Распиновка проводов монитора парктроника

Обновлено: 01.07.2024

Сегодня я подготовил пошаговую инструкцию по тому, как выполняется установка парктроника. Устанавливать буду устройство фирмы ParkCity на примере автомобиля Hyundai Accent.

Устанавливаю парктроник ParkCity SMART на 4 датчика, он же задний парковочный радар. В комплектацию парктроника ParkCity SMART входит:— инструкция пользователя на русском языке;— дисплей;— комплект проводов;— центральный блок парктроников;— фреза для просверливания отверстия в бампере— датчики парковки, серого цвета, похожего на цвет автомобиля;— стяжки;— лента для разметки.

Парктроник ParkCity Smart Парктроник ParkCity Smart

Плюсами парктроника ParkCity считаю большую цветовую гамму и длинные провода от датчиков до блока, поэтому такой комплект можно ставить даже на перед автомобиля.

Начинается установка парктроника с разбора багажника автомобиля. Я снял декоративную защитную пластмассу и боковую обшивку.Задний ход в Hyundai Accent находится на правом фонаре, поэтому все провода будем тянуть к нему. Провод от дисплея и парктроников протянем в багажник, где установим центральный блок парктроника. Все это подключим к фонарю. Также я заглянул под низ бампера, посмотрел на каком расстоянии находится усилитель бампера.

Разборка багажника Разборка багажника

Теперь необходимо разметить, где будет производиться установка парктроника. Для этих целей я использую лазерный уровень, но если вы хотите установить парктроник самостоятельно и не имеете данного инструмента, то можно спокойно обойтись без него.

Разметка под датчики парктроника Разметка под датчики парктроника

Выставляем лазерный уровень так, чтобы он ловил горизонт и середину автомобиля. Разметку делаем от центра. Два центральных парктроника я стараюсь разместить немного подальше, на случай если владелец авто захочет поставить фаркоп. Обязательно проверяем ровно ли стоит автомобиль. Если нет, то домкратом приподнимаем нужную сторону. Разметив точки, помечаем их с помощью карандаша.

Метки под отверстия Метки под отверстия

Ковыряем шилом отверстия и просверливаем фрезой отверстия под датчики в бампере. За один раз не просверливаю, потому что фреза забивается. Если ее не чистить, то можно сделать отверстие большего размера.

В попытках свести все жизненные рабочие показатели своего автомобиля на один экран головного устройства дошла очередь и до подключения парктроника. Многие возразят — ведь даже у дешевых парктроников есть свой экранчик, зачем выводить данные куда-то ещё? Да просто лишний экранчик в салоне ставить не хочется, и покопаться в железе повод есть…

В статье постараюсь описать приёмы и инструменты для реверс-инжиниринга недокументированного протокола обмена двух железок между собой.

Из содержания некоторых публикаций, создаётся впечатление, что, во-первых, стоит выбирать парктроник с радиоканалом между основным блоком и экраном, и во-вторых, ничего сложного в протоколах обмена не ожидается. Хм… ну да. Правдой это оказалось наполовину.

Шаг первый. Вскрытие и считывание посылаемых данных


Вот такую повторяющуюся посылку шлёт основной блок сразу при подаче питания. При внимательном её рассмотрении можно сделать крайне неочевидный вывод о том, что посылка состоит из трёх частей:

Шаг второй. Декодирование ручками

10011100 10011100 10011101 01000100

10011100 10011100 10010011 01001100

10011100 10011110 01011101 01000100

10011100 10011110 01010011 01001100

Попробуем теперь выставить перед датчиком A (отключив B) препятствие на расстоянии, скажем, 90 см:

10011100 10011100 10011111 01000110

Тем не менее, дальше становится понятно, что вручную с показаний осциллографа срисовывать эти биты тяжело и велика вероятность ошибиться. Поэтому…

Шаг третий. Декодирование ножками в микроконтроллере

У нас есть микроконтроллер. Ардуино или просто AVR на макетке, неважно. Он у нас есть, кому как не ему собирать все данные для головного устройства. Поэтому самое время написать программку для декодирования посылки от парктроника и передачи этой посылки через терминалку в компьютер для упрощения дальнейшего процесса реверсинга.

Поскольку уровень сигналов от парктроника составляет стандартные 5 вольт, то подключение к AVRке для отладки очень простое — проводом на любую неспециализированную ножку (хмм… может я зря зачеркнул в заголовке?).

Исходник программы доступен на гитхабе. Декодированием занимается функция-обработчик прерывания PCINT3_vect в строке 119 и далее. Остальная часть программы делает много других интересных штук, может быть когда-нибудь я и про это напишу статью. А пока опишу вкратце алгоритм декодирования посылки от парктроника.

У нынешних AVRок почти на каждую ногу можно повесить прерывание, которое будет срабатывать каждый раз при изменении уровня на входе. Т.е. каждый раз при переходе от 0 до 5 вольт и каждый раз при переходе обратно от 5 до 0. Таким образом, достаточно при помощи таймера засекать время между срабатываниями прерывания и фиксировать внутреннее состояние. Состояний может быть несколько: ожидание первых 5 импульсов, ожидание широкого импульса, ожидание паузы, ожидание первых 16 бит (с последующим декодированием в зависимости от длительности импульса), ожидание паузы, ожидание вторых 16 бит, ожидание финального импульса, переход в начальное состояние. Причём всё это реализовано в обработчике прерывания, отнимает каждый раз буквально считанные такты и совсем не занимает главный цикл (правда, занимает отдельный таймер, но это исправимо).

Получившееся устройство по UART выдаёт в терминалку компьютера декодированные значения непосредственно в виде 4х байт. Для упрощения последующего анализа открываем Excel и пишем макрос:

Хабр умеет подсвечивать бейсик?

генерирующий из 4 шестнадцатеричных байт вот такое (разноцветие и подписи, конечно, я уже добавил сам):


Обладая всем вышеописанным инструментарием, опытным путём получаем таблицу по датчику A:


  • Последние 4 бита — десятки сантиметров датчика A. Причём если промоделировать расстояния вплоть до нуля, получится, что нулю десятков сантиметров соответствует 1111 и далее по убывающей, 10+ см = 1110, 20+ см = 1101, 30+ см = 1100 и т.д. вплоть до 0011, соответствующего 130+ см.
  • Отмеченные бледно-розовым два столбца по 2 бита соответствуют единицам сантиметров (заметьте, что для 105, 95 и 85 см биты одинаковы). Причём в первом столбце более старшие биты 4-битного значения. Принцип кодирования тот же: 0 см = 1111, 1 см = 1110 и т.д. вплоть до 9 см = 0110
  • Первая контрольная сумма остаётся неизменной, а вот вторая меняется хитро. Столбец десятков сантиметров влияет на сумму непосредственно, а вот оба столбца единиц сантиметров — влияют только на старшие два бита контрольной суммы.


Очередь датчика C:


  • гоньфень джи рёнран суньза ой, то есть единицы сантиметров по-прежнему на своих местах.
  • Десятки сантиметров для датчика C закодированы в пяти битах, которые на этот раз вместе, хоть и принадлежат разным байтам (сиреневый и тёмносиреневый). Принцип кодирования аналогичен предыдущим датчикам.
  • Первая контрольная сумма (первые 4 бита) чётко изменяется на единицу вместе с изменениями на единицу значения десятков сантиметров. Аналогично датчику B. Следовательно, предварительный вывод: в первую контрольную сумму входят значение десятков сантиметров датчика B и датчика C (вероятно, без пятого бита) и что-то ещё. Интуиция подсказывает, что это младшие 4 бита последнего байта. Проверим ниже.

По датчику D собирать подробную таблицу стало лениво, поэтому так:


что ж, все гипотезы подтвердились. Первые 4 бита последнего байта кодируют десятки сантиметров датчика D.

Для проверки промоделируем несколько сочетаний датчиков A и B:


да, всё совпадает.

На данном этапе мы можем полностью декодировать расстояния по каждому датчику, включая единицы сантиметров. И наличие/отсутствие датчиков. Может быть, этого достаточно? Хм. Кажется что-то ещё недораскопано…

Шаг четвёртый. Расчёт CRC (Chinese Redundancy Check)

  • Их две, по 4 бита, находятся почему-то не в последнем, а в третьем байте.
  • Каждая из них является простой арифметической суммой данных из других столбцов.
  • Предположительно известна принадлежность некоторых бит к конкретным контрольным суммам.

Отметим известную на данный момент принадлежность на выборке каких-нибудь произвольных показаний:


попробуем просуммировать по первой строке, возьмём столбцы десятков сантиметров датчиков B, C и D:

1110 + 0111 + 0011 = 11000

хм, а контрольная сумма в третьем байте 0111. А что если минус один?

1110 + 0111 + 0011 — 1 = 10111

совпадает, если отбросить лишний бит. Проверим по другим строкам:

1110 + 0111 + 0011 — 1 = 10111 (ой, тут всё повторилось)
0101 + 0111 + 0011 — 1 = 0111 (тут без отбрасывания)
1111 + 1100 + 1100 — 1 = 100110 (тут аж два бита переполнилось)
0001 + 0101 + 0011 — 1 = 1000 (без отбрасывания)

ура, всё совпало!
У нас остались не отмеченные столбцы. Вероятно, они относятся ко второй контрольной сумме, поэтому попробуем просуммировать:

1010 + 1011 + 0011 = 11000
1110 + 0111 + 0101 = 11010
1110 + 0011 + 1000 = 11001
1111 + 1111 + 0111 = 100101
1111 + 1011 + 0111 = 100001

мда, маловато общего с второй контрольной суммой. Посмотрим, сколько нужно вычесть, чтобы совпало:

1010 + 1011 + 0011 — 10 = 10110
1110 + 0111 + 0101 — 10 = 11000
1110 + 0011 + 1000 — 11 = 10110
1111 + 1111 + 0111 — 01 = 100100
1111 + 1011 + 0111 — 11 = 11110

где-то я это уже видел… а, ну да, у первой контрольной суммы! Зависимость простая — от второй КС нужно отнять то, что мы отбросили как переполнение при расчёте первой КС, только xor'енное с 11. Т.е. отбрасывая 00 (ничего) от первой КС, от второй отнимаем 11 и т.д.

Уфф, вроде всё. Осталось два незадействованных бита, но они, похоже, всегда единицы.

Шаг пятый. Чистка радиоэфира

А вообще я не сторонник применения радиоканалов где попало. Эфир и так прилично загажен, так что работать это всё будет местами (географическими) довольно нестабильно. Поэтому займёмся тем, что выкинем из парктроника приёмник и передатчик, соединив базовый блок, блок индикации и наш микроконтроллер по проводам. Почему я упоминаю блок индикации, хотя не собирался его ставить? А из-за пищалки. Всё-таки передача от базового блока парктроника в наш микроконтроллер, там декодирование, затем пересылка в головное устройство, там снова декодирование и отрисовка внесёт некритичный, но заметный лаг в отображение расстояний. Поэтому блок индикации останется в недрах приборки и будет пищать заведомо быстрее (хотя в будущем, может быть, заставлю пищать свой микроконтроллер).

Можно было бы не париться и соединить все блоки проводочками прямо как в отладочном режиме, напрямую. Однако прокидывать через всю машину жалкие 5 вольт TTL, поверьте мне, не лучшая идея. Поэтому впаяем во все три устройства микросхемы MAX485, реализующие передачу по куда более надёжному интерфейсу RS-485. В общем как-то так (простите за неотмытый флюс). Базовый блок:


на месте белого кружка в правом верхнему углу платы стоял чип R433A, из его обвязки также удалён транзистор Q11 и резистор, вместо которого припаян проводок. А в свободном месте удалось расположить микросхемку так, что ножки попали на минусовой контакт и несколько других подходящих контактов. Поскольку базовый блок всегда является передатчиком, ножки DE и RE можно постоянно замкнуть на +5 вольт. Линии A и B интерфейса RS485 выведены на дополнительную клемму.


ну здесь вообще красота, MAX485 впаялась практически как родная вместо стоявшей микросхемы приёмника RF83C. Совпали ножки выхода данных DO и минусовая GND, ножки DE и RE, поскольку эта часть всегда приёмник, посажены на землю. Остальное потребовало всего одной перемычки.

Работает, как и прежде:


фотку собственного микроконтроллера, пожалуй, опубликую в статье про остальную часть функционала KMENevoBT с гитхаба.

Напоследок, код полного декодирования посылки от парктроника из отладочной программки на Delphi:

Ну не бейте, это всего-лишь отладочный код на коленке

Шаг шестой. Выводы

Возможно, в какой-то момент стоило отказаться от дальнейших раскопок и заказать с Ebay тот же парктроник, который расковырял итальянец с форума по первой ссылке, но мне понравился сам парктроник. Он весьма быстро и точно работает. Пришлось добить, уже из принципа.
Что курили китайцы, разрабатывая такой вот протокол, непонятно.

Лирическое отступление

Кстати, зная протокол обмена, можно применить этот парктроник не только на автомобиле, а, к примеру, на самодельном роботе. Да, для роботов есть отдельные ультразвуковые датчики, но тут их сразу четыре и читаются они одной ножкой ардуины, хоть и с задержкой в несколько миллисекунд.

Пожалуйста, представьтесь!

Зарегистрируйтесь или авторизируйтесь, для получения возможности добавления материалов.




Группа: Пользователи

Статус: Оффлайн


Здравствуйте!надеюсь тут есть кто поможет с соединением.Имеется парктроник,куплен новый дисплей(тк сегменты не отображаются все),такой же внешне как и старый.Я разрезал кабель в районе дисплея и хотел просто соединить провода с новым дисплеем,но не тут то было.У старого кабеля парктроника красный,черный и белые жилы.У нового белый,зеленый,желтый и синий 4 жилы.Как сделать правильное соединение?На фото слева отрезанный кабель,в середине кабель на парктроник из авто(красный,черный,белый),справа новый 4х жильный кабель(синий,желтый,белый,зеленый)Прошу написать какой к какому и что делать с 4 жилой у нового парктроника,спасибо!

Прикрепления: 5349492.jpg (78.4 Kb)

Гуру-практик.

Группа: Модераторы

Статус: Оффлайн

И вы считаете что просто соедините провода и будет работать? Это не лампочка у которой два проводка,я боюсь вас разочаровать,как минимум необходимо снять блок парктроников со старыми проводами и дисплеем и отдать человеку разбирается в радиоэлектронике чтобы он вызвонил питание дисплеев и шину данных и посмотрел взаимозаменяемы ли протоколы от этих двух дисплеев.Этих парктроников производится туева хуча,и зачастую специально изменяется схемотехника для невзаимозаменяемости изделий.

Группа: Пользователи

Статус: Оффлайн

Спасибо за грамотный ответ,значит придумывать ничего не буду,проведу кабель до блока нового,который мне также вложили в заказ)

Гуру-практик.

Группа: Модераторы

Статус: Оффлайн

Вы меня не допоняли,например идет 2ва провода питания +юс и -ус,еще обмен данными это как минимум один провод,на старом у вас 3 провода на новом четыре,да он даже по фишкам в блок не вставится,снимайте всю систему кроме датчиков в бампере и несите к мастеру.

Группа: Пользователи

Статус: Оффлайн

Повторюсь,у меня есть новый блок к данному парктронику новому,его положили в комплект)

Добавлено (24.09.2016, 19:49)
---------------------------------------------
А причем тут бампер? Я думаю блок расположен в обшивке багажника с водительской стороны

Гуру-практик.

Группа: Модераторы

Статус: Оффлайн

Датчики парктроника располагаются в бампере,он "видит"расстояния то чем.А новый блок это решение ваших проблем,и ни каких разрезаний проводов.


Ушел,но обещал вернутся.

Группа: Друзья

Статус: Оффлайн

Rapt0r, вы правы. зачустую блок расположен за обшивкой с левой стороны. востонавливайте провод от нового экрана но перед тем как протягивать его попробуйте просто его подключить плюс и минус и экран и подключить к нему один из старых датчиков. просто датчики могут неподойти старые к новому блоку. соотвественно нет смысла тратить время и силы прокладывать провод. а если подойдет то смело его прокладываете в зад и подключаете . удачи я ушел. кому если буду нужен пишите на почту. адресс есть.

Группа: Пользователи

Статус: Оффлайн

aleksjud, я так и планировал,не дурак


Ушел,но обещал вернутся.

Группа: Друзья

Статус: Оффлайн

а вас дураком и не кто и не назвал я ушел. кому если буду нужен пишите на почту. адресс есть.

Гуру-практик.

Группа: Модераторы

Статус: Оффлайн

Да никто никого дураком не называл это наверное я дурак что думаю если подключить один датчик то работать не будет,либо все либо. он же работает на прием/передача пока например один излучает то соседний ловит в это время.
Немного не то написал излучают/ловят все,но если один датчик отличается от остальных то сигнал с него может запаздывать/опережать другие.

Как проверить датчик парктроника

Вопрос как проверить датчик парктроника, возникает у автовладельцев в случае отказа системы помощи парковки. Самостоятельная проверка датчика парктроника осуществляется с помощью тактильного осмотра, мультиметра или смартфона. Как узнать работоспособность парктроника рассмотрим в статье.

Какой параметр датчика проверяетсяЧто нужно для проверки
ВибрацияТактильная проверка
Другой датчик парктроника с припаянными к нему светодиодами
Звуковые щелчкиПроверка на слух
Приложение диктофон на смартфоне с возможностью построения диаграммы звуковых волн
Сопротивление обмоткиЭлектронный мультиметр в режиме омметра

Как работает датчик парктроника


Принцип работы датчиков парктроника

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как проверить датчик парковки, нужно разобраться, как вообще он работает, поскольку датчики системы парктроника бывают двух типов — ультразвуковые и электромагнитные. Первые более распространены. Принцип их работы основан на том, что они излучают ультразвуковые волны и улавливают их отражение от препятствия. Расстояние между датчиком и помехой вычисляет основной блок по разнице во времени излучения.

Электромагнитные датчики — представляют собой ленту, излучающую электромагнитное поле. Лента устанавливается на внутренней стороне переднего и заднего бампера. Такие датчики более современные и надежные, но достаточно дорогие, поэтому встречаются редко и лишь на автомобилях премиум класса.

Неисправности датчика парктроника

По статистике датчики парктроника достаточно редко выходят из строя, обычно это происходит из-за их повреждения, либо некорректной работы в теплую погоду. Самыми частыми неисправностями датчика парковки являются:


Датчик парктроника с проводкой и разъемом подключения

  • коррозия контактов, попадание влаги в корпус через трещины в корпусе;
  • поломка электронной составляющей датчика;
  • загрязнение рабочей поверхности датчика парктроника;
  • механическое повреждение датчика в результате аварии, удара;
  • повреждение проводки (особенно характерно для передних датчиков из-за попадания на них грязи и химических реагентов);
  • производственный брак датчика, либо его низкое качество (чаще всего подделка).

В результате повреждения одного или нескольких датчиков система парктроника может либо не работать вовсе, либо же, наоборот, постоянно пищать, срабатывая ложно. А при замыкании проводов датчика в дождливую погоду часто выскакивает “Ошибка датчика парковки”.

Также иногда автовладельцы думают что неисправность возникла вследствие попадания грязи на рабочую поверхность датчика либо того, что его закрасили под цвет бампера. Следовательно возникает логический вопрос: “Можно ли красить датчики парковки?”. Ответ — да, можно, однако есть несколько условий. В частности:


Процесс покраски датчиков

  • Красить датчики лучше еще до установки на машину. Если они уже установлены, то нужно вытянуть их немного из бампера (примерно на сантиметр), а бампер за ними оклеить малярным скотчем.
  • Перед покраской поверхность датчиков нужно зачистить с помощью наждачной бумаги (400-ой или 360-ой). Особенно это актуально, если на датчике имеются механические повреждения или царапины.
  • После зачистки поверхность датчиков нужно обезжирить.
  • Загрунтовать акриловым грунтом.
  • Если датчики новые и пластмассовые, то можно зачистить поверхность мелкой наждачной бумагой или серым скотч брайтом и нанести грунт по пластику.
  • После описанных процедур датчики можно красить.

В интернете немало отзывов о том, что датчик парктроника перестал работать после покраски. Однако большинство из них связано с тем, что в процессе работы была нарушена технология покраски и предварительной обработки их поверхности.

Стоит отметить, что те системы парковки, которые устанавливаются на автомобиль с конвейера являются более сложными. И чаще всего при выходе из строя даже одного датчика система полностью теряет работоспособность. Те же системы парковки, которые были установлены дополнительно являются более простыми. У них при выходе одного из датчиков парктроника из строя работоспособность частично сохраняется.

Проверка датчика парктроника

Проверить ультразвуковой датчик парктроника можно одним из четырех способов — тактильно, с помощью смартфона, используя электронный тестер, а также при помощи электронного сканера ошибок.

Тактильная проверка на работоспособность


Тактильная проверка поверхности датчика

Когда датчик исправен и активирован, то непосредственном приближении к нему какого-либо предмета (проще всего проверить пальцем) он издает едва различимые щелчки (примерно по 5…10 щелчков в секунду). Если приложить к нему палец — поверхность датчика должна немного вибрировать. Для лучшего ощущения вибрации пальцем нужно немного поводить по нему.

Таким образом нужно проверять каждый парковочный датчик поочередно. При этом напарник в салоне должен следить, как реагирует система на прикосновение к датчикам в целом. Это позволит определить, какой именно датчик вышел из строя. Если не работают все датчики — скорее всего, проблемы с модулем парктроника, либо с проводкой.

Как проверить датчик парктроника на исправность смартфоном


Запись звуковых волн и диаграмма на смартфоне

Существуют такие датчики парктроника, которые вибрируют очень слабо и звук, исходящий от них, практически не улавливается на слух. В этом случае для диагностики имеет смысл воспользоваться диктофоном на смартфоне. Однако нужен не простой диктофон, а приложение, позволяющее строить диаграмму поступающего звука. Операционная система и само приложение в данном случае неважно.

Для диагностики нужно активировать приложение и поднести улавливающий микрофон к диагностируемому датчику парктроника. Желательно не устанавливать микрофон в одной точке, а немного покачивать им около датчика с амплитудой 2…3 сантиметра. Запись сигнала должна составлять около 30 секунд. По окончании нужно прослушать запись. Во-первых, если сигналы есть — они будут видны на диаграмме. А во-вторых, на записи от исправного датчика будут явно различимые на слух щелчки.

Как проверить датчик парктроника мультиметром


Проверка датчика мультиметром

Самый надежный метод проверки датчика парктроника на исправность заключается в использовании мультиметра. Для этого тестер нужно установить в режим измерения электрического сопротивления. А датчики нужно демонтировать с автомобиля.

В некоторых случаях даже у неисправных датчиков значение измеренных сопротивлений будут в норме, поэтому если это так, то нужно выполнять дополнительную диагностику.

Проверка с помощью пьезоэлемента


Датчик с припаянными к нему светодиодами

Датчики парктроника, по сути, являются пьезоэлементами. Они изменяют свою форму (вибрируют) от подаваемого на них напряжения. Но есть и обратный эффект — при вибрации пьезоэлемент вырабатывает напряжение. Этот эффект можно использовать для проверки. Для этого вам понадобится другой датчик парктроника (только не штатный) с экранированным проводом и два светодиода.

Указанные светодиоды нужно припаять к выходному проводу датчика по встречно-параллельной схеме. Это позволит светодиодам светиться поочередно по своей полярности. Далее нужно протереть мембрану датчика и приложить ее к тестируемому датчику на автомобиле. Если он вибрирует, то светодиоды будут мигать. Этот метод хорошо подходит для проверки тех датчиков парктроника, вибрация которых не ощущается пальцами.

Программа для диагностики датчика парктроника

Диагностировать парктроник в автомобиле можно также с помощью программных средств. Для этого нужно иметь электронный сканер (проще всего портативный на чипе ELM327) и установленную на смартфон диагностическую программу (одна из наиболее популярных — ELM Config).

Программа позволяет считывать ошибки с различных систем автомобиля, в том числе парктроника. Раздел, в котором необходимо смотреть наличие ошибок датчика парктроника так и называется, на английском языке — PAM. После нажатия на кнопку считывания ошибок программа предоставит соответствующую информацию.


Диагностический мультимарочный сканер Rokodil ScanX Pro

Либо подойдет мультимарочный на чипе KW680, такой как Rokodil ScanX Pro. В отличии от первого варианта, такой диагностический сканер работает автономно, но поддерживает такие же функции и совместим с автомобилями начиная от 1994 г.в. Он может считать общие (P0, P2, P3 и U0) и специфичные для производителя (P1, P3 и U1) коды неисправностей.

Заключение

Датчик парктроника ломается нечасто, и если выходит из строя, то это происходит из-за механических повреждений, загрязнения, повреждения проводки либо попадания влаги сквозь трещину в корпусе. В случае неисправности датчики нужно просто очистить осмотреть визуально и попытаться определить на слух срабатывание. Если это не помогло — нужно их демонтировать и проверить сопротивление с помощью мультиметра.

Читайте также: