Q factor в магнитоле сколько ставить

Обновлено: 17.05.2024

Честно говоря, если брать во внимание акустику, то автомобильный салон – не лучшее место для прослушивания своих любимых музыкальных композиций. И дело не только в ограниченном пространстве или недостаточно профессиональной технике. Во-первых, сам слушатель располагается не по центру акустического пространства, которое создается динамиками, а немного сдвинуто. Мест для установки динамиков мало и пространство к тому же ограничено. К тому же в салоне автомобиля много препятствий с разной степенью резонирования (металл, пластик, стекло и пр.). Об эти препятствия звуковые волны ударяются, а иногда не только отталкиваются, но и поглощаются. Обивочный материал, сидения – все это поглощает звуковые волны. Плюс ко всему шум двигателя, дорожный шум и вибрация кузова. Негативных факторов просто масса, потому даже очень качественные динамики, которые будут издавать даже самый отличный звук, будут подвержены влиянию этих факторов, вследствие чего мы получаем в автомобиле не очень качественное звучание. Нельзя не взять и во внимание, роль правильной настройки эквалайзера при проигрывании автомагнитол высокого класса, которые из-за этого могут потерять ряд своих преимуществ. Вышеперечисленные неудобства эквалайзер все-таки может скомпенсировать. Однако не стоит от него ожидать чего-то сверхъестественного. Все-таки из посредственной автомагнитолы, хорошего звука вы вряд ли можете ожидать, даже при помощи эквалайзера. К тому же и посторонние шумы, которые проникают в салон, эквалайзер также не уберет.

Работа эквалайзера.

Вообще главное предназначение эквалайзера – это улучшение акустики в звуковом пространстве в котором находиться слушатель. Так рисунок 1 показывает замкнутую кривую Н, которая представляет диапазон частот, которые воспринимает человеческое ухо. В то же время как кривая N показывает посторонние шумы, которые проникают в салон автомобиля.

Эквалайзер при правильной настройке явно увеличивает звучание. Однако не стоит думать, что при наличии всех частот, звук будет качественным. Здесь еще играет фактор интенсивности этих же частот. Так, усиление частот ниже 70 Гц, усиливает и насыщает звуковую картину, этим собственно говоря, и объясняется присутствие сабвуферов. При усиливании диапазона частот от 170 Гц до 250 Гц, появляется гул. При усиливании диапазона до 1000 Гц человеческий голос становиться намного резче. При интенсивности в 3000 Гц звук становиться пронзительным и резким. При усилении диапазона звучания до 8000 Гц (цимбалы и колокольчики) звуковая картина становится объемной. С помощью эквалайзера можно регулировать интенсивность частот, тем самым можно, как улучшить качество звука, так и при неправильных настройках, ухудшить. В настройках и работе эквалайзера есть масса нюансов и отдельных моментов по настройке, в это мы пока не углублялись. Возможно, эквалайзер можно назвать одним из самых сложных аспектов car audio. И только путем экспериментирования со звуковыми системами можно досконально разобраться в этой теме.

Разновидности эквалайзеров. Их устройство.

Прежде чем начать разбираться и анализировать разнообразные типы эквалайзеров необходимо понять, как устроен сам эквалайзер. Вообще эквалайзер- это электронный фильтр, который очень чувствителен к разным частотам, умеющий управлять ними. Этим определением можно и обозначит пассивные кроссовера, которые так же можно отнести к эквалайзерам. В эквалайзере есть группа фильтров, которые и могут обрабатывать определенный набор характеристик частот звукового сигнала. На рынке аудиотехники можно найти огромное количество разнообразнейших типов эквалайзеров. И эти устройства могут, как усиливать, так и ослаблять звуковые сигналы в разных частотных диапазонах.

Активные и пассивные кроссоверы.

Пассивный кроссовер представляет собой фильтр, который не нуждается во внешнем источнике питания. Пассивные кроссоверы используют электричество линии, в которую подключен, а также обрабатывает сигнал, который усиливается усилителем. В отличие от пассивного кроссовера, активный кроссовер требует внешнего подвода питания, и звуковой сигнал обрабатывается активными кроссоверами до его усиления. По функционалу активные кроссоверы устанавливаются там, где есть несколько усилителей. Особенность активных кроссоверов в том, что он разделяет сигналы на несколько составляющих, а потом и отдельные сигналы по отдельности и усиливает.

Q-фактор эквалайзера.

Качество регулировки полос определяет Q-фактор. Давайте представим, что у нас есть звуковой сигнал, который имеет диапазон от 25 Гц до 22,000 Гц. Подаем его на вход десятиполосного однооктавного эквалайзера. Для того, что бы понимать следует разъяснить, что октава представляет собой частотный интервал, в котором последняя частот в 3 раза больше чем первая частота. На рисунке 2, наш эквалайзер можно представить именно так.

Q-фактор определяет степень взаимовлияния всех полос при регулировке. Если мы хоть как то регулируем (изменяем) центральную полосу в эквалайзере, то естественно и изменяются соседние частоты как слева, так и справа. Q-фактор у разных эквалайзеров бывает как постоянным, так и переменным. В случае, если у эквалайзера Q-фактор постоянный, то регулирование центральных частот влияет и на частоты, которые находятся внутри той же полосы, при этом не оказывается никакого влияния на полосы находящиеся рядом. Точно будет соответствовать и положение регуляторов на звуковой картине, которую вы создаете. При переменном Q-факторе срез или усиление центральной частоты сразу же влияет на частоты, которые лежат не только в рамках той полосы, но также будут затронуты соседние полосы. В таком случае, пи таком эквалайзере настроить звук труднее, ведь получается, что звуковая картина будет не совсем точно отвечать положению регуляторов на панели устройства эквалайзера.

Эквалайзер с постоянным Q-фактором является более качественным видом эквалайзеров. Качество эквалайзеров еще можно определить по количеству полос. Естественно, чем больше полос, тем лучше. При выборе эквалайзеров не забудьте обратить внимание на октавность. Здесь пропорциональность идет в обратном порядке, то есть чем меньше, тем качественней аппаратура.

Самым качественным устройством можно считать эквалайзер, у которого ширина полос равна третьей части октавы. Интервалом в музыке называется такое определенной целое число, которое обозначает соотношение частот. Чем меньше это соотношение, тем приятнее звуковой ряд. Соответственно начиная из простых интервалов: 1:2 - октава, 2:3 – квинта, 4:5 большая терция, 5:6 – малая терция, 9:8 – интервал, который еще называют целым большим тоном. Один целый тон соответствует двум полутонам.
(16/15)х(16/15) = 256/225 " 9/8
При настройке музыкальных инструментов используется тон камертона, который примерно равен 440 Гц.

Эквалайзер. Для чего нужен ? Графический или параметрический? Q-фактор .

По правде говоря, автомобильный салон не самое хорошее место, в плане акустики, для прослушивания музыкальных произведений. Месторасположение слушателя в салоне сдвинуто от центра акустического пространства, создаваемого динамиками. Выбор места установки динамиков в салоне не идеален и ограничен. Распространяясь в салоне, звуковые волны встречают на своем пути различного рода препятствия, которые резонируют по-разному (стекло, пластик, металл и пр.), поглощают звук (сидения, обивочный материал). Добавьте сюда еще такие проблемы, так дорожный шум, шум двигателя и вибрацию кузова. Излучаемый частотный диапазон даже очень качественных динамиков изменяется в худшую сторону под воздействием этих неблагоприятных факторов. Автомагнитола или КД-проигрыватель высокого класса теряют свои преимущества при отсутствии правильно настроенного эквалайзера.
Эквалайзер может скомпенсировать в некоторой степени вышеперечисленные неудобства. Однако не забывайте, что возможности его ограничены. Он не в состоянии "вытянуть" хороший звук из посредственной магнитолы или убрать посторонние шумы, проникающие в салон.

Основная работа эквалайзера - это улучшение акустического состояния звукового пространства, в котором находится слушатель. На рисунке 1 замкнутая кривая H представляет диапазон частот, воспринимаемых человеческим ухом. Кривая N - это посторонние шумы в салоне автомобиля.

Представим себе, что частотная характеристика, выдаваемая нашей звуковой системой вне салона автомобиля, ровная - без эквализации (EQ flat). На рисунке 1 это линия F. Теперь перенесем нашу звуковую систему в салон движущегося автомобиля. Низкочастотные дорожные шумы загасят бас нашей системы, а ее среднечастотный и высокочастотный диапазоны получат "пики" в результате вибрирования дверных панелей и пластика в салоне, а "провалы" возникнут из-за поглощения звука сидениями и обивочными материалами. Как видим, акустическая картина в салоне резко ухудшилась - кривая Z. Отдача от магнитолы и усилителя нашей системы уменьшается.
Задача эквалайзера срезать - "пики" и выровнять "срезы", то есть выровнять частотную картину, сделать слышимыми как можно больше частот. На рисунке 1 линия E есть результат работы эквалайзера. Низкие частоты приподняты выше линии посторонних шумов N, средние и высокие частоты пологие, ниже чем линия F, так как слух человека гораздо чувствительней к этому диапазону и теоретически нет смысла их завышать.
Хорошо настроенный эквалайзер невообразимо улучшает звук. Однако, наличие всех частот в звуковой картине не является достаточным условием качественного звука. Необходимо, чтобы определенные частоты присутствовали в нужной интенсивности. Например, усиление (boost) частот ниже 70 Гц насыщает и усиливает звуковую картину (для этого и нужны сабвуферы). Если же усилить диапазон частот от 180 Гц до 250 Гц, то появится гул. Человеческий голос станет резче, если усиливать диапазон около 1000 Гц. Интенсивные 3000 Гц делают звук резким и пронзительным. Усиление частотного диапазона звучания цимбал и колокольчиков (8000 Гц) придает звуковой картине объемность. Как видим, контролируя эквалайзером интенсивность различных частот, можно значительно улучшить качество звука (равно как и ухудшить его).
Мы рассказали Вам о работе эквалайзера в упрощенной форме, не углубляясь в предмет и не затрагивая многих нюансов. На самом деле, эквалайзер - это очень сложная тема в области car audio, изучить которую глубже можно только лишь на практике, путем экспериментирования со звуковыми системами.

Типы эквалайзеров

Прежде чем обсуждать различные типы эквалайзеров, поясним вкратце, как устроен эквалайзер. Эквалайзер - это электронный фильтр, чувствительный к различным частотам, который в состоянии управлять ими. Под это определение попадают и пассивные кроссоверы, которые в своем роде также являются эквалайзерами. Эквалайзер содержит в себе группу фильтров, которые позволяют обрабатывать определенные характеристики частот звукового сигнала. В мире аудиотехники существует огромное количество различных типов эквалайзеров. Мы расскажем Вам об устройствах, которые усиливают либо ослабляют звуковой сигнал в различных частотных диапазонах.

Графический эквалайзер - это устройство с множеством фильтров с различными диапазонами пропускания частот (bandwidth).В результате прохождения через это устройство звуковой сигнал, состоящий из огромного количества частот, разделяется на несколько определенных сигналов с более узкими частотными диапазонами. Каждая разделенная частотная полоса (band) может быть отрегулирована (усилена либо срезана) по отдельности регуляторами, которыми снабжен эквалайзер. Вращая регулятор (двигая ползунок) одной из полос эквалайзера, мы усиливаем (или уменьшаем) интенсивность частот, входящих в эту полосу. Отметим, что только частота, находящаяся в центре этой полосы определяет уровень регулировки. Она вырисовывает "пик" (boost) при усилении интенсивности полосы или "срез" (cut) при уменьшении интенсивности. Такую частоту будем называть центральной.


Параметрический эквалайзер делает все тоже, что и графический эквалайзер. Его отличие состоит в том, что он имеет возможность регулировать ширину полосы пропускания частот разделенных сигналов и сдвигать в каждой из них центральную частоту вправо или влево. Все это позволяет добиться более реальной звуковой картины.

Гибридный эквалайзер вобрал в себя функции графического и некоторые возможности параметрического эквалайзера. "Параграфический" эквалайзер это графический эквалайзер, имеющий возможность сдвигать центральную частоту в каждой разделенной полосе звукового сигнала. Однако изменять ширину разделенных полос он не в состоянии.


Q-фактор эквалайзера.

Q-фактор определяет качество регулировки полос эквалайзера. Допустим, мы имеем звуковой сигнал, имеющий диапазон от 20 Гц до 22,000 Гц. Подадим его на вход 10-ти полосного однооктавного эквалайзера. Октава - это частотный интервал, последняя частота которого в два раза больше первой (например, 100 Гц - 200Гц есть октава). Следовательно, наш эквалайзер можно представить на рисунке 2 следующим образом.

Степень взаимовлияния полос при регулировке определяется Q-фактором. Регулировка центральной полосы в эквалайзере влечет за собой соответствующее изменение соседних частот справа и слева от нее. Эквалайзеры бывают с постоянным или с переменным Q-фактором. Если эквалайзер имеет постоянный Q-фактор, то регулировка центральной частоты повлияет на частоты, находящиеся внутри этой же полосы, и не окажет практически никакого влияния на соседние полосы. Положение регуляторов в точности будут соответствовать звуковой картине, создаваемой Вами. Если же эквалайзер имеет переменный Q-фактор, то усиление или срез центральной частоты повлияет на частоты, лежащие не только в пределах соответствующей полосы, но и затронет частоты в соседних полосах. Настроить звук такими эквалайзерами гораздо труднее, так как положение регуляторов на панели эквалайзера не будет точно соответствовать реальной звуковой картине.


Как видим, эквалайзеры с постоянными Q-факторами более качественны. Также качество эквалайзера определяется количеством полос - чем больше, тем лучше. Следует обращать внимание и на октавность эквалайзера. Чем меньше октавность, тем качественнее устройство.
Самыми хорошими эквалайзерами считаются устройства, ширина полос которых равна 1/3 октавы.
В музыке интервалом называется определенное целочисленное соотношение двух частот. Чем меньше эти целые числа, тем приятнее звуковое восприятие. Простейшие интервалы: октава - 1:2; квинта 2:3; кварта 3:4; большая терция 4:5; малая терция 5:6. Интервал 9:8 называют большим целым тоном, интервал 10:9 - малым целым тоном, 16:15 - полутоном. Два полутона примерно соответствуют одному целому тону:

(16/15)х(16/15) = 256/225 " 9/8

Основным тоном для настройки музыкальных инструментов считается тон камертона равный 440 Гц ( нота ЛЯ первой октавы)

  • для чего нужны подиумы под вч?
  • Зачем и для чего нужно доворачивать мидбас при установке.
  • Подскажите что такое сабсоник и для чего нужен.
  • Объяните пожайлуста для чего нужна срезка
  • Для чего нужен сабсоник фильтр.

Миниатюры

Миниатюры

Пора бы подумать о звуке. Штатной системе стоит отдать должное. Играет она в целом нормально, для штатки. Но если сравнивать с каким нибудь пионером, то штатная голова играет на уровне какой-нибудь убогой супромистери. Настроек 0. Лево-право, вперёд-назад это не настройки. Выбор пал на Kenwood DPX-3000U.


Полный размер

2DIN магнитола с неплохим звуком и 2мя парами линейных выходов. Заявлена поддержка FLAC и WAV. Цена вопроса — 6200 рублей.
Магнитола позволяет менять подсветку в двух секциях — дислей/кнопки по RGB палитре, а значит цвет можно подогнать под подсветку интерьера.
Что можно в ней крутить по звуку?
1. Эквалайзер. Он тут трёхполосный, казалось бы минус, но есть тут режим ProEQ. В этом режиме каждой полосе можно задать определённую частоту подъёма и ширину подъёма. В НЧ диапазоне центральные частоты — 60,80,100,200гц, в СЧ диапазоне — 1000,1500,2500гц, в ВЧ диапазоне — 8000,12000,15000 гц. Тут вроде всё понятно, а вот про ширину чуть подробнее (примеры будут показаны на эквалайзере с компа). Регулируется ширина полосы параметром Q. И имеется тут несколько значений, от 0.75, до 2х. Чем ниже значение Q, тем больше будет влияние на соседние частоты, на скрине ниже это наглядно видно


Полный размер Q фактор здесь 0.75. При подъёме частоты 100гц видим, что влияние на соседние частоты достаточно приличное. Вплоть от 20 до 700 гц

А при увеличении Q фактора влияние на соседние частоты уменьшается. Тут существенное влияние начинается от 40 до 200 герц. Горб намного меньше.


Полный размер Q фактор 2. Горб стал гораздо меньше

Т.е. фактически мы имеем не простой эквалайзер, а что-то вроде параметрического, более гибкого эквалайзера. Его можно настроить более тонко под разную акустику.
2. Тонкомпенсация. Она работает только на низких уровнях громкости, и увеличивает она уровень низких и высоких частот. И чем выше громкость, тем слабее становится эффект.
Т.е. если громкость у нас стоит 17 из 35, то усиление баса и высоких будет примерно таким:


Полный размер

А если приблизиться к 27-30 и 35 то уже таким:


Полный размер

Ну и на максимуме эффект пропадает вообще.

Есть возможно контролировать саб, если он подключен. Тут настройка среза низких частот, фаза сабвуфера, уровень громкости.
В остальном по звуку больше толковых настроек нет. Если сравнивать с пионером, не хватает этой магнитоле фильтра высоких частот. Порезать мидбасы без усилителя тут увы не получится. Ещё нет возможности заставить тыльные динамики играть только басы, как это можно сделать в том же пионере.
И всё же в целом звук у магнитолы очень хороший. Даже на простых 16динамиках она способна выдавать нормальный бас. Сзади Morel Maximo Coax-6 играют вплоть до 40гц. Басит оно весьма прилично, для динамиков. У штатной магнитолы спад частот начинается с 50гц, так что какого-то баса там не добиться. Сделано видимо это для нормальной работы родных динамиков.


Полный размер В салоне оно выглядит так

Для установки нужна 2din рамка и ISO переходник. Для работы мультируля нужен ещё специальный адаптер.
Заменой доволен. За свою цену отличный вариант.

Короб для сабвуфера Тюмень Автозвук КИЛОВАТТ

Продолжаю выдавать познавательный материал))) Сегодня я попытаюсь доступным языком рассказать и показать вам что такое фильтры и как они работают.

Каждый компонент аудиосистемы должен воспроизводить свой диапазон частот. Сабвуфер не должен петь, а фронт не должен валить басуху 30 гц. Отрезав ненужные частоты от динамиков, мы облегчим им жизнь, увеличим максимальную громкость системы и улучшим качество звука в целом.

Фильтры бывают двух видов:
- фильтр верхних частот (ФВЧ)
- фильтр нижних частот (ФНЧ)
Первый пропускает высокие частоты, подавляя частоты НИЖЕ частоты среза, второй, соответственно, пропускает низкие частоты и подавляет частоты ВЫШЕ частоты среза. Фильтр-сабсоник в сабвуферных усилителях по сути является ФВЧ.

Читайте также: