Замена патрубков системы охлаждения ваз 21214 инжектор

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Отопитель, мой вариант

Недостатки отопителя нивы есть и каждый борется с ними по своему, но приходят в итоге к схожим решениям.
Один из недостатков -- шум от моторчика и его недостаточная производительность, что приводит к повышению влажности в салоне от паров из выдыхаемого воздуха и обмерзанию всех стёкол. Особенно заметно, когда все пассажиры на месте. Один из распространённых методов борьбы -- установка вентилятора повышенной производительности, как правило это вентилятор ВАЗ-2108 в сборе, врезанный в коробку воздухопритока под капот. Вариантов тут несколько и по этому поводу есть отдельная тема.
Замечу, что при этом заслонка на входе отопителя выбрасывается, а её ручка управления может использоваться для управления нижней заслонкой отопителя, как в ФАКе форума нива4х4: http://www.niva-faq.msk.ru/tehnika/kuzo . tel/tr.htm

Однако, никакое улучшение не остаётся безнаказанным! Вскоре становится ясно, что увеличенный объём воздуха не успевает нагрется, проходя через радиатор, не предназначенный для этого. В машине становится прохладно!
Тут возможны варианты, все они рассматривалдись на форуме в разных темах и все они были мною последовательно внедрены:
1. Установка дополнительной электропомпы, безусловно улучшает циркуляцию на малых оборотах двигателя и повышает температуру. Но усложняет систему и практически бесполезна на трассе.
Замечу, что улучшить циркуляцию возможно установкой основной помпы производства ТЗА от ВАЗ-2123 (от а\м Шнива) с крыльчаткой увеличенного размера. С некоторых пор на все помпы производства ТЗА устанавливается эта крыльчатка, так что владельцы Нив моложе 5 лет могут не переживать.
2. Установка дроссельной шайбы диаметром 10-12 мм в верхний патрубок термостата (между головкой и термостатом), ухудшает циркуляцию на малом круге через блок, зато улучшает через отопитель. При открытом термостате влияния не оказывает, но фишка в том, что зимой термостат почти всё время закрыт.
Это очень простое решение, заслуживающее внедрения на всех Нивах, оно безусловно полезно. Реализуется просто: втулка от стойки стабилизатора "волги" вставляется в патрубок между термостатом и головкой. Если не мешкать, то потери тосола при этой процедуре составят не более 100 г.
3. Замена штатного термостата на Шнивский. Идея в том, что тосол из печки, уже охлаждённый, попадает не в помпу, а в термостат, омывая термосиловой элемент, не давая ему открыться до тех пор, пока температура на выходе из радиатора отопителя не превысит 80С, что зимой проблематично!
По моему, лучше всего ставить латунный термостат, как в СССР делали.
Конечно, все эти меры дали свой эффект, но избытка жары не было, в морозы за -30С в салоне было прохладно, хотя и не холодно, зато стёкла были чистые. Я стал задумываться о том, что радиатор Нивы изначально не предназначен для возросшего объёма воздуха и надо проблему решать кардинально. Как то мне попали в руки радиаторы Нивы и Шнивы производства ДААЗ (заводские, значит). Оказалось, что радиатор Шнивы имеет те же размеры, что и нивский, но гораздо большую площать поверхности за счёт более частого оребрения. Он идеально подходил по своим параматрам для решения моей проблемы:

Остальное было делом техники: я поставил радиатор 2123 в штатный корпус, немного вырезав в углу.
Использовал патрубки отопителя 2108 армированные (с кордом), нового образца, там есть крутые изгибы и шланг диаметром 18 мм. Соединял металлической втулкой сайлентблока верхнего рычага от ГАЗ-3102 (или 3110). Хомуты Норма, 16-27.
Кран стоит от 2108, точнее, висит на шланге подачи, нижнем, управляется штатным тросом с немного переделанным концом.
Монтаж не вызывает сколь-нибудь заметных трудностей, нужно только немного доработать радиатор, открутить и снять верхнюю часть "печки" для примерки и подгонки. Затем прикрутить её на место и собрать всё. Торпедо снимать необязательно.


Возле полки шланги соединял уголками от Газели:

Результат не заставил себя ждать! Вот уже вторую зиму я не испытываю никаких проблем с отоплением, при -20С в салоне такая засуха, что глаза сохнут, причём на любой скорости вентилятора. В -30С просто жара. Стёкла чистые со всеми пассажирами и в городе, и на трассе, обогревателем заднего стекла не пользуюсь.
Подведу итог. У меня установлены:
1. Вент 2108 в сапоге, без рассеивателя.
2. Термостат 2123 "метал инкар", латунный.
3. Радиатор отопителя 2123, "ДААЗ" (алюм). Его площадь больше чем у нашего "родного" раза в 1.5, чаще пластины стоят, он рассчитан на бОльший поток воздуха. Поток воздуха от вентилятора субъективно стал хуже, чем раньше, но его достаточно.
КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЮ радиаторы Баутлер, Лузар, Крафт. С ними вы тепла не найдёте. Только ДААЗ, то есть заводской.
4. Краник отопителя 2108 в салоне, висит на шлангах, управляется тросиком.
5. Шланги диаметром 18 мм соединяют всё это. На головке стоит самодельный точёный штуцер увеличенного диаметра, можно без него обойтись.
6. Помпа 2123 с большой крыльчаткой (сейчас все помпы ТЗА для "классики" с ней идут).
7. Дополнительная электропомпа. Кстати, я ей большше не пользуюсь, а выкинуть лень!
Данную конфигурацию отопителя всем рекомендую, она проверена многими, её компоненты доступны в продаже и недороги.
Её за два года повторили уже более десяти человек, все довольны.

Патрубки изготавливаются из печных патрубков 2114, качественных, с кордом:




Патрубки и шланги диаметром 18 мм соединяются соединителями того же диаметра (3 шт) и уголками (2 шт). Шланг от термостата и патрубок от головки двигателя соединяются с печными шлангами через штатную перегородку:

При этом патрубок от головки заменяется на подходящий по форме патрубок, вырезанный из патрубка 2114. Он надёжнее.
Готовая сборка печки с краном от 2108 (чёрным, производства ДААЗ) имеет примерно такой вид:

Расположение крана выбирается из расчета возможности использования штатного троса управления им, конец троса нужно немного переделать: раскрутить петлю и согнуть в форме буквы z, так же, как на противополржном конце троса.
После этого отопитель разбирается и собирается вновь, но уже на автомобиле, с корректировкой длины шлангов по месту. Перед установкой радиатор обклеивается по периметру полосой поролона толщиной 10 мм, причем бачок с выходами — в два слоя. Выходы радиатора тоже желательно уплотнить, затянув щели полоской поролона.

ВАЗ-21214

ВАЗ 21214 — это одна из модификаций Нивы, машины, о которой знают практически все. Этот автомобиль отличается высочайшей проходимостью. При этом у него весьма недорогое обслуживание и ремонт. Тем не менее, ТО в этих авто надо проводить вовремя. И одной из обязательных процедур техобслуживания в ВАЗ 21214 является замена охлаждающей жидкости.

Периодичность замены охлаждающей жидкости автомобиля ВАЗ 21214

Сначала стоит сделать небольшое отступление. Считается, что в Ниву надо заливать тосол, охлаждающую жидкость отечественного производства. Но водителям стоит запомнить: тосол — это название ОЖ, которая производилась в СССР. И на текущий момент она уже не выпускается. Но многие отечественные фирмы продолжают называть свою продукцию тосолом. При том, что по сути, это стандартный антифриз.

Но что же по периодичности замены? Для оригинальной жидкости АвтоВАЗ рекомендуется проводить замену каждые 60 тысяч км пробега. Если пробег небольшой — через 3 года после заливки новой ОЖ. В случае использования антифризов от других производителей надо сверяться с их рекомендациями. В среднем, для ОЖ марок G12 или G12+ замену стоит проводить каждые 200-250 тысяч км или раз в 5-7 лет.

Но стоит поговорить еще и о рекомендациях опытных владельцев авто. Вот что они советуют:

  • Периодически проверять состояние антифриза в системе. Имеется ряд факторов, снижающих срок службы жидкости. Здесь надо упомянуть: перепады температур, пыль и грязь, неравномерный скоростной режим. В случае интенсивной эксплуатации авто проверку стоит проводить каждые 30-40 тысяч км пробега.
  • При покупке б/у машины антифриз меняется сразу. Некоторые владельцы заливают в систему ОЖ низкого качества, либо простую воду. Поэтому желательно сразу поменять жидкость. Еще стоит проверить состояние радиатора, расширительного бачка и патрубков на наличие протечек и повреждений.
  • При переходе на другой тип антифриза обязательно делается полная промывка системы. Необходимо удалить грязь и остатки присадок прежней ОЖ.

Теперь стоит разобраться с признаками замены ОЖ в Ниве. Обращать внимание надо на следующие моменты:

  • Двигатель быстро перегревается. Стрелка термометра постоянно оказывается в красной зоне. Вентилятор работает практически без перерыва.
  • Давление в системе выше нормы. Связано это с появлением пробок в охлаждающем контуре.
  • Цвет и консистенция жидкости изменились. Антифриз потерял прозрачность, в нем появились вкрапления грязи. В худшем случае у ОЖ имеется неприятный запах.

В случае появления описанных проблем антифриз надо менять.

Что делать, если протекает жидкость? Какие бывают поломки?

Нередко проблемы в системе охлаждения вызваны поломками и протечками. И состояние антифриза здесь не играет никакой роли. Вот список возможных неисправностей и способов их устранения:

Проверку системы на наличие неисправностей надо проводить до замены жидкости. Ведь при ремонте охлаждающей системы сливается весь антифриз. Поэтому заливать новый стоит уже после ремонта.

Протечка антифриза

Как правильно заменить ОЖ?

Выбирая жидкость, необходимо обращать внимание на ее маркировку. Для Нивы (включая ВАЗ 21214) нужна ОЖ с рабочей температурой не выше -40 градусов. Подойдут следующие жидкости:

Еще стоит учесть — оригинальный антифриз LADA продается в уже разбавленном виде. Но при покупке концентрата от других фирм его следует разбавлять. Точные пропорции написаны на упаковке с ОЖ.

Инструменты и материалы для работы

Затем следует разобраться с инструментами и материалами.

Список инструментов для замены охлаждающей жидкости в ВАЗ 21214 выглядит так:

  • Емкость для слива отработанного антифриза. Объем — 12 литров.
  • Толстый и прочный шланг для слива охлаждающей жидкости.
  • Гаечные ключи на 13 и 15. Рекомендуется иметь в комплекте накидные, рожковые и ключи-трещотки соответствующего размера.
  • Воронка для заполнения радиатора и расширительного бачка.
  • Круглогубцы для снятия шланга ресивера.
  • Средства для промывки системы охлаждения.
  • Антифриз для замены. В систему охлаждения Нивы помещается 10,7 литра. Поэтому покупается 11 литров, с небольшим запасом на случай протечек.
  • WD-40 для чистки винтов.

Подготовка автомобиля и техника безопасности при работе

Следующий шаг — подготовка автомобиля к замене ОЖ. Проводится она так:

  • Нива загоняется на эстакаду, либо ставится над смотровой ямой.
  • Автомобиль прочно закрепляется: ставится в скорость и на ручной тормоз. Рекомендуется установить стопоры под колеса.
  • Мотору дают остыть. Работать с горячим антифризом неудобно и опасно для здоровья.

Еще стоит помнить о технике безопасности. Здесь имеется ряд простых, но важных рекомендаций:

  • Антифриз не должен попадать в глаза или дыхательные пути. Эта жидкость токсична, и является сильным ядом.
  • Работать следует в проветриваемом помещении. Испарения ОЖ не приносят пользы здоровью.
  • Одевать надо удобную, свободную одежду. Рабочая роба не стесняет движений и не мешает в процессе замены антифриза.
  • Охлаждающая жидкость не должна попадать в топливо. Это весьма отрицательно скажется на работе мотора.

Теперь можно переходить собственно к процедуре замены.

Этап первый

Начинать следует со слива отработанного антифриза. Рекомендуется снять защиту картера и убрать ее в сторону. Крепится она стандартными болтами на 13. Защита аккуратно убирается в сторону. После этого сливается антифриз. Процесс выглядит так:

  • При остывшем двигателе отодвигаются до упора рычаги печки.
  • Круглогубцами отсоединяется шланг подогрева ресивера. Это делается для стравливания лишнего воздуха из системы. В более старых моделях, с карбюраторной системой подачи топлива, отсоединяется шланг подогрева карбюратора.
  • Под сливное отверстие на радиаторе устанавливается емкость для отработанного антифриза.
  • Открывается сливной кран на радиаторе. При необходимости его предварительно обрабатывают WD-40. Для ускорения процесса слива снимается заливная крышка радиатора. Сливается вся жидкость, до последней капли.
  • Далее сливается антифриз из внутреннего охлаждающего контура, расположенного в двигателе. Ключом на 13 отвинчивается пробка с левой стороны блока цилиндров. Она расположена около свечи зажигания четвертого цилиндра. Под сливное отверстие подставляется шланг, и по нему сливается отработанная ОЖ. Затем пробка завинчивается на место.
  • Аккуратно отвинчивается расширительный бачок. Затем поднимается выше уровня радиатора — достаточно 30-40 см. Шланг, уходящий к радиатору, отсоединяется, и направляется в емкость для слива. Бачок при надобности промывается, затем устанавливается на прежнее место. Из радиатора повторно сливаются остатки жидкости.

Всего в системе находится около 10 литров антифриза. Поэтому стоит обратить внимание на объем слитой жидкости. Здесь надо помнить: жидкость из охлаждающего контура испаряется весьма неохотно. Поэтому даже в жару объем антифриза в системе уменьшается весьма незначительно. И если отработанного антифриза меньше нормы, то желательно проверить охлаждающий контур на наличие протечек или повреждений.

Слив антифриза из радиатора

Этап второй

Следующий шаг — промывка системы. Она требуется при сильном загрязнении контура, либо переходе на другой тип антифриза. Например, когда производится замена оригинальной охлаждающей жидкости для ВАЗ 21214 на составы от других производителей. Они отличаются набором присадок, составом, и смешивать их нельзя.

Имеется три варианта промывки. Выбирать способ следует исходя из условий эксплуатации автомобиля. Остатки антифриза и грязь вымываются с помощью следующих средств:

  • Дистиллированной воды.
  • Растворов бытовой химии.
  • Специальными чистящими средствами.

Промывка системы дистиллированной водой

И начинать следует с описания промывки дистиллированной водой. Эту процедуру делают, если требуется только профилактическая чистка. Ее, например, стоит проводить при переходе с одного типа антифриза на другой. Но в условиях аккуратной эксплуатации авто. Но если в систему была залита обычная вода, такую промывку делать нельзя. Процедура делается так:

Промывка бытовой химией

Большинство владельцев Нив предпочитает этот вариант промывки. Для чистки системы охлаждения применяется раствор лимонной или молочной кислоты, уксус, сода. Рекомендуется использовать именно лимонную кислоту. Процедура проводится так:

  • Лимонная кислота растворяется в воде. Стоит брать дистиллированную воду. На 10 литров заливают 160-180 граммов порошка. Рекомендации меняются, но для Нивы подойдет именно такая пропорция.
  • Полученный раствор заливается в систему охлаждения. Принципы заливки — как в случае с дистиллированной водой.
  • Двигатель запускается и прогревается до рабочей температуры. В таком режиме он прогоняется в течение 15-20 минут. Принцип тот же, как в предыдущем методе.
  • Мотор глушится, жидкость оставляется в системе на 2-3 часа. Затем сливается. В случае сильного загрязнения промывка делается повторно.

В определенных случаях жидкость прогоняют по системе с помощью компрессора. Это поможет избавиться от пробок и увеличить эффективность процедуры. Но стоит запомнить — имеются средства, которые не рекомендуется использовать для чистки системы. Пример: кола и ее производные. Она неплохо удаляет органическое загрязнение. Но ее воздействие весьма негативно сказывается на шлангах системы. Говоря проще — резина и пластик покрываются трещинами и лопаются.

Промывка лимонной кислотой

Промывка специальными составами

Имеется набор средств, созданных специально для промывки системы охлаждения. Их применяют при сильном загрязнении. Нередко к ним приходится прибегать при вымывании остатков некачественного антифриза. К слову, рекомендуется чистить ими контур при покупке б/у автомобиля. Ведь многие владельцы весьма небрежно обращаются с Нивами. И после них обязательно надо приводить машину в порядок.

На рынке имеется четыре типа специальных составов:

  • Средства на основе щелочи. Расщепляют остатки старого антифриза и удаляют его из системы. Выбирать следует исходя из того, насколько качественная жидкость использовалась. Если антифриз использовался дольше необходимого, выбирается наиболее эффективное щелочное средство.
  • Средства на основе кислот. Они помогают удалить из системы грязь и накипь. Стоит учесть, что именно они используются для чистки пробок в патрубках, радиаторе и прочих частях контура. И следует помнить — промывку обычно делают кислотными и щелочными средствами. Причем поочередно. Смешивание щелочи и кислоты недопустимо! Эти жидкости вступают в реакцию, нейтрализуя друг друга. В результате загрязнение не удаляется, лишь появляются дополнительные пробки в системе.
  • Комбинированные составы. Это средства, состоящие из двух различных компонентов. Они находятся в отдельных упаковках. Сначала заливается одно средство, затем — второе. Метод применения описан на упаковке. Но в большинстве случаев смешивать средства нельзя. Ведь обычно это щелочной и кислотный состав, подобранные для максимально эффективной промывки. Описанные средства стоят дорого. Но зато они эффективно вымывают грязь и остатки отработанного антифриза.
  • Составы для мягкой промывки. Это отдельная категория средств, добавляемая в новую охлаждающую жидкость. Они предотвращают образование накипи, упрощают удаление грязи. При их применении увеличивается срок службы антифриза, упрощается процесс слива отработанной ОЖ при замене.

Принцип использования средства указывается на упаковке. Стоит учесть — некоторые составы имеют ограничения по применению. Пример: сильные щелочные составы способны навредить пластиковым или резиновым шлангам. Поэтому перед использованием надо ознакомиться с инструкцией по применению.

Этап третий

Сам процесс заливки выглядит следующим образом:

  • Через заливное отверстие радиатор наполняется антифризом. Наполнять его нужно до нижнего уровня горловины. Затем пробка закручивается.
  • Оставшийся антифриз заливается в расширительный бачок. Наполнять емкость надо до уровня, расположенного на 3-4 см выше отметки MIN.
  • Мотор прогревается до рабочей температуры. Имеется простой способ проверки: по температуре нижнего патрубка радиатора. Когда он начинает резко нагреваться, значит двигатель прогрелся до рабочей температуры. И антифриз начал циркулировать по системе охлаждения.
  • После 10-15 минут прогрева двигатель глушится. Теперь водитель обязан дождаться остывания агрегата. Тогда уровень антифриза проверяется повторно. При нормальной работе системы этот уровень значительно понизится. ОЖ доливается до прежнего уровня.

Теперь осталось установить на место защиту картера, и плотно завинтить все пробки в системе охлаждения. Следующий день стоит проездить в обкаточном режиме, проверяя состояние машины после замены. Если антифриз Ниве подошел, и проблем не появилось, значит замена прошла успешно.

Система охлаждения служит для поддержания оптимального температурного режима двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Оптимальный температурный режим обеспечивает получение максимальной мощности, высокой экономичности и длительного срока службы двигателя.

Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией жидкости. Принудительная циркуляция охлаждающей жидкости (Тосол-А) в системе обеспечивается насосом, а связь системы охлаждения с атмосферой осуществляется через специальные клапаны (при определенном давлении и разрежении), находящиеся в пробках радиатора и расширительного бачка.

Система охлаждения двигателя включает рубашку охлаждения головки и блока цилиндров, радиатор, насос, термостат, вентилятор, расширительный бачок, соединительные трубопроводы и сливные краники. Кроме того, в систему охлаждения входят отопитель кузова автомобиля и обогреватель впускного трубопровода и корпуса дроссельных заслонок карбюратора.

ВАЗ-2121 Нива Система охлаждения двигателя, фото 1

Рис. 9. Принципиальная схема системы охлаждения двигателя:

1 — отопитель; 2 — край отопителя; 3 — Карбюратор; 4 — головка блока цилиндров; 5 — насос; 6 — пробка радиатора; 7 — расширительный бачок; 8 — радиатор; 9 — обводной трубопровод: 10 — термостат; 11 — блок цилиндров.

При непрогретом двигателе основной клапан термостата 10 закрыт, и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор 8. В этом случае жидкость нагнетается насосом 5 в рубашку охлаждения блока 11 и головки 4 цилиндров. Из головки блока цилиндров через обводной трубопровод 9 жидкость поступает к дополнительному клапану термостата и попадает вновь в насос. Вследствие циркуляции этой части жидкости двигатель быстро прогревается. Одновременно меньшая часть жидкости поступает из головки блока цилиндров в обогреватель (рубашку) впускного трубопровода и корпуса дроссельных заслонок карбюратора 3, а при открытом кране 2 в отопитель 1 кузова автомобиля.

При прогретом двигателе дополнительный клапан термостата закрыт, а основной клапан открыт. В этом случае большая часть жидкости из головки блока цилиндров попадает в радиатор, охлаждается .в нем и через открытый основной клапан термостата поступает в насос. Меньшая часть жидкости, как и при непрогретом двигателе, циркулирует через обогреватель карбюратора и отопитель кузова автомобиля.

В некотором интервале температур основной и дополнительный клапаны термостата открыты одновременно, и охлаждающая жидкость циркулирует в этом случае по двум кругам. Количество циркулирующей жидкости в каждом круге зависит от степени открытия клапанов термостата, чем обеспечивается автоматическое поддержание оптимального температурного режима двигателя.

Расширительный бачок 7, заполненный охлаждающей жидкостью, сообщается с атмосферой через резиновый клапан, установленный в пробке бачка. Бачок соединен шлангом с заливной горловиной радиатора, которая имеет пробку с клапанами. Бачок компенсирует изменения объема охлаждающей жидкости, и в системе поддерживается постоянный объем циркулирующей жидкости.

Насос охлаждающей жидкости (рис. 10) центробежного типа, обеспечивает принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя. Вал 5 насоса установлен в крышке 6 в двухрядном неразборном подшипнике 4. На валу насоса напрессованы крыльчатка 8 и ступица 3 вентилятора. При вращении вала насоса охлаждающая жидкость поступает к центру крыльчатки, захватывается ее лопастями, отбрасывается к корпусу насоса под действием центробежной силы и направляется в рубашку охлаждения блока цилиндров двигателя. Уплотнительное устройство 7, установленное на валу насоса, исключает попадание жидкости в подшипник вала. Привод насоса и вентилятора осуществляется клиновым ремнем от шкива, который установлен на переднем конце коленчатого вала. Этим ремнем также вращается шкив генератора.

ВАЗ-2121 Нива Система охлаждения двигателя, фото 2

Рис. 10. Насос охлаждающей жидкости:

1 — шкив насоса; 2 — вентилятор; 3 — ступица; 4 — подшипник; 5 — вал; 6 — крышка; 7 — уплотнитель; 8 — крыльчатка; 9 — корпус.

Термостат (рис. 11) способствует ускорению прогрева двигателя и регулирует в определенных пределах количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Термостат представляет собой автоматический клапан. Он с твердым наполнителем, неразборный, имеет два входных патрубка 1 и 13, выходной патрубок 6, два клапана (основной 9, дополнительный 2) и чувствительный элемент. Термостат установлен перед входом в насос охлаждающей жидкости и соединяется с ним через патрубок 6. Через патрубок 1 термостат соединяется с головкой блока цилиндров двигателя, а через патрубок 13 — с нижним бачком радиатора. Чувствительный элемент термостата включает баллон 4, резиновую диафрагму 5 и шток 12. Внутри баллона, между его стенками и резиновой диафрагмой, находится твердый наполнитель (мелкокристаллический воск), обладающий высоким коэффициентом объемного расширения. Основной клапан 9 термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости более 80°С. При температуре ниже 80°С основной клапан закрывает выход жидкости из радиатора и она поступает из двигателя в насос, проходя через открытый дополнительный клапан 2 термостата. При возрастании температуры охлаждающей жидкости более 80 °С в чувствительном элементе плавится твердый наполнитель и объем его увеличивается. Вследствие этого шток выходит из баллона,, и баллон перемещается вверх. Дополнительный клапан при этом начинает закрываться и при температуре более 94 °С перекрывает проход охлаждающей жидкости от двигателя к насосу. Основной клапан в этом случае открывается полностью, и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор.

ВАЗ-2121 Нива Система охлаждения двигателя, фото 3

Рис. 11. Термостат:

1 — входной патрубок от двигателя; 2 — дополнительный клапан; 3 — пружина дополнительного клапана; 4 — баллон; 5 — резиновая диафрагма; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — шток; 13 — входной патрубок от радиатора 14 — наполнитель; 15 — обойма.

Радиатор (рис. 12) обеспечивает отвод тепла охлаждающей жидкости в атмосферу. Он трубчато-пластинчатый, имеет вертикальное расположение трубок и горизонтальное расположение охлаждающих пластин. Бачки радиатора и трубки — латунные, а охлаждающие пластины — стальные, луженые. В верхнем бачке 3 радиатора имеется горловина 4, через которую система охлаждения заполняется жидкостью. Горловина герметично закрывается пробкой 5, имеющей два клапана (впускной 7 и выпускной 8). Выпускной клапан открывается при избыточном давлении в системе 0,5кГс/см 2 (0,05 МПа), и закипевшая охлаждающая жидкость через патрубок 6 и соединительный шланг выбрасывается в расширительный бачок. Впускной клапан не имеет пружины и обеспечивает связь системы охлаждения с атмосферой через расширительный бачок и резиновый клапан в его пробке, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. Впускной клапан выпускает жидкость из расширительного бачка при уменьшении ее объема в системе (при охлаждении) и пропускает в расширительный бачок при увеличении объема (при нагревании жидкости).

ВАЗ-2121 Нива Система охлаждения двигателя, фото 4

Рис. 12. Радиатор:

1 — нижний бачок; 2 — сердцевина; 3 — верхний бачок; 4 — заливная горловина; 5 — пробка радиатора; 6 — патрубок отвода паров; 7 — впускной клапан; 8 — выпускной клапан; 9 — кожух вентилятора.

Для направления воздушного потока через радиатор и более эффективной работы вентилятора за радиатором установлен кожух 9 вентилятора, состоящий из двух половин.

Вентилятор (см. рис. 10) увеличивает скорость и количество воздуха, проходящего через радиатор. Вентилятор шестилопастной, изготовлен из пластмассы. Лопасти имеют скругленные концы и расположены под углом к плоскости вращения вентилятора. Вентилятор крепится к ступице 4 на валу насоса охлаждающей жидкости. Между вентилятором и ступицей устанавливается шкив 1 привода насоса охлаждающей жидкости.

Замена антифриза – стандартная процедура, и нива 2121 не является исключением. Данная жидкость сохраняет исходные свойства до 40 000 км или 2 лет (для тосола) и до 250 000 или 5-7 лет (для антифриза других марок). Мероприятия, за некоторым исключением, не отличаются от аналогичных действий на других машинах.

Подготовьте следующий инструмент и приспособления:

1. Ведро или таз для слива;
2. Воронку;
3. Ключ на 13 и 15, желательно с трещеткой;
4. Круглогубцы.
Если приобретен концентрат, не забудьте разбавить дистиллированной водой в соответствующих вашему климатическому поясу и рекомендациям производителя пропорциях. Заправочный объем – 10,7 л.


Последовательность выполняемых работ:

1. Загоните автомобиль на площадку, обеспечивающую подъем правого переднего колеса, или яму.
2. Обязательно остудите ДВС до температуры окружающего воздуха. Внимание, преждевременное открытие крышки может повлечь за собой выплескивание горячего антифриза.
3. Откройте рычаг отопителя из салона;


4. Рекомендуется предварительно отсоединить шланг подогрева карбюратора или ресивера для стравливания воздуха;


5. Открутите заливную крышку радиатора;
6. Подставляя емкость, посредством ключа 13 освободите штуцер в нижней части блока (в районе свечи 4 цилиндра), принадлежащего охлаждающей рубашке двигателя;


7. Откройте кран в левом нижнем углу радиатора;


8. Отстегните расширительный бачок, затем, приподняв его, спустите ОЖ через радиатор;



9. Верните открученные пробки на место, кроме шланга обогрева дроссельной заслонки.
10. Приступите к заполнению системы охлаждающей жидкостью через радиатор до максимальной отметки;
11. Нажмите на шланги для предотвращения воздушных пробок;
12. Продолжите залив через бачок до установленной метки, повторите нажатие на шланги или покачайте машину;
13. После чего завинтите заливную пробку радиатора 10-15 минут на малых оборотах до появления потоков теплого воздуха через раструбы отопителя;
14. Долейте антифриз через расширительный бачок до уровня;
15. Закройте пробку бачка, подсоедините шланг обогрева.

Заменить тосол современным антифризом в ВАЗе 21212 и 21214 без подготовки не допустимо в виду различного набора присадок и функциональных качеств. В этом случае, прежде чем поменять ОЖ, осуществите промывку системы чистой проточной водой.

Видео по замене охлаждающей жидкости и устранению воздушной пробки

Как поменять антифриз на ВАЗ 21214 Нива

Внедорожник Нива, во всех модификациях, очень популярен на российских просторах. Это обусловлено хорошей ремонтопригодностью, невысокой ценой и отличной проходимостью. Для обеспечения надежной работы, следует вовремя проходить все ТО, в частности делать замену ОЖ.


Жидкостная система с принудительной циркуляцией автомобиля ВАЗ 21214 предназначена для эффективного отвода тепла. Она полностью справляется со своей задачей, нужно просто поддерживать ее в исправном состоянии.

Замена антифриза ВАЗ 21214

Замена охлаждающей жидкости является, регламентированной процедурой ТО, которая прописана в инструкции по эксплуатации. В ней нет ничего сложного, если четко и внимательно следовать описанному плану действий.

Подходит для автомобилей Нива:


Слив охлаждающей жидкости

До начала процедуры слива следует подготовить инструменты, тару под отработанный антифриз, а также новые жидкости для последующего залива. Если установлена защита под двигателем, ее тоже можно снять, для удобства.

Далее выполняем процедуру слива жидкости с ВАЗ 21214 (Нива):

  1. поворачиваем регулятор температуры в салоне в максимальное положение вправо (Рис.1); Рис.1
  2. подставляем под радиатор емкость для слива;
  3. находим снизу в левом углу радиатора пробку и откручиваем (Рис.2); Рис.2
  4. на сливную горловину одеваем шланг, внутреннем размером 16 мм и опускаем его в сливную емкость. Это предотвратит разбрызгивание антифриза;
  5. после этого откручиваем пробку на заливной горловине радиатора, для более быстрого слива жидкости (Рис.3); Рис.3
  6. откручиваем крепление расширительного бачка и поднимаем его вверх (Рис.4). При этом жидкость сольется через сливное отверстие радиатора. А сам бачок можно полностью снять и промыть; Рис.4
  7. для слива охлаждающей жидкости с двигателя, нужно открутить сливной болт, воспользовавшись для этого ключом на 13. Сам болт находится с левой стороны (Рис.5). Рис.5


Промывка системы охлаждения

При наличии в слитой жидкости отложений или переходе с тосола на антифриз, следует произвести промывку системы. Для этого нужно выполнить следующие действия:

  1. через расширительный бачок ВАЗ 21214 пролейте систему обычной водой. Пробки должны быть открыты;
  2. закрутите сливную пробку и болт;
  3. заполните систему средством для промывки (можно использовать Liqui Moly Kuhlerreiniger или промывка системы охлаждения Lavr) с дистиллированной водой (6-7 литров);
  4. запустите двигатель. Прогрейте до 90 градусов;
  5. оставьте поработать на холостых на 5-10 минут, в зависимости от загрязнения системы;
  6. заглушите. Дайте остыть двигателю примерно до 60 градусов;
  7. слейте промывку теми же действиями, что и старую жидкость;
  8. закрутите обе пробки;
  9. залейте дистиллированную воду для ополаскивания системы охлаждения;
  10. заведите автомобиль и прогрейте до 90 градусов;
  11. заглушите и дайте остыть до 60 градусов, слейте;
  12. при необходимости повторите пункты 8, 9, 10 и 11.

Заливка тосола в Ниву 21214, 21213 без воздушных пробок

Для заливки новой жидкости в систему охлаждения можно воспользоваться инструкцией, которая описана в книге по ремонту и эксплуатации автомобилей. Но делая по ней, у автомобилистов очень часто образовываются воздушные пробки.


Итак, приступаем к правильной заливке:

  1. перед заливкой откручиваем шланги, подводящие тосол к узлу обогрева дроссельной заслонки и поднимаем их немного вверх (Рис.1); Рис.1
  2. снимаем пробку с заливной горловины радиатора и начинаем заливать тосол до полного заполнения (Рис.2); Рис.2
  3. после этого начинаем выгонять воздух из верхнего патрубка радиатора (Рис.3). Нажимая и протягивая его рукой по направлению к заливной горловине. При выполнении этой процедуры, в горловине должны появляться пузырьки воздуха; Рис.3
  4. скручиваем из пластиковой бутылки подобие воронки и вставляем в один из патрубков (Рис.4); Рис.4
  5. через воронку начинаем заполнение, до тех пор, пока жидкость не достигнет верхнего края заливной горловины радиатора. Плотно закручиваем на ней крышку;
  6. после этого продолжаем заполнение через воронку, пока из второго патрубка не потечет тосол. Ставим оба патрубка на место и зажимаем хомуты (Рис.5); Рис.5
  7. заливаем в расширительный бачок тосол на несколько сантиметров выше отметки MIN;
  8. заводим машину, прогреваем до рабочей температуры, даем поработать 5 минут, после чего глушим.

Залив жидкости закончен, осталось протереть пролитый тосол и дождаться остывания двигателя. На уже остывшей машине проверяем еще раз уровень в расширительном бачке и при необходимости доливаем.

Периодичность замены, сколько и какой жидкости нужно


По рекомендации завода-изготовителя производить замену антифриза или тосола на автомобилях ВАЗ-21214 необходимо с периодичностью раз в 3 года или после пробега 60 тысяч километров. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену желательно производить чаще – каждые 30-40 тысяч километров.

Помимо рекомендуемой периодичности замены ОЖ, существуют другие причины, по которым необходимо менять жидкость в системе охлаждения автомобиля:

  • утрата свойств охлаждающей жидкости. Проверить качество используемого антифриза можно при помощи тестовой полоски, которая продается в тех же местах, где и сама жидкость. Полоску опускаете в расширительный бачок, затем вытаскиваете. В комплекте с полоской идет цветовая шкала, согласно которой, можно будет понять, сколько еще можно эксплуатировать автомобиль до замены охлаждающей жидкости;
  • изменение цвета охлаждающей жидкости на рыжий или красный. Это означает, что в ней появилась ржавчина;
  • появление осадков, хлопьев и плотных образований в жидкости.


Охлаждающая жидкость для ВАЗ 21214 инжектор Нива, должна быть с температурой замерзания не выше -40 градусов. Обычно завод-изготовитель заливает ТОСОЛ ТС-40 (производитель г. Дзержинск). При замене тосол можно заменить антифризом с допуском G12, он более безопасен для всей системы охлаждения. Также можно использовать оригинальный антифриз Lada G12, который подходит для всех автомобилей данного производителя.

Читайте также: