наливной трубы;
5 – топливный бак;
6 – трубка вентиляции адсорбера;
7 – адсорбер;
8 – трубка отвода паров топлива из адсорбера;
9 – трубка подвода топлива к рампе;
10 – крышка топливного модуля;
11 – тройник;
12 – трубка отвода паров топлива из бака к адсорберу;
13 – трубка подвода топлива к топливному фильтру;
14 – трубка отвода топлива из фильтра к тройнику;
15 – топливный фильтр;
16 – шланг подвода воздуха к дроссельному узлу;
17 – датчик массового расхода воздуха;
18 – воздушный фильтр;
19 – воздухозаборник;
20 – ресивер;
21 – дроссельный узел;
22 – топливная рампа;
23 – впускная труба;
24 – форсунки;
25 – клапан продувки адсорбера

Granta 110-1.jpg

В пробке заливной горловины установлен клапан, препятствующий возникновению разрежения в баке


Топливо подается из бака, установленного под днищем автомобиля в районе заднего сиденья. Топливный бак выполнен из пластмассы. Металлическая наливная труба соединена с баком бензостойким резиновым шлангом. В верхнюю часть наливной трубы вварена вентиляционная трубка, соединенная с баком пластмассовой трубкой. Вентиляционная трубка служит для отвода воздуха, вытесняемого из бака при его заправке топливом.

Granta 110-2.jpg

Топливный модуль:
1 – регулятор давления топлива;
2 – крышка модуля;
3 – электрический разъем;
4 – топливный насос;
5 – датчик указателя уровня топлива;
6 – рычаг поплавка;
7 – поплавок;
8 – стакан

Топливный модуль, включающий в себя топливный насос, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива, установлен в топливном баке. Для доступа к топливному модулю под подушкой заднего сиденья в днище автомобиля выполнен лючок. Для предварительной очистки топлива на входе модуля имеется сетчатый фильтр. Датчик указателя уровня топлива прикреплен к стакану топливного модуля и представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от перемещения поплавка датчика. Датчик управляет работой указателя уровня топлива и сигнализатора резерва топлива, расположенных в комбинации приборов.

Granta 110-3.jpg

Топливный насос

Топливный насос расположен внутри корпуса топливного модуля. Насос электрический, вихревого типа. Топливный насос включается по команде электронного блока управления (контроллера) при включении зажигания, через реле. Насос подает топливо в магистраль под давлением (около 6,0 бар), превышающим рабочее давление в топливной рампе. Топливо, проходя через насос во время его работы, смазывает и охлаждает насос. Поэтому запрещается включать насос даже на короткое время, если в баке нет топлива. Производительность топливного насоса не менее 60 л/ч.

Granta 110-4.jpg

На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива

От насоса топливо под давлением подается по трубке в крышку топливного модуля, а оттуда – к топливному фильтру, закрепленному на топливном баке возле правого порога кузова. Топливный фильтр тонкой очистки – неразборный, выполнен в пластмассовом корпусе с бумажным фильтрующим элементом. Фильтр предназначен для очистки топлива от механических примесей с тонкостью очистки до 10 мкм.

Granta 111-1.jpg

Соединение топливного модуля с фильтром и рампой:
1 – топливный фильтр;
2 – трубка отвода топлива из фильтра к тройнику;
3 – трубка подвода топлива к фильтру;
4 – тройник;
5 – крышка топливного модуля;
6 – трубка подвода топлива к рампе;
7 – топливный модуль

После фильтра топливо по трубке подается к тройнику. Через тройник топливо подводится к топливной рампе и регулятору давления топлива, расположенному в топливном модуле.

Granta 111-2.jpg

Регулятор давления топлива

Регулятор давления топлива представляет собой клапан, который открывается при превышении заданного давления топлива в магистрали и стравливает часть топлива в бак. Регулятор давления неразборный, при выходе из строя подлежит замене. Давление топлива в топливной рампе при включенном зажигании и неработающем двигателе должно составлять от 3,6 до 4,0 бар. Это необходимо для точного дозирования топлива форсунками.

Granta 111-3.jpg

Топливная рампа с форсунками

Топливная рампа представляет собой металлическую трубку с установленными на ней форсунками. Рампа прикреплена к впускной трубе двумя винтами. С левой стороны к рампе крепится наконечник топливного шланга нагнетательной магистрали, а в правом торце рампы расположен штуцер для удаления воздуха из магистрали.
Топливо под давлением подается во внутреннюю полость рампы, а оттуда – через форсунки во впускную трубу

Granta 111-4.jpg

Форсунка с уплотняющими кольцами

Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании.

Granta 111-5.jpg

На выходе форсунки выполнен распылитель с четырьмя отверстиями, через которые топливо впрыскивается во впускную трубу

Форсунки уплотняются в рампе и впускной трубе резиновыми кольцами и фиксируются на рампе металлическими скобами. Управляет работой форсунок контроллер. При обрыве или замыкании обмотки форсунки, форсунку следует заменить. Если форсунки засорились, их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО.

Granta 111-6.jpg

Фильтрующий элемент воздушного фильтра

Воздух подводится к впускным каналам головки блока цилиндров двигателя через воздухозаборник, воздушный фильтр, гофрированный резиновый шланг, дроссельный узел, ресивер и впускную трубу. Воздушный фильтр установлен в передней левой части моторного отсека на трех резиновых держателях (опорах). Фильтрующий элемент – бумажный. На участке между воздушным фильтром и дроссельным узлом установлен датчик массового расхода воздуха.

Granta 112-1.jpg

Дроссельный узел:
1 – крышка редуктора;
2 – корпус;
3 – дроссельная заслонка;
4 – блок управления;
5 – электрический разъем

Granta 112-2.jpg

Ресивер:
1 – штуцер шланга вакуумного усилителя тормозов;
2 – общая полость ресивера;
3 – шпильки крепления кронштейна;
4 – штуцер трубки клапана продувки адсорбера;
5 – фланец соединения с дроссельным узлом;
6 – каналы подвода воздуха к впускной трубе

Granta 112-3.jpg

Впускная труба:
1 – каналы подвода воздуха от ресивера;
2 – каналы подвода воздуха к каналам головки блока цилиндров

Granta 112-4.jpg

Адсорбер:
1 – трубка подвода паров топлива к клапану продувки адсорбера;
2 – корпус;
3 – трубка подвода паров топлива из бака;
4 – трубка вентиляции

Granta 112-5.jpg

Электромагнитный клапан продувки адсорбера:
1 – электрический разъем;
2 – корпус;
3 – трубка, соединяющая клапан со штуцером ресивера;
4 – штуцер для присоединения трубки подвода паров топлива из адсорбера

Электромагнитный клапан продувки адсорбера установлен на кронштейне, закрепленном на корпусе воздушного фильтра. При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается с впускным трактом. Контроллер, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера, после того как двигатель проработает заданный период времени с момента перехода на режим управления топливоподачей по замкнутому контуру (управляющий датчик кислорода должен быть прогрет до необходимой температуры). Клапан сообщает полость адсорбера с ресивером – и происходит продувка сорбента: пары топлива смешиваются с воздухом и отводятся через ресивер во впускную трубу и далее – в цилиндры двигателя. Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов контроллера и тем интенсивнее продувка.

Адсорбер впервые начали устанавливать на Ладу Гранту с момента ее выпуска в 2011 году.

замена адсорбера на Лада Гранта

zamena-adsorbera-na-lada-granta2

замена адсорбера на Лада Гранта3

замена адсорбера на Лада Гранта4

замена адсорбера на Лада Гранта5

Адсорбер

Оборудование предназначено для поглощения и перенаправления потока паров бензина назад в топливный бак. Таким образом предотвращается попадание горючего во впускной коллектор.

В процессе эксплуатации изделие изнашивается, нередко выходит из строя. Повышенный расход горючего — первый признак неисправности адсорбера.

Рассмотрим алгоритм замены клапана продувки адсорбера на Ладе Гранте своими силами.

Где расположен клапан продувки адсорбера на разных модификациях Лады Гранты

В версии двигателя с 16-ти клапанами верх мотора покрыт декоративной пластиковой крышкой. Перед началом работ аккуратно снимаем элемент декора, приступаем к ремонту.

замена адсорбера на Лада Гранта6

Подготовительный этап

Необходимые инструменты, материалы:

  • отвертка с плоским наконечником;
  • ветошь;
  • дополнительное освещение, если работы проводите в ночное время суток.

Последовательность действий при замене клапана продувки адсорбера своими руками

  1. Помещаем машину в периметр ремонтной зоны, устанавливаем противооткатные башмаки, активируем стояночный тормоз.
  2. Открываем капот, мотор стынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожный покров.
  3. В левой верхней части моторного отсека установлен клапан адсорбера. Аккуратно поддеваем отверткой колодку с проводами, снимаем контакты.
  1. Отвинчиваем винт, извлекаем датчик со штатного места
  2. Проводим дефектовку узла, проверяем целостность контура, отсутствие деформации, повреждений.
  3. Устанавливаем новый клапан, собираем конструкцию в обратной последовательности.

Замена датчика адсорбера Лады Гранты окончена.

замена адсорбера на Лада Гранта8

замена адсорбера на Лада Гранта9

замена адсорбера на Лада Гранта10

Замена датчика адсорбера

Неисправности клапана, способы устранения

Интервалы проведения профилактики, замены. Последствия игнорирования неисправности

Несвоевременное реагирование на неисправность способствует преждевременному износу бензонасоса. Во впускном коллекторе накапливаются пары бензина, мотор теряет мощь, расход горючего стремительно увеличивается. В конечном итоге это приводит к полной остановке двигателя.

В инструкции по эксплуатации нет точного интервала замены. Обязательное условие — профилактика каждое плановое ТО. Установку нового клапана мастера проводят по мере выхода из строя штатного.

На практике, средний ресурс эксплуатации составляет 75 – 85 тыс. км.

Замена узлов системы отлавливания паров горючего на автомобиле Лада Гранта (ВАЗ 2190)

В начале статьи рассмотрели процесс замены клапана продува адсорбера. Однако это лишь составляющее звено всей системы, в которую входят:

  • адсорбер;
  • сепаратор паров;
  • гравитационный клапан.

Каждый из вышеперечисленных элементов демонтируют со штатного места в целях профилактики, замены.

Водителю на заметку! Перед началом работ отключите клеммы от аккумуляторной батареи во избежание короткого замыкания в цепи.

Демонтаж сепаратора паров бензина

замена адсорбера на Лада Гранта12
замена адсорбера на Лада Гранта13
замена адсорбера на Лада Гранта14

  1. Извлекаем гравитационный клапан.
  2. Снимаем сепаратор.
  3. Устанавливаем новый сепаратор, собираем конструкцию в обратной последовательности.

Демонтаж гравитационного клапана Лада Гранта ВАЗ 2190

  1. По вышеуказанной схеме демонтируем сепаратор.
  2. Снимаем гравитационный клапан, предварительно отжав уплотнение в виде резиновой втулки.
  1. Выкручиваем две гайки, два болта, снимаем пластиковый держатель, изымаем гравитационный клапан в сборе.

замена адсорбера на Лада Гранта16
замена адсорбера на Лада Гранта17

  1. Устанавливаем новый гравитационный клапан.

Демонтаж адсорбера Лада Гранта ВАЗ 2190

Ввиду особенностей конструкции Лада Гранта, доступ к адсорберу затруднен. Предварительно выполняем следующие действия:

Диагностика адсорбера

Проверка состояния датчика проводится достаточно просто:

  1. Глушим двигатель.
  2. Отсоединяем колодку с проводами от датчика.
  3. Запускаем силовой агрегат.

Если адсорбер не щелкает, значит, он неисправен, в противном случае причина в другом механизме.

Некоторые мастера практикуют проверку датчика путем подачи на его контакты напряжения 12 В. В исправном состоянии пойдет поток воздуха.

Адреса фирм, предоставляющих услуги по установке / замене (Регион Москва, СПБ, Киев)

Автосервисы, ремонт электронных систем управления автомобиля, ремонт электрооборудования, ремонт топливной аппаратуры дизельных двигателей, м. Площадь Гагарина, Вавилова, 13а, 1 этаж

Система питания состоит из топливного бака, топливного модуля, топливного фильтра, топливной рампы с форсунками, воздушного фильтра, топливопроводов, воздуховодов, дроссельного узла, впускного трубопровода, а также системы улавливания паров бензина

Воздух, поступающий в цилиндры двигателя, очищается от пыли воздушным фильтром.

Система питания автомобиля Лада Гранта

Воздушный фильтр установлен в моторном отсеке на трех резиновых опорах.

Фильтрующий элемент фильтра сменный, выполнен из специальной бумаги.

Чтобы исключить подсос загрязненного воздуха во впускной тракт, вверху элемента имеется уплотнительная окантовка.

Для замены фильтрующего элемента, крышка фильтра выполнена съемной.

Очищенный воздух через датчик массового расхода воздуха по воздуховоду проходит к дроссельной заслонке.

Дроссельная заслонка с электроприводом регулирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя.

Заслонка вращается на оси в корпусе (патрубке).

Корпус дроссельной заслонки закреплен на фланце ресивера впускного трубопровода четырьмя болтами.

Запас топлива хранится в баке емкостью 50 л.

Топливный бак выполнен из специальной пластмассы и подвешен к днищу автомобиля на двух стальных хомутах.

Заливная горловина топливного бака выведена на правый борт автомобиля и закрыта пробкой.

Топливо из бака подается электрическим топливным насосом погружного типа.

Насос установлен в топливный бак. Для доступа к насосу, в днище автомобиля под подушкой заднего сиденья выполнен люк с крышкой.

На входном патрубке топливного насоса установлен сетчатый фильтр, задерживающий небольшие твердые частички мусора, попавшие в топливный бак вместе с бензином.

Дроссельный узел Лада Гранта

Корпус с дроссельной заслонкой, с установленными на него датчиком положения и электроприводом заслонки, образуют дроссельный узел.

На насос подается напряжение по команде ЭБУ при включении зажигания.

Если при этом не будет сделана попытка запуска двигателя, то через 2—3 с ЭБУ выключит топливный насос.

Топливный насос объединен с датчиком указателя уровня топлива и регулятором давления топлива в единый узел — топливный модуль (часто называемый — электробензонасос).

Топливо из насоса (через выходной патрубок топливного модуля) поступает в топливный фильтр.

Очищенный бензин вновь по топливопроводу и через тройник подводится к входному патрубку топливного модуля и далее подается в топливную рампу.

Избыточное количество топлива стравливается через регулятор давления в бак.

Регулятор давления топлива установлен в крышке топливного модуля.

Регулятор давления топлива — перепускной клапан, который поддерживает в системе (топливопровод) рабочее давление 378—390 кПа, необходимое для правильной работы системы впрыска.

Топливный фильтр — бумажный, установлен в металлическом неразборном корпусе.

Очищенное топливо поступает по топливопроводу в топливную рампу.

Топливная рампа удерживает четыре форсунки и подводит к ним топливо.

Топливная рампа Лада Гранта

Соединение рампы с форсунками уплотнено резиновыми кольцами.

Рампа закреплена на впускном трубопроводе болтами.

В соответствии с действующими экологическими требованиями, автомобиль оборудован системой улавливания паров топлива, надтопливное пространство бака связано с атмосферой не напрямую, а через элементы этой системы.

Система состоит из адсорбера, клапана продувки адсорбера, соединительных трубок и шлангов.

Пары бензина по трубкам и соединительным шлангам поступают в адсорбер, который не дает парам попасть в атмосферу.

Адсорбер — это емкость, где пары бензина поглощаются активированным углем.

При работе двигателя с высокой частотой вращения коленчатого вала ЭБУ подает сигнал на открытие клапана продувки адсорбера, и пары бензина всасываются в ресивер впускного трубопровода.

Адсорбер закреплен на топливном баке спереди с левой стороны и закрыт защитным экраном.

Воздух к впускным клапанам цилиндров двигателя подводится через ресивер и впускной трубопровод.

Система питания автомобиля Лада Гранта

Ресивер двигателя выполнен из специальной пластмассы.

Пробка заливной горловины имеет два клапана: один для аварийного сброса давления паров топлива из бака (что возможно при повышении температуры окружающего воздуха), а другой — для поступления воздуха из атмосферы при расходовании топлива из бака (это исключает возникновение сильного разрежения в баке).

Читайте также: