Стартер на восход 3м своими руками

Обновлено: 04.07.2024

Все секреты электрики мотоциклов Восход!

Автор: Иван Ксенофонтов.
Фото: автора.
Рисунки: Сергея Постнова и Олега Воеводова.

Зврь по имени АБРИС.

Еще со времен царя Гороха (а если поточнее - с начала 60-х) ковровские мотоциклы стали оснащаться генераторами переменного тока. Сначала это были Г-38, позже Г-401, Г-411, Г-421. Они отличались тем, что были крайне просты - ни тебе вечно "кончающегося" аккумулятора, ни капризного щеточного узла. К тому же ротор, являющий собой постоянный магнит, надежен как кувалда. Но, как известно, к каждой бочке меда прилагается ложка дегтя. Здесь таковой была контактная система зажигания, в которой, помимо тради-
ционных регулировок опережения зажигания (поворотом корпуса генератора) и зазора в кулачках, надо было "ловить" еще и абрис. Что это за зверь, мало кто знал, и не одно поколение мотоциклистов 70-х укрепило мышцы, толкая не желающие заводиться мотоцилы. К тому же такие генераторы имели три отдельные световые обмотки, питающие цепи сразу всего - фар, стоп-сигналов, "мигалок". А это повышало вероятность короткого замыкания.

Тихая революция произошла, когда установили на "Восход-2М" (1976 г.) генератор Г-427, в котором отсутствовали контакты прерыва-
теля. На роторе вместо кулачка - дополнительный магнит, наводящий электроток в обмотке специального датчика. Импульс этого тока (выводимый через клемму с маркировкой "Д" - "датчик") являлся задающим в контуре тиристора, размещенного в коммутаторе КЭТ-1А. Необходимую для искрообразования энергию вырабатывали две соединенные последовательно специальные катушки, расположенные на статоре (вывод маркировался буквой "3" - "зажигание"). Регулировка системы сводилась к установке зазора (0,3±0,05 мм) между рото-
ром магнита и пластинами сердечника датчика.

Блеск и нищита "Бесконтактников".

Слабое место первых "бесконтактных" генераторов - датчики. От вибрации раскручивались винты крепления и "уходил" зазор. В случае прямого контакта датчика с ротором возникали перебои в моторе. Кстати, разбитые коренные подшипники коленвала также могут служить причиной касания датчика ротора и, как следствие, непонятных перебоев при работе двигателя. В датчиках нередко обрыва-
лась проволока в витках, отваливалась пайка клемм. Изжить практически все эти недостатки удалось лишь в новом поколении генера-
торов 2МК-208 (80.3701). Их стали устанавливать на "Восход ЗМ-01", а позже на всю ковровскую мотопродукцию (кроме "Пилота" и "Птахи"). В них обмотка датчика расположена вместе с другими обмотками внутри статора, а в блок электронного зажигания введен стабилизатор напряжения (отсюда и аббревиатура БКС - блок коммутации-стабилизации). У "Пилота" генератор маховичного типа, то есть обмотки статора располагаются внутри вращающегося колоколообразного ротора. Бобина и коммутатор-стабилизатор такие же, как на мотоциклах.







"Апгрейд" по-ковровски.

За что наш народ любит "совковый" мотопром, так это за ломовую взаимозаменяемость деталей разных его изделий. Так, новые "бесконтактники" можно со спокойной душой устанавливать на предыдущие модели ковровской мототехники - посадочные размеры и габариты позволяют это делать. Условие - электроцепь необходимо доработать: подключить КЭТ или БКС. Повышенная энергия искры потребует и другую бобину - Б300Б, взаимозаменяемую по посадочным местам с применявшейся прежде Б300. (К слову, внешне старая и новая бобины ничем не отличаются. Однако многочисленные попытки не менять старый узел рано или поздно заканчивались тем, что перегорали обмотки!) Любителям "апгрейда", то есть повышения работоспособности элек-
тросистем, можно посоветовать установить бобину, произведенную в г. Сарапуле, от "Ижа"
(обозначение: 7.109 - 37.05.010). Ее применение примерно на 15% повышает длительность им-
пульса искры и на 60% - ее энергию. В итоге - заметно облегчается запуск мотора. К слову, обратная процедура - установка ковровской бобины на "Иж" с контактной системой зажигания ничего хорошего не дает. Бобина перегревается и очень скоро "кончается".

Переход от КЭТов к БКС (с появлением нового генератора 43.3701 на "Восходе-ЗМ") ознамено- вал наступление эры 12-вольтового электрооборудования. Свет фар стал не только ярче, но и стабильнее. Поддерживает постоянное напряжение стабилизатор, встроенный в БКС. Однако владельцы новых 12-вольтовых генераторов могут при необходимости подключить для работы блок КЭТ-1А. Его подсоединяют к клеммам проводки согласно буквенным обозначениям (см. схему). А вот световые приборы в этом случае работать не "захотят". Чтобы "захотели", следует установить штатный БКС. Владельцам старых мотоциклов повезло больше: вместо КЭТа они безбоязненно могут поставить БКС. Цепь зажигания у них, как и прежде, будет 6-вольтовая (поскольку генератор не менялся), в которой стабильность напряжения поддерживается (к слову, достаточно посредственно) специальным дросселем ДР100, размещенным в инструментальном ящике.

Ищите и применяйте.

Хотя современная система зажигания ковровских мотоциклов достаточно надежна, и она может дать сбой. Прежде чем углубляться в элементы системы, проверьте "на пробой" искру без свеч-
ного колпачка - установите зазор в 6-7 мм между высоковольтным проводом и "массой" головки цилиндра. Если искры нет, начинайте вести ее поиски более методично. Вероятно, вы неплотно соединили штекерные разъемы. Плохой контакт основания корпуса БКС с "массой" никакого влияния на работу системы не оказывает - "масса" выводится отдельным проводом. А вот у старых КЭТов "масса" выводилась на корпус, и его контакт с рамой необходим.

Сам генератор, как "совиный", так и "пилотовский" выходит из строя крайне редко. Для провер-
ки его работоспособности необходим тестер с функцией омметра. Так, сопротивление зарядных обмоток (провод красный и корпус, или клеммы "3" и "М") должно быть в пределах 400 Ом; сопротивление обмоток датчика (провод черный и розовый, или клеммы "Д" и "М") - 40 Ом. Сопротивление обмотки цепи освещения (провод фиолетовый и корпус) должно быть 0,4 Ом.

Все замеры сопротивления производятся на гнездах отключенной от БКС штекерной колодки жгута генератора. Старые генераторы с КЭТами проверяются аналогично. Вместо сопротивле-
ния можно измерять величину напряжения переменного тока. На зарядных обмотках при прово-
рачивании коленвала киком оно составляет примерно 50 В, на обмотках датчика - около 2 В. Конкретная величина напряжения зависит от того, насколько резко вы нажали на рычаг кик-
стартера.

Роторы ковровских мотоциклов - деталь вечная. А вот с "пилотовскими" ранних годов выпуска могут возникнуть заморочки. Дело в том, что их магниты приклеивались к ротору эпоксидной композицией, и со временем магниты под действием центробежных сил часто выламывались из корпуса. Роторы современных "Пилотов" этих недостатков лишены.

Бобину (трансформатор высоковольтный 2102.3705, 1480026900001) также проверяют с помо-
щью омметра при отключенных проводах. Сопротивление первичной цепи должно быть в пределах 0,4 Ом, вторичной - 6,7 КОм.

Но даже если сопротивления обмоток в норме, а при нажатии на кикстартер проскакивает искра, всё равно узел может быть неисправен. Бывает, что мотоцикл заводится, но при увеличе-
нии оборотов начинаются перебои и мотор глохнет. Это следствие нарушения контакта внутри корпуса. Поэтому единственным надежным способом диагностики следует считать замену на заведомо исправную деталь. В идеале следует возить с собой "джентльменский набор" - высоко-
вольтный провод с колпачком, бобину и БКС. Последовательным подключением этих узлов можно быстро выявить неисправность.

К сожалению, ни бобина, ни коммутатор не поддаются ремонту, поскольку в них неразборные корпуса. Примите совет: удостоверившись в неисправности детали, сразу ее выбрасывайте.

Однообразное разнообразие.

Описанными выше системами зажигания комплектовались не только мотоциклы Ковровского завода имени В.А. Дегтярева. Генераторы Г427 и КЭТ1 использовали минские мотостроители. На современной модели "Минска" ( "ММВЗ 3.11311" ) установлен оригинальный генератор маховичного типа, однако БКС полностью идентичен ковровскому. Место его изготовления - республика Беларусь, завод БАТЭ. В России же электронные блоки делают сразу в двух местах: в Херсоне и самом Коврове. Различаются эти БКС только фирменным клеймом, по соединитель-
ным разъемам они полностью идентичны. Впрочем, различия все же есть. Но о них мы расска-
жем в другой раз.


Чуть больше двух лет назад стал "счастливым" обладателем мотоцикла "Восход 3М" 1991 года выпуска цвета "Босфор" с пробегом 4 с небольшим тысячи километров. Покупал у давнего приятеля lew1992 . Отладив по тех. части и внешнему виду мот так и простоял года два в гараже, оставив неприятный осадок качеством сборки, укатанности за небольшой пробег и не особо приятным для меня цветом. В итоге под давлением продал своему родственнику, утопающему в ностальгии по этому замечательному двухколесному)

Полный размер Бывший мот с туристическим багажником.

Лениво поглядывая объявления советских мотоциклов, очень хотелось иметь у себя в гараже что-нибудь подобное, и в середине мая этого года решил все же найти себе "Восход" в самом любимом и красивом (на мой взгляд) цвете — "Рубин 110".

Поиски не заставили себя долго ждать, и на сайте объявлений в городе Киров нахожу объявление о продаже мотоцикла с пробегом чуть больше 1000 километров в ярко-красном цвете и с коричневым сиденьем (достаточно редкое сочетание).

Из разговора стало понятно, что мотоцикл был приобретён первым хозяином, после сезона 1991 года пропала искра и мот безвылазно встал в гараж до 2018 года, что его и спасло в первый раз)
В 2018 году покупает второй владелец (который продал его мне) для сына, чтобы тот учился ездить, но посмотрев на общее состояние техники через два года выкладывает объявление о продаже, так и не позволив ребенку прохватывать по деревне, жалко было убивать практически новый мот.

Продавец оказался очень адекватным, но возиться с отправкой не хотел, а возможности приехать у меня не было.Спасибо большое за помощь в осмотре, покупки и отправки до ТК "Восхода" Ershov43 ! Миш, без тебя бы ничего не получилось)

Полный размер Миша отвез мотоцикл до Деловых Линий и в таком виде я его забирал. Полный размер

Первичный осмотр выявил несколько косяков, самый крупный из них — безвозвратно мятое крыло, в остальном претензий больше не было, остальные детали в отличном и хорошем состоянии. Пробег на момент покупки составлял 1156 километров.

Полный размер После того, как отмыл. Полный размер Полный размер Самый крупный косяк.

И понеслось:
— отмыл бак
— отмыл и почистил карбюратор
— отмыл двигатель, раму, крылья и весь мотоцикл
— поменял масло в КПП и передней вилке
— залил свежий бензин и 2т масло Motul

Естественно сразу же оформил мот на себя, "потерял" первые ГНЗ и повесил их в гараже)

Полный размер МРЭО в Ростокино.

Конечно, куда же без колхоза — Женя fiolet достал из закромов своего гаража отличного качества желтую пленку, и оклеил мне фару, спасибо тебе большое!

Полный размер

Знакомый из Коврова, коллекционер советских мотоциклов, а так же продавец оригинальных запчастей для "ЗиДов", "Восходов" и прочих Ковровских мотоциклов продал новые резинки на подножки, кик стартер, переключения КПП, боковую ручку и самое главное — новое переднее крыло из запасов в цвет!

Двигатель начал работать с гулом как буд то что то скреберся, думаю что это кпп. но проблема в том что у меня постоянно она тупит (проподает нейтраль на запущенном двигателе и не тянет 4 передача при подьеме на гору) . цилиндр и поршневые новые . еще вот думаю поставить на него стартер. если у кого то получилось подскажите как поставить.

Алексей Хатаженков

не тянет на 4й это либо подъем сильно крутой или что то с поршневой группой, но не кпп. кпп только от восхода пойдет, разбирай двиг и смотри что "скребет"


Подбор деталей

Существует также возможность установить электростартер от автомобиля ВАЗ-2109 либо более современный узел от ВАЗ-2110, однако в этом случае венец придётся изготавливать самостоятельно, пользуясь профессиональным металлообрабатывающим станком. Для создания запчасти лучше использовать сталь марки 40-X либо иную, соответствующую стандарту твёрдости 35-42 HRC/E. На импортные мотоциклы электростартер нужно подбирать особенно тщательно — многие владельцы двухколёсной техники говорят, что подходящим вариантом являются узлы от промышленных генераторов или мощной садовой техники. Однако венец для стартера точно придётся вытачивать самостоятельно, поскольку унификация является отличительной чертой отечественных мотоциклов.

Установка

Существует несколько вариантов крепления электростартера к оппозитному мотоциклетному мотору:

  • Изготавливаются более мощные и длинные шпильки КПП, после чего на них надевается дюралевая пластина с предварительно высверленным отверстием диаметром 76 мм для кожуха узла. Вариант применяется редко в силу малой прочности и негативного влияния на срок службы электростартера;
  • Из дюраля изготавливается составное крепление в виде двух полумесяцев, которое приваривается снизу к картеру КПП. Будьте внимательны — в процессе аргоновой сварки все резиновые элементы трансмиссии должны быть удалены, однако валы и крышки стоит оставить на местах, поскольку их отсутствие может стать причиной серьёзной деформации картера;
  • Изготавливается цельная дюралевая пластина, приваривающаяся к кожуху КПП. Вариант плох тем, что он заставляет полностью удалять контактный масляный фильтр, нарушая нормальную работу трансмиссии.

Устанавливаем электростартер на мотоцикл

На зарубежных мотоциклах установка стартера осложнена отсутствием серьёзных наработок в данной области. Поэтому вам придётся проявить инженерную смекалку и изготовить соответствующее крепление либо переходную плиту, которая не будет мешать другим компонентам.

Перед установкой нужно тщательно обработать плоскость упора электростартера шлифовальной машиной, чтобы добиться идеального прилегания детали. Чтобы правильно закрепить фланец стартера, нужно снять втягивающее реле, а также полностью выдвинуть бендикс вперёд, чтобы понять, каким будет его рабочее положение. Агрегат фиксируется с помощью фланца, после чего необходимо проверить плотность её прилегания и устойчивость положения. Теперь нужно установить оптимальные зазоры, которые позволят добиться стабильной работы устройства.

Между шестерней, расположенной на стартере, и венцом маховика стоит оставить расстояние в 5–7 мм — чтобы выставить его, можно использовать сложенную во много раз фольгу. Также нужно оставить зазор, равный 2–4 мм, между венцом и роликовой муфтой, которая находится сразу за шестернёй. Измерять его стоит в положении покоя, а не в рабочем состоянии стартера, что позволит достичь устойчивой работы узла. Если вы приобретали подержанный стартер, убедитесь, что его бронзографитные втулки не изношены, а также совпадают по диаметру с осевым валом — в противном случае надёжность детали будет существенно снижена, а запуск мотора будет сопровождаться неприятными звуками.


Доводка

Когда положение стартера будет выставлено, его необходимо снять, чтобы окончательно приварить фланец к картеру КПП. Сделать это можно своими руками, однако вам понадобится оборудование для аргоновой сварки. Убедитесь, что все детали находятся на своём месте и начинайте работу. Помните, что после сварки металл должен остыть самостоятельно, поскольку его принудительное охлаждение приведёт к существенному снижению прочности соединения.

После остывания металла соберите стартер на фланце и убедитесь, что его шестерня не отходит от венца даже при достаточно сильных нагрузках на корпус узла. Теперь можно подключать электростартер к аккумулятору — при работе он должен создавать монотонный звук, а также вращать шестерню, не допуская блокировок или торможений. Кроме того, стоит проверить, насколько легко он сцепляется и расцепляется с венцом. К сожалению, установка электростартера может помешать работе педали запуска мотора. Поскольку убирать её полностью нежелательно, лучше просто изменить форму детали, сохранив резервный способ запуска мотора.

Дополнительные работы

Однако установка крупного аккумулятора повлечёт за собой другую неприятность — генератор не сможет заряжать такую батарею полностью, и стартер вновь нельзя будет использовать. Чтобы устранить эту проблему, можно воспользоваться следующими техническими решениями:

  • Перемотать стандартный генератор, чтобы повысить его мощность на 100–200 Вт. Однако нужно понимать, что надёжность такого узла снизится;
  • Установку стартера часто сопровождают заменой стандартного генератора на узел от лёгкого трактора либо от современной модели Ирбитского завода;
  • Поменять генератор на аналогичный узел от импортного малолитражного автомобиля 90-х годов — идеально подходят детали от Honda и Daihatsu.


Доработка электросети после установки стартера требует определённого профессионализма, поскольку при неправильном соединении проводов или при недостаточной намотке изоляции вы можете попросту сжечь мотоцикл.

Поскольку генератор со временем всегда теряет часть своей мощности, стартер может вновь перестать работать. Чтобы избежать возникновения такой проблемы, стоит каждые 10 тысяч километров очищать щётки узла, регулировать зазор его приводного механизма, а также устранять мелкие неисправности. Также каждые 5 тысяч километров осматривайте проводку — если на ней начинают появляться оплавленные участки или пробои, стоит установить кабели, имеющие большее сечение.

Тюнинг своими руками

Описанная выше процедура установки стартера требует достаточно хорошей сноровки и наличия специального оборудования. Поэтому при отсутствии у вас аппарата для аргоновой сварки или токарного станка следует заранее узнать, где можно воспользоваться услугами профессионалов соответствующего профиля. Все изготавливаемые детали крепления и шестерни должны иметь минимальные допуски, поскольку от этого зависит надёжность устанавливаемого электростартера. Сам стартер должен находиться в хорошем техническом состоянии — чтобы убедиться в этом, стоит проверять втулки и вал. Если все эти условия будут соблюдены, электростартер прослужит вам не один год, обеспечивая максимальное удобство запуска мотора мотоцикла.

Читайте также: