Подключение стартера маз

Обновлено: 04.07.2024

Автомобили МАЗ имеют 24-вольтовую систему электрооборудования, унифицированную с основными моделями и модификациями.

Электрооборудование автомобилей MA3-54322, МАЗ-64227 отличается от электрооборудования автомобилей МАЗ ранее выпускавшихся моделей насыщенностью различными контрольными приборами, лампами и сигнализаторами, позволяющими оценить состояние агрегатов и систем автомобиля. Работа систем автомобиля контролируется световыми сигнализаторами, а в отдельных случаях и шумовым реле. Ниже приведены необходимые сведения по конструктивным особенностям, обслуживанию и ремонту электрооборудования автомобилей.

На всех приведенных в разделе схемах буквами обозначены цвета проводов: Б - белый, Г - голубой Ж - желтый; О - оранжевый; Р - розовый; С - серый; 3 - зеленый; К - красный; Кч - коричневый; Ч - черный; Ф - фиолетовый.

С целью облегчения поиска неисправности цепи на схемах имеют цифровую индикацию, которая обозначена также и на проводах.

Система электроснабжения и электропуска

Система электроснабжения автомобиля состоит из двух источников: аккумуляторных батарей и генераторной установки переменного тока. Кроме того, в систему входит ряд промежуточных реле, выключатель массы батарей и замок-выключатель приборов и стартера.

В систему электропуска входят аккумуляторные батареи, стартер, выключатель массы батарей, замок-выключатель приборов и стартера, электрофакельное устройство (ЭФУ), парожидкостный подогреватель (ПЖД), промежуточные реле.

Аккумуляторные батареи

На автомобилях МАЗ установлены батареи типа 6СТ-182ЭМ или 6СТ-132ЭМ. Номинальное напряжение каждой батареи 12 В. На автомобиле две батареи соединены последовательно, что увеличивает рабочее напряжение до 24 В.

В зависимости от условий транспортировки сухозаряженных аккумуляторных батарей они могут поставляться без электролита или с электролитом. Аккумуляторные батареи, не залитые электролитом, перед началом эксплуатации следует привести в рабочее состояние, а залитые электролитом - при необходимости откорректировать по плотности.

Генераторная установка

Генераторная установка ГУ Г273А представляет собой генератор переменного тока со встроенным выпрямительным блоком и интегрированным регулятором напряжения (ИРН)

После 50 тыс. км пробега автомобиля и в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо снять ГУ с двигателя, разобрать, проверить состояние шарикоподшипников и электрощёток. Поврежденные подшипники и сильноизношенные щетки следует заменить.

Стартер

На автомобилях МАЗ устанавливается стартер типа СТ-103А-01.

Выключатель массы батарей

Выключатель типа ВК 860Б предназначен для подключения аккумуляторных батарей к массе автомобиля и отключения их.

Электрофакельное устройство (ЭФУ)

Устройство служит для облегчения запуска двигателя при температурах окружающего воздуха ниже - 5 °С до -25 °С.

Электрофакельное подогревательное устройство не предусматривает отдельных работ по техническому обслуживанию. Отказы, появляющиеся в ЭФУ, устраняются путем замены неисправного элемента.

Электрооборудование предпускового подогревателя

В процессе эксплуатации могут выходить из строя электроискровая свеча, термоэлектронагреватель и топливный электроклапан. Эти устройства неразборные и при выходе из строя заменяются.

Транзисторный коммутатор выполнен на электронных элементах, герметически закрыт, обслуживания не требует и также не ремонтируется.

Электродвигатель насосного агрегата в процессе эксплуатации не обслуживается. Так как электродвигатель работает непродолжительное время, то он обеспечивает нормальную работу подогревателя при пробегах автомобилей в течение нескольких капитальных ремонтов.

Системы освещения и световой сигнализации

В систему освещения входят головные фары, фары-прожекторы, противотуманные фары, передние и задние фонари, фонари заднего хода, плафоны кабины и освещения спальных мест, подкапотный фонарь, лампы и комплект коммутационной аппаратуры (включатели, переключатели, реле и т. п.).

В систему световой сигнализации входят указатели поворота, сигналы торможения, опознавательный знак автопоезда и аппаратура для их включения.

Контрольно-измерительные приборы

На автомобилях установлены спидометр, комбинация приборов, двухстрелочный указатель давления, блоки контрольных и сигнальных ламп, сигнализаторы, указывающие водителю на экстремальное состояние в той или иной системе, комплект датчиков, выключатели и переключатели.

Система звуковой сигнализации

Автомобили оснащаются двумя звуковыми сигналами: пневматическим, установленным на крыше кабины, и электрическим, состоящим из двух сигналов: низкого и высокого тона. Установлено также шумовое реле-зуммер, сигнализирующее о снижении давления воздуха в контурах тормозной системы и засоренности воздушного и масляного фильтров двигателя, что определяется по изменению давления при засорении фильтров.

Дополнительное оборудование

К дополнительному оборудованию относятся электрические устройства, обслуживающие стеклоочиститель, систему отопления и вентиляции кабины.

Электродвигатели стеклоочистителя и системы отопления в процессе эксплуатации техническому обслуживанию не подвергаются.

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни. Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера. Техническая характеристика стартера приведена в таблице 14.1.

Устройство стартера показано на рис.128. Шестерня 15 привода вводится в зацепление с венцом маховика при помощи тягового реле 7. Из зацепления шестерня выходит автоматически после запуска двигателя. Стартер выполнен по однопроводной схеме, где вторым проводом служит масса автомобиля. Для обеспечения надежного соединения с массой на задней крышке 81 стартера имеется болт 28 подсоединения гибкого провода массы. Для доступа к электрощеткам и осмотра коллектора в крышке имеются окна. Снаружи окна закрыты защитной лентой 1. Для смазки подшипников на крышках и в корпусе стартера выполнены каналы с помещенными в них войлочными фильцами. Каналы закрыты резьбовыми заглушками 10, 16 и 27. Стартер устанавливается на постели блока цилиндров двигателя и закрепляется двумя стяжными хомутами. В постели блока цилиндров двигателя запрессован штифт, обеспечивающий правильную установку стартера и предохраняющий его от проворота. При повороте ключа замка-выключателя приборов и стартера в положение II (см.рис.127) замыкаются контакты клемм «АМ» и «СТ» замка и напряжение подается на промежуточное реле 6 пуска стартера. Реле замыкает контакты клемм Б и С и по проводу Б10 напряжение поступает на тяговое реле стартера. Втягивающая обмотка реле перемещает якорь и через рычаг 12 (см. рис.128) подает шестерню к венцу маховика. При этом одновременно замыкаются контакты тягового реле, и включается электродвигатель стартера. Происходит проворачивание двигателя. В процессе пуска втягивающая обмотка тягового реле закорачивается (шунтируется) диском 6 якоря реле, а шестерню удерживает в рабочем положении только поле, создаваемое удерживающей обмоткой, которая потребляет незначительный ток. После запуска двигателя шестерня автоматически отключается от венца маховика, свинчиваясь по косым шлицам вала якоря. Ключ замка-выключателя возвращается в рабочее положение I за счёт пружин замка, так как положение ключа II – нефиксированное.
Тяговое реле отключает основной рабочий ток и стартер выключается.
Возможные неисправности стартера и способы их устранения приведены в табл.15.

Техническое обслуживание

В условиях эксплуатации необходимо следить за исправностью стартера и регулярно выполнять следующие регламентные работы. При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел; через каждые 45-50тыс. км пробега автомобиля необходимо:
· снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров. В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой 1.МС, СЛ.14А, 1ОН ГОСТ 5009-75. В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;
· проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;
· замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;
· проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;
· проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой. При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска. При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону. Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;
· проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;
· залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;
· протереть стартер ветошью.
Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует. Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.

Ремонт

Для проведения ремонта стартер снимают с двигателя, отвернув болты стяжных хомутов.
Разборку стартера следует производить в следующем порядке:
· снять защитную ленту 1 (см.рис.128);
· отвернуть винты 26 крепления щеточных канатиков и, приподняв щеточные пружины 25, вынуть щетки из щеткодержателей;
· расшплинтовать соединение рычага 12 с тягами 11 якоря тягового реле и вынуть палец 85;
· отвернуть и вынуть две стяжные шпильки 88;
· снять крышку 14;
· снять корпус вместе с тяговым реле;
· вывернуть четыре болта крепления держателя 22 промежуточного подшипника;
· вынуть якорь 2 из крышки 14 вместе с приводом;
· снять два сухаря, установленные в шлицах под упорным кольцом 17;
· снять привод в сборе с вала якоря.
Детали и узлы стартера нужно внимательно осмотреть на предмет обнаружения неисправностей и поломок.
Крышки со стороны привода и коллектора не должны иметь трещин и повреждений; зубья шестерни и электрощётки не должны иметь сколов; ведущий палец, установленный в рычаге 12, должен быть надежно закреплен в рычаге и не иметь выработки; пружины электрощёток не должны иметь поломок. Изношенные и поврежденные детали подлежат замене. Электрощётки при высоте менее 14 мм также необходимо заменить (высота щеток измеряется от места касания пружины до притертой рабочей поверхности). Контактные болты 5 и контактный диск 6 тягового реле не должны иметь на рабочей поверхности подгаров. При подгорании контакты восстанавливаются методами, приведенными выше в разделе "Техническое обслуживание".
Тяговое реле проверяется на целостность втягивающей и удерживающей обмоток и на витковые замыкания. Проверку выполняют ампервольтметрами Ц437, Ц20 или любыми другими, позволяющими измерять сопротивления с точностью до 0,1Ом. Измеряется сопротивление втягивающей обмотки. Оно должно быть 0,9±0,2Ом. Сопротивление удерживающей обмотки должно быть 5±0,8Ом. Следует помнить, что величины сопротивлений указаны для холодных (непрогретых) катушек (температура окружающей среды 20±0,5°С). Если сопротивление катушек отличается от приведенных выше значений, то в катушках имеются витковые замыкания и реле подлежит замене.
У якоря стартера необходимо осмотреть коллектор, проверить обмотку на витковое замыкание и на корпус. Особое внимание надо обратить на состояние двух овальных лунок, расположенных на шлицах вала. Лунки не должны иметь выработки в виде прямоугольных выступов. Такая выработка приводит к заеданию механизма привода при пуске, и якорь необходимо заменить.
Поверхность коллектора якоря протирается или зачищается, как показано выше в разделе "Техническое обслуживание".
В случае необходимости проточки коллектора его после шлифуют мелкой шкуркой. Размер коллектора после шлифовки должен быть не менее 56,05мм.
Проверка якоря производится с помощью приборов ППЯ-5, ППЯ-533, на стендах «Эмет-54», «Электротестер» или других, имеющих призму и трансформаторное устройство для проверки якорей.
Статор стартера после протирки и очистки от пыли и скопившейся грязи проверяется на замыкание обмоток на корпус. Предварительно отвинчивают два болта внутри статора, крепящие шины к корпусу. Проверка выполняется контрольной лампой на 110 или 127В, входящей в комплект приборов или стендов. Неисправные катушки нужно снять, изолировать поврежденное место и снова установить в корпус. После закрепления полюсных наконечников с катушками надо расчеканить корпус стартера, чтобы предотвратить винты крепления катушек от самоотвинчивания.
Необходимо также проверить опорные втулки вала якоря стартера, установленные в крышках 14 и 31 (см.рис.128). Втулка в крышке 14 со стороны привода может быть изношена до размера не более 19,615мм. Размер втулки в крышке 31 со стороны коллектора не должен быть более 18,105мм. Если размеры втулок более указанных, втулки необходимо заменить. Внутренний диаметр втулок после их запрессовки и расточки должен быть: в крышке со стороны привода 19,5 +0,045мм , в крышке со стороны коллектора 18,0 +0,035мм .
После замены деталей и ремонта стартер собирается в порядке, обратном разборке. При этом болты 21 (см.рис.128) крепления держателя промежуточного подшипника 22 нужно поставить на клей БФ-4 (ГОСТ12172-74). В отверстия для смазки, находящиеся под резьбовыми заглушками 10, 16 и 27, надо залить по 10 капель турбинного или моторного масла. Шлицы вала якоря перед сборкой смазываются смазкой
ЦИАТИМ-203 (ГОСТ8773-73). В собранном и смазанном стартере якорь должен легко, от руки проворачиваться при приложении усилия к шестерне 15.
Собранный стартер должен быть отрегулирован. Для этого стартер необходимо зажать в тиски или приспособление, обеспечивающее его неподвижность. Собирается схема, показанная на рис.129. Подсоединяется контрольная лампа на 24В, и между шестерней и упорным кольцом устанавливается регулировочная прокладка толщиной 16мм. Включается выключатель 3. После срабатывания тягового реле стартера лампа загореться не должна.

При установке прокладки толщиной 11,7мм лампа при срабатывании реле должна загореться. Если эти условия не соблюдаются, тяговое реле регулируют: при загорающейся лампе и прокладке 16 мм необходимо ввернуть винт в якорь 9 реле (см.рис.128); не загорающаяся лампа при прокладке 11,7мм требует выворачивания винта из якоря. Конструкция регулировочных прокладок показана на рис.130.

Отрегулированный стартер проверяется на ток холостого хода от батарей на 24В или от источника постоянного тока такого же напряжения.
Рабочий ток стартера не должен превышать 110 А. Если ток значительно выше, значит, якорь стартера туго вращается и необходимы доводочные работы.
Проверенный и отрегулированный стартер можно устанавливать на двигатель. При этом необходимо помнить, что крепление установленного на двигателе стартера после нескольких попыток запуска может ослабнуть. Поэтому рекомендуется после установки стартера на двигатель сделать 3-5 пробных
коротких пуска и окончательно затянуть болты хомутов крепления стартера.
Момент затяжки должен быть 3кгс.м.


Дано:
Авто: МАЗ
Год:
Модель: 5549
Двигатель: Дизель
Особенности авто: Самосвал
Проблема: Тяжело вращается при запуске двигателя
Особенности возникновения проблемы: Естественный износ в процессе эксплуатации.

— Провести стендовую диагностику агрегата.
— Произвести деффектовку агрегата.
— Установить причину, повлекшую нарушение работоспособности стартера. Подобрать запчасти.
— Произвести ремонт и в завершение запустить стартер на проверочном стенде.

К нам в сервис обратился клиент на автомобиле МАЗ для ремонта изношенных деталей. После осмотра и согласования приступаем к работе.

Стендовая диагностика подтвердила наличие дефекта в работе, описанную водителем автомобиля.
Предположительно это возникает в следствии износа втулок. Но точную причину можно узнать только после вскрытия агрегата.

Фиксируем стартер в тисках и начинаем разбирать. Производим чистку с помощью щётки, балгаркой подравниваем слизанные грани шляпок болтов, фиксирующих заднюю крышку.

Стартер СТ-103 отличается высокой долговечностью и надежностью; он устанавливается с правой стороны двигателя и крепится к его картеру двумя хомутами.

Конструкция стартера показана на рис. 107.

В корпусе 7 помещены четыре обмотки возбуждения. Каждая пара обмоток соединена последовательно. Обе пары включены между собой параллельно и подключены одним концом к клемме 8, а другим — выведены на массу. Между этими обмотками расположен якорь 27, также имеющий обмотку. Опорами для якоря служат бронзовые втулки, помещенные в крышках 2 и 17 и промежуточной опоре 25. В корпусах крышек имеются отверстия. заканчивающиеся масленками 3, 14 и 18, через которые подается смазка к этим подшипникам при обслуживании. Внутри отверстий заложены фетровые фитили, удерживающие смазку.

В задней крышке 2 помещена траверса, на которой смонтированы щеткодержатели с пружинами 1 и щетками 5. Всего у стартера восемь щеток марки МГС-5 размером 32Х 12x20 мм.

Для обслуживания щеточно-коллекторного узла в задней крышке имеются смотровые окна, закрытые защитной лентой 6.

На переднем конце якоря нарезана четырехзаходная прямоугольная резьба, по которой перемещается с помощью приводного рычага 16 барабан 24. Барабан, свободно посаженный на вал, может передвигаться по резьбе якоря и, воздействуя на поводок 22, перемещать шестерню 20 до упорного кольца 19.

Весь механизм привода смонтирован внутри передней крышки 17. Передняя и задняя крышки крепятся к корпусу двумя стяжными шпильками 4.

Продольный разрез стартера МАЗ-500

Рис. 107. Продольный разрез стартера:

1 — пружина щетки; 2 — задняя крышка; 3, 14 и 18 —масленки: 4 — стяжная шпилька; 5 — щетка; 6 — защитная лента; 7 — корпус; 8 — главная клемма реле стартера; 9 — контактный диск; 10 — реле стартера; 11 — удерживающая обмотка; 12 — втягивающая обмотка; 13—якорь реле; /5 —серьга; 16 — приводной рычаг; 17 — передняя крышка; 19 — упорное кольцо; 20 — шестерня; 21 — пружина шестерни; 22 — поводок шестерни; 23 — пружина барабана; 24 — барабан; 25 — промежуточная опора; 26 — обмотка возбуждения; 27 — якорь стартера поводок 22, перемещать шестерню

Для приведения в действие рычага 16 на корпусе стартера смонтировано тяговое электромагнитное реле 10, имеющее втягивающую 12 и удерживающую 11 обмотки. Внутри обмоток помещен подвижный якорь 13, соединенный через серьги 15 с приводным рычагом. В передней части реле стартера имеется полость, где установлен включатель стартера с контактным диском 9 н главными клеммами 8. Контактный диск закреплен на штоке якоря 13 и изолирован от него.

Схема включения стартера и его работа показаны на рис. 108.

При включении включателя 14 стартера питание подается от аккумуляторных батарей на клемму 9 и втягивающую обмотку 10. Обмотка создает сильное магнитное поле и втягивает якорь реле, который через серьги 6 перемещает рычаг с барабаном. Барабан воздействует на шестерню 1 и подает ее к венцу маховика. После зацепления шестерен включаются контакты 12 с помощью контактного диска 11. При этом основной ток от батареи поступает через контакты 12 на положительные щетки коллектора якоря и через обмотки якоря выходит на отринательные щетки и на массу. Одновременно при соединении контактным диском контактов 12 во втягивающей обмотке 10 ток уменьшается, так как обмотка замыкается сама на себя (шунтируется). Это предохраняет втягивающую обмотку от перегрева. В это время якорь реле стартера в рабочем положении удерживает обмотка 8.

Схема работы и регулировки стартера МАЗ-500

Рис. 108. Схема работы и регулировки стартера:

1 — шестерня; 2 — регулировочная прокладка; 3 — упорное кольцо: 4 — палец; 5—шплинт: 6 — серьга; 7 — регулировочный винт якоря реле; 8 — удерживающая обмотка; 9 — клемма обмоток реле; 10 — втягивающая обмотка; 11 — контактный диск: 12 — главный контакт реле; 13 — питающий провод; 14 — включатель стартера; 15 — контрольная лампа (используется при регулировке); 16 — аккумуляторная батарея; 17 — клемма массы; 18 — приводной рычаг

Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню проворачивает маховик и пускает двигатель. После пуска двигателя шестерня автоматически свинчивается по резьбе якоря стартера и фиксируется в исходном положении. Включатель стартера выключается и приводной рычаг отходит назад, вытягивая подвижный якорь реле и выключая стартер.

Стартером рекомендуется пользоваться не более 20 сек.

Повторный пуск можно производить после перерыва в течение 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. Если двигатель при этом не пускается, необходимо найти неисправность и устранить. В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже —5° С пуск двигателя стартером можно производить только после предварительного разогрева двигателя подогревателем. Несоблюдение указанных правил приводит к перегреву стартера и выходу из игрой стартера и аккумуляторных батарей.

Читайте также: