Где находится датчик холостого хода на уаз буханка инжектор 409 двигатель

Обновлено: 02.07.2024

Регулятор холостого хода УАЗ

Устройство

РХХ автомобилей УАЗ устанавливаются на верхней части впускного коллектора. Регулятор представляет собой алюминиевую колбу, с 2 отводами под воздушные патрубки. Внутри корпуса имеется электродвигатель и пара штуцеров. Штуцера отвечают за впуск воздуха в РХХ и перенаправление его в систему. Питание электродвигателя осуществляется напрямую, через блок управления двигателем, через 3 контактный соединительный разъем.

Установленный на 409 двигатель РХХ

Назначение и работоспособность

Датчик холостых оборотов, инжекторного автомобиля УАЗ, предназначен для подачи воздушной массы в топливо, без использования дросселя. Подобный подход применяется для:

РХХ начинает свою работу сразу же, после пуска двигателя. ЭБУ посылает импульс на электродвигатель регулятора, который в свою очередь толкает впускной штуцер. Штуцер открывает зазор в калибровочном отверстии, тем самым обогащая топливо воздухом. Во время работы на холостом ходу, весь воздушный поток проходит в систему при полном закрытии дроссельной заслонки. Подача полного цикла воздушного потока, сокращается по мере нагрева двигателя. В момент запуска агрегата, штуцер РХХ открыт на 240 шагов. После полного прогрева, байпасный канал РХХ закрывается до 75 %, но подача воздуха не прекращается. Полное закрытие РХХ происходит после открытия дроссельной заслонки. ЭБУ получает сигнал об открытии, и отключает двигатель регулятора холостого хода.

Признаки неисправности

В процессе длительной эксплуатации автомобиля, регулятор холостого хода может выйти из строя. К признакам неисправности РХХ можно отнести:

  1. Трудный запуск двигателя.
  2. Нестабильные обороты холостого хода.
  3. Запуск двигателя с подкачкой топлива педалью газа.
  4. Неустойчивые обороты ХХ при включении фар, магнитолы, печки.

О неисправности датчика холостого хода можно узнать из показаний приборной панели. Эти показания являются кодами ошибок ЭБУ. Инжекторные автомобили УАЗ Буханка и Патриот оснащаются 2 видами электронных контроллеров: Микас 11 и Микас 7.2. От типа контроллера зависит значение кода выдаваемой ошибки.

Микас 11

Коды неисправностей контроллера Микас 11

Коды ошибок от 0505 до 0511 означают блокировку холостого хода и неисправность электрической цепи РХХ.

Коды ошибок от 1509 до 1514 означают короткое замыкание цепи РХХ на массу либо между обмотками.

Коды ошибок от 1750 до 1755 также означают проблемы с электрической цепью РХХ.

Микас 7.2

Коды неисправностей контроллера Имкас 7

Контроллер этого типа выдает трехзначные коды ошибок. Коды 161, 164 означают короткое замыкание в электродвигателе. 162 и 165 говорят об обрыве в цепи. 163, 166 означают замыкание с массой.

Проверка РХХ

Проверку регулятора холостого хода на работоспособность можно провести на месте, без демонтажа. В случае нестабильной работы двигателя на холостом ходу, проверить можно при помощи пережима впускного воздушного патрубка. Если двигатель продолжает работать, без подачи воздуха в систему, это говорит о дополнительном подсосе. В этом случае требуется проверить патрубок на герметичность в местах соединений и его общую целостность.

Метод 2

Проверка этим способом осуществляется также без демонтажа узла. Необходимо отсоединить от РХХ электрический разъем. Далее поочередно подать напряжение в 12 вольт всем клеммам регулятора. Отсутствие реакции, говорит о полной неисправности детали.

Метод 3

Третий метод проверки основан на измерении электрического сопротивления двигателя регулятора холостого хода. Проверка осуществляется при помощи омметра. Допустимые значения исправного датчика следующие:

Вилка датчика и розетка жгута

  1. Клемма 1–2 от 10 до 13 Ом.
  2. Клемма 2–3 от 10 до 13 Ом.
  3. Клеммы 1, 2, 3 при проверке на корпус до 1 МОм. Отсутствие сопротивления говорит о межвитковом замыкании двигателя.

Метод 4

Этот способ основан на подаче напряжения напрямую в РХХ. Для этого необходимо отсоединить разъем от соединительного гнезда. Далее необходимо:

Исправный и неисправный регулятор

Отсутствие реакции на подачу напряжения означает неисправность устройства.

Замена

Осуществить замену неисправного регулятора холостого хода, можно самостоятельно. Для этого необходимо:

После всех манипуляций, неисправный РХХ полностью демонтирован. Замена новой детали проводится в обратном порядке.

Новый регулятор холостого хода

Менять неисправный регулятор холостого хода нужно только на оригинальный аналог. Оригинальные РХХ 60, для автомобилей УАЗ, маркируются артикулом MP-406-1147051-02 или 406.1147051-02.

Общее устройство, принцип работы и применяемые типы регуляторов на двигателе ЗМЗ-409.

Регулятор холостого хода представляет собой двухобмоточный поворотный соленоид со щелевым проходным отверстием, сечение которого изменяется по программе электронного блока управления. Конструктивно он состоит из цилиндрического корпуса, с впускным и повернутым на 90 градусов выпускным штуцерами, внутри которого размещены двухобмоточный электродвигатель постоянного тока и подпружиненный клапан в виде сектора, и вилки соединителя опрессованной в корпусе.

Проверка регулятора холостого хода двигателя ЗМЗ-409, коды ошибок и внешние признаки неисправности регулятора

РХХ выполняет следующие основные функции :

Электропитание электромагнитных обмоток регулятора осуществляется от бортовой сети через главное реле, а включение обмоток производится путем замыкания их на массу через силовые каналы блока управления. Направление воздушного потока указано стрелкой на корпусе регулятора.

Устройство регулятора холостого хода РХХ-60 двигателя ЗМЗ-409

При взаимодействии постоянного магнитного поля ротора регулятора с переменным магнитным полем статора, которое формируется импульсами управления изменяемой скважности с частотой 125 Гц, ротор вместе с клапаном поворачивается на заданный угол и изменяет проходное сечение байпасного канала, через который всасываемый воздух попадает в задроссельное пространство двигателя, минуя дроссельную заслонку.

Степень открытия регулятора холостого хода изменяется от полного открытия (240 шагов) на запуске двигателя до полного закрытия в режиме принудительного холостого хода, на холостом ходу регулятор открыт примерно на 85-100 шагов (35-45%) для прогретого двигателя.

Электрическая схема регулятора холостого хода РХХ-60 двигателя ЗМЗ-409

На двигателях ЗМЗ-409 устанавливается регулятор холостого хода Bosch ZWD-5 0 280 140 545 или его аналоги регуляторы дополнительного воздуха РХХ-60 и РХХ-60 9Е.573.000 различных производителей.

Внешние проявления неисправности регулятора холостого хода двигателя ЗМЗ-409.

Признаками неисправности РХХ или его цепей в большинстве случаев являются повышенные обороты холостого хода прогретого двигателя, или двигатель запускается и глохнет или запускается только при частично нажатой педали газа. В таких случаях надо проверить состояние байпасного канала и затвора регулятора, при необходимости очистить их от грязи и промыть.

Если двигатель запускается при пережатом шланге регулятора, то значит есть подсос воздуха через неплотно прикрытый дроссель, следовательно надо отрегулируйте привод и заслонку дроссельного устройства на полное закрытие. При неисправности электрических цепей регулятора система самодиагностики включает сигнальную лампу неисправностей и выдает кода ошибок.

Микас-7.2

161, 164 — короткое замыкание обмотки 1 или 2, соответственно, регулятора дополнительного воздуха

Возможные причины неисправности :

162, 165 — обрыв цепи 1 или 2, соответственно, управления регулятором дополнительного воздуха

Возможные причины неисправности :

Возможные причины неисправности :

Микас-11

0505 — неисправность цепи регулятора холостого хода
0506 — низкие обороты холостого хода, регулятор холостого хода заблокирован
0507 — высокие обороты холостого хода, регулятор холостого хода заблокирован
0508 — короткое замыкание цепи управления шаговым регулятором холостого хода на массу
0509 — короткое замыкание цепи управления шаговым регулятором холостого хода на бортсеть
0511 — обрыв цепи управления шаговым регулятором холостого хода
1509 — перегрузка цепи управления регулятора холостого хода
1513 — короткое замыкание на массу цепи управления регулятором холостого хода
1514 — короткое замыкание на бортсеть или обрыв цепи управления регулятором холостого хода
1750 — короткое замыкание на бортсеть цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1751 — обрыв цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1752 — короткое замыкание на массу цепи № 1 управления моментным регулятором холостого хода
1753 — короткое замыкание на бортсеть цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода
1754 — обрыв цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода
1755 — короткое замыкание на массу цепи № 2 управления моментным регулятором холостого хода

Проверка работы регулятора холостого хода по его типовому параметру.

Возможна при помощи подключенного бортового компьютера или сканер-тестера, которые могут считывать и выводить в режиме реального времени на свой дисплей это значение. Положение или открытие регулятора холостого хода (FSM) на прогретом до температуры 80-100 градусов и находящимся в режиме холостого хода двигателе ЗМЗ-409 должно быть в пределах 22-34 %. При контроле этого типового параметра все потребители электроэнергии, в том числе электровентилятор и кондиционер, должны быть выключены.

Если положение регулятора холостого хода занижено, то вероятнее всего приоткрыта дроссельная заслонка в нормально закрытом положении или ее привод не отрегулирован. Если положение РХХ повышено, то значит занижено поступление воздуха через нормально закрытое дроссельное устройство, закоксован сектор регулятор или он неисправен.

Проверка исправности регулятора холостого хода двигателя ЗМЗ-409.

Проверка исправности регулятора холостого хода двигателя ЗМЗ-409

Активное сопротивление обмотки регулятора дополнительного воздуха проверяется при выключенном зажигании и отсоединенном жгуте проводов. Оно должно быть в пределах 11-13 Ом без учета переходного сопротивления контактов омметра. Если сопротивление меньше, то вероятнее всего имеет место внутреннее короткое замыкание обмотки регулятора.

В компоновке двигателя ЗМЗ-409 УАЗ Буханка, как и прочих моторов, имеется регулятор холостого хода.

Особенности

Регулятор холостого хода УАЗ Буханка – это 2-обмоточный поворотный соленоид с проходным отверстием щелевого типа, причем его сечение меняется в зависимости от команд ЭБУ. Сам РХХ выполнен в форме цилиндра с парой штуцеров – впускным и выпускным, последний повернут на 90°. Внутри корпуса располагаемся 2-обмоточный электромотор, клапан, а также вилки соединителя.


От ресивера до выходного штуцера и от бокового штуцера дроссельного механизма до входного штуцера идут шланги, для фиксации коих использованы хомуты. Что касается подключения РХХ к проводке, то оно осуществляется 3-контактной розеткой.

Назначение

Основные функции РХХ ЗМЗ-409:

  1. Запуск и прогрев силового агрегата на ХО;
  2. Поддержание min ХО;
  3. Контроль циклового наполнения воздуха при условии частичных нагрузок;
  4. Демпфирование потока воздуха при резком изменении положения дроссельной заслонки.

При закрытой дроссельной заслонке, воздух подается в задроссельное пространство через байпасный канал. В процессе взаимодействия статора и ротора, происходит поворот ротора на определенный угол, что изменяет сечение байпасного канала.


Полное открытие РХХ равно 240 шагам и актуально в момент запуска мотора. При условии принудительного ХХ регулятор полностью закрыт. На ХХ при прогретом силовом агрегате регулятор открыт на 35-45%.

Признаки поломки

Первый признак неисправности регулятора холостого хода УАЗ Буханка – плавающие обороты ХХ даже при прогретом моторе. Кроме того, нередко двигатель удается запустить только при условии нажатой педали акселератора. При росте нагрузки (включение фар и т. д.) обороты могут снижаться.

Проверка


Чтобы проинспектировать корректность функционирования РХХ ЗМЗ-409, необходимо подключить сканер. При температуре мотора в 80-100 °С, положение РХХ на холостых оборотах обязано варьироваться от 22% до 34%. Все это при условии отключенных потребителей электричества.

В случае заниженного положения РХХ, налицо либо неверно отрегулированный привод дроссельной заслонки, либо сама заслонка приоткрыта. Повышенное значение свидетельствует о недостатке воздуха, поступающего через дроссельный узел, неисправности или же закоксованности регулятора.


Если налицо коды поломки, первым делом необходимо выяснить неисправный компонент. Им может быть:

  1. БУ силовым агрегатом;
  2. Регулятор холостого хода УАЗ Буханка;
  3. Цепь питания РХХ.

Чтобы это сделать, требуется выключить зажигание, отсоединить РХХ, вновь включить зажигание и аннулировать все ошибки, после чего снова их проверить (через 15-20 сек.). При наличии прежних ошибок, стоит искать причину в ЭБУ или проводке. Если же ошибки другие – дело в регуляторе.

В целях проверки активного сопротивления обмотки, нужно выключить зажигание и отсоединить проводку. В норме оно равно 11-13 Ом, не принимая во внимание сопротивление омметра. При меньшем показателе налицо короткое замыкание обмотки РХХ.



Доброго времени суток.
У вожак форума подскажите пожалуйста где на ЗМЗ 409 находится датчик холостого хода.
Причина поиска сего девайса связана с работой ДВС. Движок как то не ровно работает, слегка подтягивает. По рекомендовали мне проверить его работоспособность. Начал изучать книжку на авто, нет там его. Для информации ПАРИК 2015 МОДЕЛЬНОГО РЯДА.
Заранее спасибо.

УАЗ Patriot 2015 — поломка

Машины в продаже

Комментарии 14


проверить установку фаз газораспределительного механизма!


Несуществующий человек

посмотри все от головки до дроссельной заслонки на наличие подсоса воздуха, если где то идет подсос, то будет такая фигня как ты отписал. нужно проверить все шланги подходящие к впуску, если будет подсос, неучтенный дроссельной заслонкой то тогда будет тупить -подгазовывать и т.д.


Сегодня заезжал на СТО, вскрыли крышку клапанной головки. Вскрытие показало:
1. В колодце 4 го целиндра масло.
2. По периметру крышки имеются подтёки масла.
3. Клапан вентиляции газов в масле.
4. На дроссельной заслонки есть небольшие отлажения.
5. Свечи с белым налетом (обеднённая смесь)
Что сделано:
1. Прочистили Клапан вентиляции.
2. Поменяли резинки клапанной крышки, с обильным покрытием герметика.
3. Заменил Свечи (Свечи стояли NJK 11 — зазор 1.1 мм, установил свечи NJK 22 — зазор 0,9 мм).
В планах:
1. Прочистить форсунки.
2. Перебрать полностью канал воздухазабора.
Ну а дальше будит видно.


По незнанию поставил NHL 11, а это зазор 11мм, теперь купил 0,9мм, новую катушку зажигания завтра буду эксперементировать.


На Патриоте 15ого года выпуска датчика /регулятора холостого хода нет) их нет уже с 2009 года.
Если мотор себя нестабильно ведёт на холостых, то проверить свечи, посмотреть, не загагадился дроссель чем нибудь. После этого протянуть 4гайки, прижимающие штаны к выпускному коллектору. Потом поменять топливный, воздушный фильтра и сеточку в бензобаке.
Не помогло? Или самому изучать азы диагностики, или к хорошему диагносту)

Датчик холостого хода УАЗ Патриот ЗМЗ 409 использовался на автомобилях, собранных до 2008 г. Устройство предназначалось для поддержки работы двигателя на оборотах холостого хода. После повышения экологических параметров мотора до Евро 3 от установки сенсора отказались, с 2008 г. за поддержание режима холостой работы отвечает блок дроссельной заслонки.

датчик холостого хода уаз патриот змз 409

Узнайте информацию о датчике холостого хода УАЗ Патриот.

Назначение механизма

Регулятор холостого хода (или сокращенно РХХ) представляет собой устройство цилиндрической конфигурации с 2 каналами подачи воздуха. Внутри кожуха размещены шаговый электрический двигатель постоянного тока, магнит и секторная заслонка, изменяющая сечение канала подачи воздуха.

На торцевой части корпуса находится колодка для коммутации проводки, управляющий сигнал подается от контроллера, управляющего работой силовой установки. На кожухе имеется стрелка, указывающая на направление движения потока газов при работе датчика.

К корпусу изделия подведен резиновый патрубок от штуцера, расположенного на дроссельном блоке. Устройство обеспечивает подачу воздуха по отдельному шлангу в полость впускного коллектора после дроссельной заслонки.

В момент пуска датчик обеспечивает максимальную подачу воздуха, необходимого для формирования обогащенной рабочей смеси. По мере прогрева двигателя выполняется корректировка сечения канала, обеспечивающая изменение состава смеси.

Основные функции, выполняемые датчиком на моторах серии ЗМЗ 409:

  • обеспечение запуска и прогрева силовой установки;
  • поддержание заданных контроллером оборотов холостого хода;
  • подача дополнительного воздуха при частичной загрузке мотора;
  • смягчение пульсаций воздушного потока во впускном коллекторе при резком изменении положения дроссельной заслонки;
  • обеспечение работы силовой установки при создании дополнительной нагрузки (подключении светотехники или компрессора кондиционера), вызывающей просадку оборотов.

Определяем неисправности датчика

При поломке датчика или нарушении герметичности магистралей или корпуса наблюдается непроизвольное повышение частоты вращения коленчатого вала при холостом режиме работы силового агрегата УАЗ Патриот.

Неисправный сенсор вызывает нестабильную работу силовой установки, которая запускается и глохнет, работоспособность поддерживается только путем частичного нажатия на педаль газа. Причиной дефекта является засор каналов регулятора, для удаления загрязнений требуется снять датчик и промыть полости бензином или керосином.

Для проверки работоспособности узла практикуется метод пережима воздушного тракта, идущего к впускному коллектору. Если двигатель заводится и работает, то присутствует подсос воздуха через щель между заслонкой и дроссельным каналом. Для устранения неисправности необходимо провести регулировку узла, обеспечив плотное запирание воздушного канала заслонкой.

Читайте: почему не заводится УАЗ Патриот?

При поломке электрических компонентов регулятора блок управления фиксирует ошибку, на комбинации приборов включается контрольная лампа Check Engine. Если на машине применен контроллер Микас 7.2, то коды имеют трехзначный формат. Например, при фиксации коротких замыканий витков обмоток в память блока записывается шифр 161 или 164.

Ошибки 162 и 165 фиксируются при обрыве цепей управления или обмоток, коды 163 и 166 указывают на пробой обмоток на кузов машины. Для чтения кодов используется диагностический компьютер, подключенный к разъему OBD II.

Состав

Состав датчика холостого хода уаз патриот змз 409.

Контроллер Микас 11 использует четырехзначные коды. Ошибки из диапазона 0505-00509 возникают при блокировке клапана регулятора или коротком замыкании.

Если фиксируется обрыв цепей управления, то в памяти сохраняется ошибка 0511, повышенный ток в цепи управления приводит к фиксации кода 1509, шифры 1513 и 1514 указывают на пробой цепей управления на кузов или бортовую сеть автомобиля УАЗ Патриот.

Диапазон чисел от 1750 до 1755 используется для записи информации об ошибках, связанных короткими замыканиями соединительных мостов питания или управления.

Исправный датчик показывает угол открытия в диапазоне 22-34%. При заниженном значении проводится регулировка дроссельной заслонки, при завышенном требуется замена регулятора.

Допускается проверка работоспособности привода без снятия с автомобиля. Для тестирования потребуется источник постоянного тока напряжением 12 В с подключенными к клеммам проводами. На центральный контакт подается положительный сигнал, затем отрицательное питание подводится поочередно к боковым пинам.

На исправном устройстве будет слышна работа двигателя, переводящего сектор клапана в крайние положения. Если ротор или клапан неисправен, то сенсор будет гудеть, для устранения дефекта изделие снимается и промывается бензином.

Поскольку датчик работает совместно с контроллером, то причинами возникновения ошибок могут быть дефекты в приборах или соединительных цепях. Для определения неисправного устройства выполняется отключение штекера от датчика, после включения цепей поддержки зажигания производится удаление ошибок.

Затем через 20-30 секунд выполняется повторное сканирование кодов, если неисправность фиксируется, то потребуется замена или ремонт соединительной проводки или контроллера управления двигателем.

Замена датчика

Для снятия поврежденного сенсора расхода воздуха на моторе ЗМЗ 409 потребуется выполнить действия:

  1. Отключить провод от минусовой клеммы аккумулятора.
  2. Поддеть фиксатор штекера, а затем отделить колодку с проводами от корпуса регулировочного клапана.
  3. Демонтировать винтовые хомуты, удерживающие резиновые шланги подачи и забора воздуха.
  4. Выкрутить 2 болта, крепящих корпус изделия, а затем снять узел с посадочной площадки.

Новое изделие устанавливается на силовой агрегат автомобиля Patriot в обратной последовательности. Рекомендуется осмотреть резиновые магистрали, при обнаружении трещин и надрывов необходимо применить новые детали. Винтовые хомуты допускают повторное применение. После подключения аккумулятора и включения зажигания блок управления двигателем проводит автоматическую калибровку датчика, дополнительные действия не требуются.

Читайте также: