Датчик скорости уаз буханка 409 двигатель

Обновлено: 06.07.2024

В данной статье изложены все датчики двигателя 409, 406, 405, которые устанавливаются на автомобилях УАЗ и Газель разной модификации. Приведены их технические характеристики и способы проверки исправности датчиков.



Подключение датчиков двигателя:

Каталожные номера датчиков двигателя и что они обозначают:

  • 23 - пеpвые цифpы до точки означают модель агрегата;
  • 38 - пеpвые две цифpы семизначного номеpа после точки означают номеp гpуппы, в этом случае "Приборы";
  • 29 - втоpые две цифpы семизначного номеpа означают номеp подгpуппы, в текущем случае "Прибор нагнетания масла";
  • 010 - последние тpи цифpы семизначного номеpа указывают поpядковый номеp детали,в указанном случае "Указатель давления масла".
  • Для указания заменяемости или не заменяемости деталей или сбоpочных единиц после их обозначения вводятся цифpовые индексы, которые показывают, что в конструкцию запчасти или сборочной единицы были внесены изменения. Эти цифры указываются после семизначного номера, после тире.
    • 01 - пеpвая взаимозаменимая версия;
    • 02 - втоpой заменимый ваpиант;
    • . . . . . . . . . . . . . . . . . .;
    • 09 - девятая взаимозаменяемая веpсия;
    • 10 - пеpвая не взаимозаменяемая ваpиация;
    • 11 - пеpвый взаимозаменимый ваpиант не взаимозаменяемой ваpиации 10;
    • 12-19 - последующие взаимозаменимые варсии невзаимозаменимой ваpиации 10;
    • 20 - втоpая не заменимая веpсия;
    • 21-29 - взаимозаменимые ваpианты втоpого не заменяемого ваpианта 20 и т.д.

    Датчик коленвала двигателя


    У него есть еще одно название - датчик синхронизации двигателя.
    Он предназначен для определения положения коленчатого вала в любой момент работы мотора. Датчик коленвала работает совместно с диском синхронизации. ЭБУ автомобиля с помощью этих устройств определяет ВМТ всех цилиндров двигателя. Начало 20 зуба синхродиска соответствует ВМТ первого цилиндра движка.

    Более подробную информацию о датчике синхронизации читай на странице: Датчик коленвала

    Датчик детонации 18.3855


    Датчик детонации двигателя является сенсором для определения повышенных детонационных явлений в моторе. Он переводит детонационные стуки в электрические сигналы и отсылает их в электронный блок управления автомобиля. Эбу с помощью данных датчика детонации корректирует угол опережения зажигания в цилиндрах движка.
    Установлен данный сенсор на блоке цилиндров, между четвертым и трейтим горшками. К электрической сети движителя это устройство подключается с помощью двухконтактной розетки. Весь его провод помещен в экранирующую оболочку.
    Более подробная информация о датчике детонации изложена на странице: Датчик детонации

    Датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя

    Датчик двс предназначен для измерения температуры охлаждающей жидкости двигателя (Антифриза) и отправки данных сведений в электронный блок управления (ЭБУ), преобразовав температуру в сигнал напряжения постоянного тока. ЭБУ получив данные с ДТОЖ расчитывает по программе необходимое количество топлива для впрыска форсунками в горшки движителя при запуске и при работе. Если сломается данный датчик то компьютор будет не правильно определять размер вприскиваемого топлива. Произойдет перелив или недостача топлива и как следствие движок не будет запускаться и будет плохо работать.

    Взаимозаменяемость ДТОЖ двс

    Более объемлющая информацию о датчике температуры охлаждающей жидкости изложена на странице: Датчик температуры



    Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя ТМ106-3808000-11 (ТМ106-11)
    Назначение и принцип действия датчика указателя температуры 406, 409, 405:
    Он предназначен определять температуру охлаждающей жидкости мотора и отсылать данные на указатель температуры на приборном щитке.
    Он предсталяют собой полупроводниковые резисторы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления. Их сопротивение уменьшается с повышением температуры ожлаждающей жидкости в движителе.
    По сравнению с металлическими терморезисторами, полупроводниковые обладают примерно в десять раз большим значением температурного коэффициента сопротивления, то есть изменение температуры вызывает резкое изменение их сопротивлдения.л
    Датчик устанавливается на термостате. Он вкручивается в резьбовое гнездо.
    Более подробную информацию о датчике указателя температуры охлаждающей жидкости можно найти на странице: Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя

    Датчик радиатора (перегрева) ТМ-104

    Конструкция датчика радиатора (перегрева) ТМ-104 движка:

    Обозначение на рисунке:

    • а - с плоским термобиметаллом;
    • б - со спиралью;
    • в - с фигурным нагревательным элементом;
    • 1 - корпус;
    • 2 - термобиметал;
    • 3 - подвижный контакт;
    • 4 - неподвижный контакт;
    • 5 - нагревательная спираль.

    Принцип действия датчиков перегрева охлаждающей жидкости:

    В них использовано свойство термобиметаллической пластины изгибаться при нагреве. Такая пластина состоит из двух слоев металла, имеющих различное значение коэффициента линейного расширения. Один металл пассивный (инвар) увеличивается меньше при нагреве, чем второй металл активный (сталь).

    Термобиметаллическая пластина может крепиться в приборах измерения температуры охлаждающей жидкости в одном конце или в двух. При нагревании такой пластины сталь расширяется больше чем инвар и нагибает пластину в сторону инвара. Это свойство и используется в приборах перегрева:

    Обозначение на схемах:

    Электрическая схема подключения датчика радиатора (перегрева)

    Обозначение на схеме:

    • 1 - датчик;
    • 2 - контрольная лампа;
    • 3 - выключатель зажигания;
    • 4 - предохранитель;
    • 5 - амперметр;
    • 6 - источник питания;
    • 7 - контакты измерителя.

    Где находится датчик радиатора (перегрева) ТМ-104 на уаз Симбирь 31602:

    Аналоги датчика радиатора (перегрева) ТМ-104:

    • ТМ-104-3808000/г.Калуга/"АВТОПРИБОР"/УАЗ, ГАЗ-53, 3ИЛ-130К,-157КД
    • ТМ-104-3808000/(кооп.)/УАЗ, ГАЗ-53, 3ИЛ-130К,-157КД


    Датчик аварийного давления масла 4021.3829000(30.3829)
    Кострукция датчика аварийного давления масла двигателя:
    Проверка датчика аварийного давления масла двигателя 406, 409, 405:
    1. Снять датчик с автомобиля
    2. Собрать схему представленную вверху на рисунке
    3. Включить электрический тестер в режим измерения сопротивления
    4. Накачать давление воздуха в тройнике до 0,4-0,8 атмосфер
    5. При давлении 0,4-0,8 атмосфер контакты датчика должны разомкнуться и элетрический тестер должен показать бесконечную величину сопротивления. В этом случае датчик рабочий. В противном случае датчик необходимо заменить.
    • Лампа сигнализатора аварийного давления масла должна загораться каждый раз при включении зажигания и неработающем двигателе. Если лампа не загорается, то, возможно, вышел из строя датчик, или произошел обрыв в цепи от датчика до сигнализатора. Для проверки отсоединить провод от датчика и замкнуть на массу. Если цепь исправна и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна загореться.
    • Постоянное горение лампы сигнализатора при работе двигателя (контрольный манометр показывают давление масла выше 1 кгс/см2) может быть следствием неисправности датчика и замыкания на массу в цепи от датчика до лампы сигнализатора. В данном случае следует отсоединить провод от датчика. Если нет замыкания на массу и неисправен датчик, контрольная лампа на панели приборов должна погаснуть.
    • Правильно работающий новый датчик должен срабатывать при давлении 0,4…0,8 кгс/см2. При снижении давления срабатывания датчика ниже 0,32 кгс/см2 или повышении выше 0,96 кгс/см2 датчик подлежит замене.


    Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) HLM2-4.7 0280212022 BOSCH двигателя

    Фото датчика массового расхода воздуха HLM2-4.7 0280212022 (BOSCH)

    • Датчик массового расхода воздуха предназначен для определения количества воздуха поступающего в двигатель.
    • Чувствительный элемент датчика построен на принципе терморезистирного анеоматра. Который выполнен в виде платиновой нагреваемой нити. Нить нагревается. Ее температура поддерживается постоянной с помощью электронных устройств в конструкции датчика.
    • При прохождении воздуха через датчик расхода воздуха нить остывает и электронное устройство датчика повышает силу тока для нагрева нити до прежней температуры. Больше воздуха больше сила тока и наоборот. Электронное устройство датчика преабразовывает силу тока в напряжение. Изменение напряжение фиксирует ЭБУ. Таким образом больше воздуха больше напряжение и наоборот
    1. Масса
    2. Минус от ЭБУ
    3. Плюс от ЭБУ
    4. Прожиг
    5. Плюс 12V от реле
    6. ПТСО от ЭБУ
    • КЗ-короткое замыкание;
    • РХХ (РДВ)-регулятор холостого хода(Ргулятор дополнительного воздуха);
    • ЭБН-электробензонасос;
    • СО-концентрация окислов углерода в отработавших газах двигателя;
    • ОЗУ-опертивно запоминающее устройство;
    • ПЗУ-постоянно запоминающее устройство;
    • ДВС-двигатель внутреннего сгорания;
    • EEPROM-энергонезависимая память;
    • ВУС-высокий уровень сигнала;
    • НУС-низкий уровень сигнала.
    • Повышенные обороты холостого хода (1800±300об/мин). Лампа неисправности горит при работающем двигателе.Самодиагностика блока фиксирует коды неисправности 13 или 14.
      • Проверьте исправность цепей 6 и 7.
      • Проверьте исправность цепи 36 (потенциометр CO)
      • Замените датчик расхода воздуха
      • Проверьте и восстановите исправность цепи 31 (прожиг нити)
      • проверьте и замените датчик расхода воздуха


      Датчик указателя давления масла 23.3829010 двигателя
      Конструкция датчика давления масла 23.3829010 двигателя:
      • Ширина 6 см
      • Высота 6 см
      • Длина 9 см
      • Вес 170 грам
      • Измеряемое давление 0-6 кгс/см 2
      • Напряжение 12-24 В
      • Давление 0 кгс/см 2 сопротивление 290-330 Ом
      • Давление 1,5 кгс/см 2 сопротивление 171-200 Ом
      • Давление 4,5 кгс/см 2 сопротивление 51-79 Ом
      • Максимальная сила тока 0,15 А
      • Чувствительный элемент реостат
      • Посадочная резьба штуцера К1/4"
      • Шестигранник под ключ М14
      • Давление масла в системе автомобиля 0 кгс/см 2
        • Сопротивление нового датчика 290-330 Ом
        • Сопротивление изношенного датчика 270-350 Ом
        • Сопротивление нового датчика 171-200 Ом
        • Сопротивление изношенного датчика 156-215 Ом
        • Сопротивление нового датчика 51-79 Ом
        • Сопротивление изношенного датчика 37-93 Ом
        • Если при включении зажигания и неработающем, холодном двигателе (при этом контрольная лампа аварийного давления масла должна гореть) стрелка указателя находится в конце шкалы или показывает давление больше 0 кгс/см2, возможно произошел выход датчика из строя, или произошло замыкание на массу в цепи от датчика до указателя. Для установления причины следует отсоединить провод от датчика. Если неисправен датчик и нет замыкания на массу, стрелка должна вернуться в начало шкалы.
        • Если стрелка указателя после запуска и при работе двигателя постоянно находится в начале шкалы (при этом контрольная лампа аварийного давления масла не горит), то, возможно, вышел датчик из строя, или произошел обрыв в цепи от датчика до указателя. Для проверки следует отсоединить провод от датчика и замкнуть его на массу. Если неисправен датчик, стрелка должна переместится в правый конец шкалы.
        • Сопротивление правильно работающего датчика должно соответствовать таблице, приведенной ниже. При выходе сопротивления датчика за предельные значения датчик подлежит замене. Следует учитывать, что на правильность показаний указателя давления масла также оказывает влияние повышенное сопротивление контактов вследствие их окисления – показания указателя уменьшаются.

        Датчик положения дроссельной заслонки 406.1130000-01 двигателя

        Назначение и принцип действия датчика положения дроссельной заслонки 406.1130000-01:

        • Датчик дроссельной заслонки предназначен преобразовать угол поворота дроссельной заслонки в напряжение постоянного тока
        • Датчик представляет собой потенциометр. По жестко расположенным металлическим дорожкам двигается пластинка токосъемника от 0 до 90 0
        • Выходное сопротивление датчика меняется в зависимости от угла поворота дроссельной заслонки, с которой он связан жестко.
        • Электропитание датчика положения дроссельной заслонки осуществляется стабилизированным напряжением от ЭБУ 5±0.1 В

        Подробней о датчике положения дроссельной заслонки читай на странице: Датчик дроссельной заслонки


        Датчик распредвала двигателя

        Назначение и принцип действия датчика распредвала:

        Принцип работы датчика основан на эффекте Холла. Размещается в головке цилиндров. Формирует сигнал при взаимодействии магнитного поля датчика с отметчиком, имеющем вид отогнутой пластины, установленном на заднем конце выпускного распределительного вала.
        Момент начала формирования сигнала датчиком фазы соответствует началу такта сжатия в первом цилиндре. Предназначен для определения блоком управления фазы рабочего цикла в цилиндрах двигателя. После прохода отметчика датчика фазы возле его торца ЭБУ отсчитав 180 o оборота распредвала подает команду на свечу зажигания в первом цилиндре для воспламенения бензовоздушной смеси.

        Датчик фазы отсутствует на части двигателей. В этом случае такт сжатия в первом цилиндре определяется блоком управления двигателя по заложенному в нем специальному алгоритму (программе).

        Подробней о датчике распредвала читай на странице: Датчик распредвала

        Датчик кислорода 31602-3826020 (Лямда зонд) двигателя


        Устройство датчика кислорода двигателя 406, 409, 405:
        Принцип действия датчика кислорода двигателя 406, 409, 405:
        • Номинальное напряжение питания датчика 12В
        • Номинальный ток цепи нагревателя 1,35±0,2 А
        • Время отклика по нарастанию от 300 до 600 мВ и спаду от 600 до 300 мВ должно быть не балее 125 мс
        • Сопротивление цепи нагревателя в холодном состоянии при температуре окружающей среды 20±3 0 C должно быть 9±2 Ом
        • Масса датчика 100 грамм
        • Лямбда-зонд УАЗ (дв. ЗМЗ 409, УМЗ 4213) "SIEMENS" 27.3855 ** / 5W-К9-1000 (31602-3826020, датчик кислорода)
        • Лямбда-зонд УАЗ (дв. ЗМЗ 409, УМЗ 4213) "ПЕКАР" (аналог 5W-К9-1000) ** / 5wk91000 (датчик кислорода) "ПЕКАР"

        Датчик скорости двигателя:
        Вид некоторых датчиков установленных на автомобилях уаз представлен внизу на фотографиях:


        Конструкция датчика скорости двигателя:
        Подключение датчика скорости 342.3843, 34.3843, 341.3843, 352.3843, AP 68.3843 RAR:
        Подключение осуществляется с помощью трехконтактной колодки. Схема подключения датчика скорости представлена внизу на рисунке:
        • Высота 0,015 м
        • Длина 0,18 м
        • Ширина 0,16 м
        • Вес 0,035 кг
        • Количество импульсов на оборот вала - 6
        • Вал не проходной
        • Резьба М18
        • Разьем подключения козмодемьянский

        Датчики скорости 34.3843, 341.3843, 342.3843, 352.3843, AP 68.3843 RAR работают совместно с электронными спидометрами 85.3802 и 852.3802.
        Место установки датчика скорости 342.3843:
        Датчик скорости устанавливается на левой боковой поверхности коробки передач, как показано внизу на фотографиях:

        Датчик давления и температуры воздуха двигателя:

        • для управления топливоподачей электромагнитных форсунок, формирования угла опережения зажигания и определения нагрузки двигателя;
        • для температурной коррекции управления топливоподачей и углом опережения зажигания от температуры воздуха во впускной трубе на всех режимах работы двигателя.
        • Диапазон рабочих температур: от минус 40±3 до плюс 125±3 0 C
        • Диапазон рабочих давлений: 10-115 кПа
        • Номинальное напряжение питания датчика 5±0,25 В
        • Ток потребления, не более 10 мА, при максимальном напряжении питания

        Место установки датчика давления и температуры воздуха на двигателе 409:
        Место установки датчика давления и температуры воздуха на двигателе 4213, 4216:
        • Датчик абсолютного давления воздуха УАЗ HUNTER, PATRIOT, 452 дв.40905, 40911 Евро-4 (Cartronic)/ctr0109587 (аналог 0 261 230 217)
        • Датчик абсолютного давления воздуха УАЗ HUNTER, PATRIOT, 452 дв.40905, 40911 Евро-4 (ПЕКАР)/40905-3829010

        Датчик неровной дороги "АВТОПРИБОР" (Калуга)/ 3163-3855011 (2123-1413130-02/-03, 25.3855 / 28.3855):


        Для начала надо разобраться, от чего плясать.
        Для простоты понимания буду описывать относительно УАЗа 469-й модели (3151 по нынешней маркировке).
        Не важно какой двигатель установлен и какая коробка передач или раздатка (из штатных!), потому что показания снимаются с выхода раздаточной коробки. Т.е. можно сказать с заднего кардана. А задний кардан вращает колеса через главную передачу. Итак, основные моменты: колесо, главная передача, кардан.
        На 469-х устанавливалось 2 типа мостов: вояки (главная пара + бортовые = 5,38) и колхозы (главная пара 4,625). Передаточное число главной пары разное, поэтому завод ставит 2 разные шестерни привода спидометра (разное количество зубов), тем самым выравнивая количество оборотов тросика спидометра на один оборот колеса. Получается, что независимо от установленного моста, количество оборотов тросика спидометра на один оборот колеса будет одинаковым.
        Допустим, что штатный спидометр показывает правильно, т.е. шестерни привода спидометра подходят к этому мосту. Показания спидометра будут немного выше чем по GPS.
        Выкидываем тросик и спидометр, устанавливаем электронный спидометр и датчик скорости. Проверяем показания спидометра. Они должны совпадать с показаниями тросикового спидометра. Но на практике так бывает не всегда. Датчики скорости бывают 2-х типов, на 6 импульсов на 1 оборот "тросика" спидометра и на 10 импульсов. Если показания совпали, значит спидометр и датчик скорости подходят друг к другу. Но если раскочегарив свой уаз с горки до 100 км/ч по GPS, на спидометре видим только 60 км/ч, значит нужен датчик скорости на 10 оборотов. Соответственно если едем 60 км/ч, а спидометр показывает 100, то скорее всего установлен датчик скорости на 10 импульсов, а нужен на 6.
        К сожалению на просторах интернета я не нашел готового ответа, какой спидометр рассчитан на какой датчик скорости.

        Изображение 1, 343.3843 Датчик скорости УАЗ-3163, 3741 на РК УАЗ (ОАО УАЗ)

        В последние десятилетия механические автомобильные спидометры вытесняются электронными системами измерения скорости, в которых важную роль играют датчики скорости. Все о современных датчиках скорости, их типах, устройстве и работе, а также об их верном выборе и замене — читайте в данной статье.

        В настройках личного кабинета Вы можете указать территорию отгрузки по умолчанию, чтобы быстро получать список актуальных остатков.

        судя по инструкции маршрутные компьютеры Di8 b Di15 отображают скорость только на двигателях 4062. Можно ли их использовать на 409 двигаделях? Где на них расположен датчик скорости?

        Датчик скорости стоит на распредкоробке. У меня правда мех привод на спидометр и поэтому поставил проходной датчик - вворачивается в РК, а сврху на него трос. ДС-6-ти импульсный от Волги.

        Senior Member

        Уазовод с опытом общения

        Адрес: Магадан

        судя по инструкции маршрутные компьютеры Di8 b Di15 отображают скорость только на двигателях 4062. Можно ли их использовать на 409 двигаделях? Где на них расположен датчик скорости?

        Датчик скорости стоит на распредкоробке. У меня правда мех привод на спидометр и поэтому поставил проходной датчик - вворачивается в РК, а сврху на него трос. ДС-6-ти импульсный от Волги.

        Добрый день, я тоже купил проходной датчик под трос на 6 имп. Колодка на три контакта вряд, провода все черные, а под машиной круглый разЪем. Вопрос как разобраться в проводах, чтобы его подключить? Спасибо.

        Читайте также: