Умз 4216 стучат гидрокомпенсаторы на горячую

Добавил пользователь Alex
Обновлено: 19.09.2024

Сегодня расскажу о процедуре регулировки клапанов на двигатели с гидрокомпенсаторами. Регулировать клапана с гидрокомпенсаторами? Что? Согласен звучит как бред, но наш автопром не перестаёт удивлять. Сегодня поговорим о регулировке клапанов на двигателе УМЗ-42164 и А274 Evotech. Многие владельцы ГАЗелей у кого стоит такой двигатель даже и не догадываются, что нужно проводить регулировку, ведь стоят гидрокомпенсаторы! Тем не менее это факт, регулировать нужно.

Наши взяли старый древний двигатель и воткнули инжектор, а потом еще и гидрокомпенсаторы и пошли еще дальше, выпустили модификацию двигателей 60 годов, это А274 Evotech и А275. А самое смешное, что как положено в системе стоит датчик кислорода, но СО нужно регулировать с компьютера! Об этом мало кто знает, но когда Вы отрегулируете СО, то автомобиль свой не узнаете, расход и динамика Вас удивит. Мало на каких СТО этим занимаются, но мы это делали. Нужно всего-то сканер которым можно зайти в исполнительные механизмы и рабочий газоанализатор.

А теперь поговорим о регулировки.

Основные этапы регулировки не отличаются от обычного двигателя 417, 421, 402.

1) Даём двигателю остыть. Снимаем клапанную крышку.

2) Выставляем метку на шкиве к отливу на крышке(как на фото). При прокрутке коленвала не нужно использовать реперный шкив, можно обломить часть зуба и будут проблемы. Зубья обвёл красным, будьте с ними аккуратнее, с них "считывает" датчик коленвала, если хотя бы один будет поврежден, то могут возникнут различные проблемы.

3) Как выставили метки, то проверьте какой цилиндр на такте сжатия, первый или четвертый. На двигателе без гидрокомпенсаторов это определить не сложно, если 1 цилиндр будет на такте сжатия, то 1 и 2 клапан будут закрыты, соответственно коромысла этих клапанов будут освобождены. Простыми словами если пошевелить коромысла 1 и 2 клапана то будет ход. А если такт сжатия будет на 4 цилиндре, то соответственно коромысла 7 и 8 клапана будут свободны. Но на двигателях с гидрокомпенсаторами все сложнее, там коромысла всегда поджаты гидрокомпенсатором. Но визуально их видно, на том цилиндре где так сжатия коромысла будут подняты выше, так как клапана закрыты. Если я не понятно объясняю, то кому нужно напишите я подробно расскажу или видео сниму.

4) Допустим у Вас так сжатия на первом цилиндре, тогда регулируем 1,2,4,6 клапан. Если так сжатия на четвертом цилиндре, то регулируем 7,8,5,3. Еще раз, так сжатия на 1ом цилиндре, регулируем 1,2,4,6 далее проворачиваем шкив коленвала на 360(полный оборот) и регулируем 7,8,5,3. Отсчет клапанов от шкива коленвала.

5) Теперь о самой регулировке. Выбираем клапан, который нужно регулировать. Откручиваем контр. гайку и откручиваем регулировочный болт, выкручиваем его до полного ослабления гидрокомпенсатора со штангой. Убедились, что гидрокомпенсатор не поджат и коромысло стало свободно. Закручиваем регулировочный болт до соприкосновения с гидрокомпенсатором и далее доворачиваем болт по часовой стрелке. Завод в разных инструкциях даёт различные рекомендации, полтора или два оборота. Я из своей практики сделал вывод такой: самый оптимальный вариант довернуть регулировочный болт на выпускном клапане на 1 оборот, а впускном на 1,5 оборота. Так регулируем все 8 клапанов. Всё регулировка закончена. На фото ниже привел иллюстрацию.

На этих двигателях очень часто прогорают клапана и "садятся" седла, особенно при эксплуатации на газу. Делайте регулировку каждые 20-30 тыс. км. Когда я определяю на каком такте цилиндр, то я откручиваю регулировочные болты сразу на всех 4 клапанах, которые буду регулировать и смотрю как они стоят, можно понять есть ли проблема, не начал ли прогорать клапан или "садится" седло.

Сама же конструкция гидрокомпенсатора проста. Состоит он из цилиндрического поршня, днище которого и воспринимает усилие от кулачка распредвала.

Внутри этого поршня в своем посадочном месте установлен плунжер, посредством которого передается усилие через поршень от кулачка к стержню клапана (смотрите фото выше).

В своем посадочном месте плунжер свободно перемещается, обеспечивая тепловой зазор.

Работает гидрик так: при работающем двигателе кулачок набегает на днище поршня гидрокомпенсатора и смещает его вниз. Перемещаясь, поршень посредством плунжера давит на клапан, и он открывается.

Масляный насос подает рабочую жидкость в головку под давлением. В гидрике оно попадает в подплунжерное пространство, и смещает плунжер внутри посадочного места.

Чем выше давление масла, тем больше оно будет давить на плунжер и тем сильнее он выйдет из посадочного места.

При снижении давления – плунжер снова заходит в посадочное место. Таким образом тепловой зазор между плунжером и стержнем клапана регулируется самостоятельно и зависит от давления в системе смазки.

Устройство и принцип работы

Чтобы масло не вытекало с гидрика после остановки мотора, в каналах подачи масла в головке блока установлены шариковые клапана.

Имея такое преимущество, как отсутствие потребности в регулировке, гидрокомпенсатор имеет и один существенный недостаток – высокая чувствительность к моторному маслу.

Расположение распределительного вала

На современных авто чаще всего используют механизм с верхним расположением распределительного вала, что позволило уменьшить металлоемкость конструкции и как следствие – увеличение надежности.

Поскольку при нагреве металл расширяется, а клапана постоянно находятся в зоне высокой температуры, для предотвращения его поджимания, вследствие чего он неплотно садится в седло, предусмотрен тепловой зазор между стержнем клапана и кулачном распредвала.

При этом тепловой зазор имеет определенную величину, чтобы обеспечить максимально возможное открытие клапана, исключая его поджимание.

Раньше у двигателей с верхним расположением распределительного вала тепловой зазор регулировался путем помещения между стержнем клапана и кулачком распредвала регулировочных шайб определенной толщины.

Недостатком применения этих шайб являлась потребность в периодической проверке зазора и регулировке его путем подбора шайб.

Сейчас же для обеспечения теплового зазора все чаще применяются гидрокомпенсаторы, по-народному — гидрики, использование которых исключил потребность в регулировке зазора, и все потому, что зазор регулируется за счет давления масла.

Располагаются гидрокомпенсаторы, как и регулировочные шайбы, между стержнем клапана и кулаком распредвала.

Где находится гидрокомпенсатор

Внешне гидрик выглядит как небольшой поршенек, поэтому в головке предусмотрены посадочные места под них.

Устройство

Причины стука гидрокомпенсаторов на горячую

В большинстве может быть одна причина из двух, из-за чего стучат гидрокомпенсаторы на горячую — слишком малая вязкость прогретого масла либо недостаточное его давление. Возникать это может в силу разных причин.

На горячую

Иногда владельцы замечают, как начинают стучать гидрокомпенсаторы на горячую, когда мотор доведен до рабочей температуры. Причины также три.

  1. Плунжерная пара гидрокомпенсатора заклинила. Потеря работоспособности возникает из-за попадания грязи или естественного износа. Из-за появления задиров плунжер перестает полноценно двигаться. Тепловой зазор невозможно регулировать, поэтому гидрокомпенсатор начинает стучать.
  2. Недостаточная вязкость масла, прогретого до температуры двигателя. Оно начинает быстрее просачиваться по зазорам плунжерной пары, чем при подаче масляным насосом. Смазка от неизвестного производителя, либо неправильный подбор с учетом рекомендаций производителя приводит к сильному его разжижению. Происходит утечка по технологическим зазорам.
  3. Превышение рекомендованного уровня масла в моторе. Из-за этого оно начинает вспениваться, так как коленчатый вал заставляет смазку циркулировать. Этот процесс усиливается, когда в двигатель попадает вода. Водителю надо проверить уровень масла. По возможности стоит установить новый фильтр, предварительно залив новое смазывающее вещество.

На холодную

Стук ГК может проявляться на холодном моторе и по мере прогревания двигателя исчезать. Тогда самая вероятная причина — засорение масляного канала. После прогрева масло станет более жидким — стук прекратится. Но с течением времени каналы обязательно забьются полностью, и тогда туканье будет уже беспрерывным. Здесь можно использовать специальные присадки — они помогут очистить каналы от накопившихся загрязнений.


Стук гидрокомпенсаторов на холодную происходит и из-за снижения пропускной способности масляного фильтра. Тогда стуканье с разной интенсивностью будет слышаться до полного прогрева мотора.

Обратите вниманиеи на клапан гидрокомпенсатора — если он не держит масло, жидкость будет вытекать при выключенном моторе.


Таким образом, в систему попадает воздух, который вытесняется после запуска мотора — стук пропадает. Подождите 5-7 минут. Иногда бывает полезно погазовать на холостом ходу — это поднимет давление в системе подачи масла. Но долго газовать вредно. Лучше делать это, только когда прогретый мотор остановили на некоторое время.

Почему стучат новые гидрокомпенсаторы

Не всегда после замены гидравлических компенсаторов проблема уходит. Особенно, если в двигателе установлены новые элементы, а также залито свежее масло. Вариантов несколько.

  1. Масло выбрано неправильно.
  2. Старый фильтр слишком сильно забился, вместо него нужно установить новый.
  3. Чистота системы смазки оставляет желать лучшего.
  4. Вышел из строя маслонасос.
  5. Каналы подачи масла засорены.

Как правило, лечить стук приходится методом промывки головки блока цилиндров. Если это не поможет, значит, надо менять новый масляный насос. Подобное поведение указывает на значительный естественный износ. Устранение неисправности таким способом – явление редкое, потому что в 90% случаев устранение проблемы происходит после замены выбранного масла, промывки гидрокомпенсаторов.

Признаки стука гидрокомпенсаторов на горячую

Для автолюбителя очень важно знать, как понять, что стучит один или несколько гидрокомпенсаторов. Ведь его стук можно легко спутать с другими звуками при проблемах с пальцем поршня, вкладышами коленвала, распредвалом или прочими деталями внутри двигателя.

Стук гидрокомпенсаторов на горячую можно диагностировать, открыв капот. Звуки начнут идти именно из-под клапанной крышки. Тональность звука специфическая, характерная ударам металлических деталей друг о друга. Некоторые сравнивают его со звуком, который издает стрекочущий кузнечик. Что характерно — стучание от неисправных компенсаторов происходит в два раза чаще, чем частота оборотов двигателя. Соответственно, при увеличении или снижении оборотов мотора звук стучания от гидриков будет вести себя соответственно. Под сброс газа будут слышны звуки, как будто у вас не отрегулированы клапана.

Гидрокомпенсаторы стучат, можно ли ездить

Когда есть стуки гидрокомпенсаторов ездить можно, но это может привести к более дорогому ремонту, нежели найти и устранить причину стуков.

Эксплуатация автомобиля со стучащими гидрокомпенсаторы будут сопровождаться со следующими последствиями:

  1. Уменьшение мощности мотора.
  2. Некомфортное управление машиной, в целом. (Ездить, когда что-то стучит в конструкции автотранспортного средства не совсем приятно для тех, кто следит за своим авто).
  3. Повышение уровня загрязнения экологии.
  4. Превышенный расход топлива.
  5. Повышенная вибрация.

Многие говорят, что ездить с постукивающими гидрокомпенсаторами можно, но надо понимать, что эти детали входят в устройство двигателя. А капитальный ремонт двигателя обходится намного дороже и по времени, и по финансам.

Как обнаружить неисправные гидрокомпенсаторы

Проверка гидрокомпенсаторов на работоспобность начинается с определения правильной работы двигателя на слух. На холодный двигатель гидрики могут и не стучать, поэтому, на слух можно проверить разогрев двигатель. Далее, опытный механик или слесарь определяет неисправность гидрокомпенсаторов путем нажатия на них пальцами. Исправные гидротолкатели не так легко продавить, а неисправные без усилий легко проваливаются. Проваливающийся гидрокомпенсатор подлежит замене.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Если начинают стучать гидрокомпенсаторы, что делать в таком случае? Есть два пути решения проблемы – полная замена комплекта или ремонт дефектных экземпляров. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Замена

Преимущество замены – гарантия хорошего результата. Недостатков два. Комплект оригинальных каталожных деталей обойдется дорого. Самому вряд ли получится правильно установить его, поэтому машину придется передавать в сервисный центр. Тут также придется подождать два-три дня.

детали гидрокомпенсаторы

Нужно принимать во внимание, что на некоторые машины зарубежного производства распространяется дефицит деталей. Приходится ждать, когда приедет полный комплект, тратить деньги на оплату почтовых услуг, записываться на ремонт в сервисный центр. Для правильного монтажа придется еще выделить некоторую сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.

Если случай запущенный и водитель не пытается предпринять действия по восстановлению нормальной работы мотора, последствия могут оказаться печальными. Сначала при запуске со временем усиливается стук. Далее пропадает ровный холостой ход. Так как регулировка теплового зазора не происходит должным образом, с каждым разом становится сложнее набирать обороты. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм, ремонт двигателя становится неизбежным.

Ремонт

Чтобы быстро устранить неисправность, надо сначала узнать, какой именно компенсатор начинает стучать. Ремонт возможен в том случае, если неисправность начинает проявлять себя на холодную. При регулярном использовании качественной смазки, со своевременной ее заменой, стоит лишь купить оригинальное масло, поменять фильтр и проверить результат еще раз. Скорее всего, владелец, сам того не понимая, купил поддельную канистру.

На начальном этапе стоит купить и промывочное масло. Вместе с ним придется обзавестись двумя фильтрами. Один используется при заливке промывочного материала, другой надо прикрутить тогда, когда техническая жидкость успела прогнаться по системе за 15-20 минут работы в холостом режиме. Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химической структуре присутствуют жесткие элементы, способны снять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.

Обратите внимание!Ремонт методом промывки аптечным димексидом помогает не всегда. Многое зависит от начального состояния двигателя. Внутри не должны присутствовать хрупкие пластиковые детали и покрашенные элементы.

Легкая неполадка

Быстро ликвидировать стук гидрокомпенсаторов или его устранение без разбора головки блока цилиндров возможно лишь на начальном этапе, когда неисправность только начала проявляться на холодную. Если использовалось качественное масло, и регулярно производилась его смена, а после крайней замены внезапно застучали ГК, необходимо срочно залить новую смазку и сменить фильтр. Вполне вероятно, что попалась поддельная канистра.

Запущенный случай

Устранить стук гидрокомпенсаторов на высоких оборотах без разборки двигателя тяжелее. Технология очистки мотора от нагара без демонтажа деталей здесь актуальна, но не всегда помогает. Все зависит от степени загрязнения гидрокомпенсаторов.

В особых случаях на помощь приходят агрессивные составы в виде аптечного димексида. Он отмывает детали любой степени закоксованности. Однако методика непроста и требовательна к начальному состоянию силовой установки. В частности, внутри не должно быть покрашенных деталей и хрупких пластиковых конструктивных элементов.

Последствия появившегося стука

Интересно, что к каким-либо повреждениям других механизмов силовой установки поломка гидрокомпенсаторов не приводит.

У стучащих гидрокомпенсаторов всего лишь нарушается тепловой зазор, что приводит только к снижению мощности и приемистости силовой установки и повышению расхода топлива.

Но появившийся стук может сигнализировать о нарушении в работе системы смазки, поэтому важно узнать, почему они застучали и устранить проблему.

Что касается применения на авто систем газораспределения SOHC и DOHC, то разница лишь в количестве установленных гидрокомпенсаторов.

Так, на современных авто, в том числе и отечественных, к примеру, ВАЗ 2112 и Лада Приора уже используется система газораспределения DOHC, с 4 клапанами на цилиндр, а значит и с 4 гидриками, общее же количество их – 16.

Причины появившегося стука для всех авто, в том числе и упомянутых, одинаковы.

Наличие такого количества гидриков влияет лишь на более затрудненное выявление застучавшего гидрокомпенсатора, если стучит только один или несколько из общего количества.

Производители гидрокомпенсаторов

Использование оригинальных запчастей для автомобиля конкретной марки и модели, конечно, же лучше. Но, не всегда есть такая возможность из-за наличия в магазинах автозапчастей или из-за дорогой цены.

Есть такие производители ГК:

  • гидравлические компенсаторы INA;
  • ГК компании FEBI;
  • ГК марки SWAG;
  • гидрокомпенсаторы AE;
  • гидрокомпенсаторы AJUSA.

ГК FEBI изначально тоже изготавливались в Германии. Сейчас изготавливают и в Германии, и в других странах благодаря купленными ими лицензиями.

Гидрокомпенсаторы SWAG (СВАГ) тоже немецкие. Но выявляются не качественный процент таких изделий, возможно, бракованные.

ГК европейской компании AE тоже распространены из-за качества и недорогой цены.

Гидрокомпенсаторы AJUSA (Ажуса) из Испании. По отзывам автолюбителей, испанские гидравлические компенсаторы дешевле, но они не качественные (быстрее начинают стучать).

На видео показа процесс проверки компенсаторов своими руками.

Рекомендации специалистов

Безусловно, лучшим вариантом будет очистка промывочным маслом с предварительной подготовкой силового агрегата. Если она не помогает, лучше разобрать ГБЦ и путем ручной диагностики выявить неисправные ГК. Далее извлечь их и почистить, либо поменять.

В крайних случаях на помощь приходят специальные присадки. Они временно устраняют неисправность, отлаживая неизбежное вскрытие клапанной крышки. С лучшей стороны показали себя присадочные составы от Liqui Moly и XADO.




Детали газораспределительного механизма двигателя в процессе работы испытывают большие нагрузки и высокую температуру. От нагрева они расширяются неравномерно, так как сделаны из разных сплавов. Для обеспечения нормальной работы клапанов в конструкции должен быть предусмотрен специальный тепловой зазор между ними и кулачками распредвала, который закрывается в процессе работы мотора.

Назначение и принцип работы гидрокомпенсаторов

Гидравлические компенсаторы, или гидрокомпенсаторы, это составная часть системы газораспределительного механизма (ГРМ) в цилиндре ДВС. При прогреве двигателя детали ГРМ нагреваются, что приводит к увеличению их размеров. Поэтому между деталями ГРМ оставляются тепловые зазоры — от 0,15 мм на впускных клапанах и до 0,35 мм на выпускных. Одной из проблем ГРМ является механический износ и увеличение зазоров клапанов, в результате чего клапаны не открываются или не закрываются полностью. Результатом этого становится снижение мощности автомобиля, затруднения с пуском мотора и повышение токсичности выхлопа. Причиной этого является загорание топлива во впускном коллекторе или недостаточная наполняемость цилиндров двигателя топливной смесью. Дизельные же автомобили в результате неправильного размера тепловых зазоров и вовсе становятся неработоспособными.

Для регуляции размеров зазоров клапанов ранее применялась механическая настройка рычагов и шайб, затем появились механические толкатели, а на современных автомобилях их сменили гидравлические компенсаторы. Гидрокомпенсаторы в автоматическом режиме изменяют свою длину на размер, равный тепловому зазору в ГРМ.


По своему устройству гидрокомпенсатор представляет собой:

  • корпус в виде цилиндрического толкателя или составной части головки цилиндров;
  • расположенная в корпусе плунжерная пара, состоящая из втулки и плунжера (шарикового подпружиненного клапана), зазор между втулкой и плунжером — около 8 мм;
  • пружины плунжера;
  • обратный клапан.

Работа гидрокомпенсатора состоит из нескольких этапов.

  1. На первом этапе кулачок распредвала расположен в противоположной стороне от гидрокомпенсатора. Плунжерная пружина выдвигает плунжер, в результате чего увеличивается зазор. В полость под плунжером поступает масло через масляный канал, после чего под воздействием плунжерной пружины клапан закрывается. На этом этапе плунжер поднимается и компенсирует зазор.
  2. Под воздействием распределительного вала кулачок начинает давить на толкатель и перемещает его в нижнее положение. Шариковый клапан закрывается, а плунжерная пара начинает работать как жесткий элемент из-за того, что масло не сжимается.
  3. При перемещении плунжерной пары вниз часть масла вытекает из полости, что компенсируется дополнительными порциями масла из системы авто. Длина гидравлического компенсатора незначительно увеличивается, образуя зазор. Его размер выравнивается порциями масла, которые подаются из системы смазки автомобиля.

Главный плюс гидрокомпенсаторов — абсолютно автоматический режим работы, не требующий регулировки, так как гидрокомпенсатор всегда подбирает необходимый зазор.

Немного теории

Скорость открытия и закрытия впускных клапанов двигателя регулируется с помощью распределительного механизма, в основе которого – распределительный вал. Если точнее – процесс контролируется с помощью специальных кулачков, находящихся на распредвале ГРМ.

Кулачки представляют собой отливы определенной формы и размера, действующие на клапан при вращении вала. Они надавливают на поверхность клапана и толкают его вниз, он открывается. Когда кулачок проворачивается, он закрывается.

Кулачки распредвала толкают клапана на открытие напрямую или через гидрокомпенсаторы

Признаки неисправности гидрокомпенсаторов

Главный признак неисправности гидрокомпенсаторов — появление механического стука сразу после запуска двигателя автомобиля. Стуки локализуются в месте расположения клапанной крышки. Если стуки появляются не сразу после пуска мотора, а по мере его работы, то причиной стуков не является поломка гидрокомпенсаторов.

В зависимости от вида неисправности, стуки могут быть постоянными, либо их уровень снижается или повышается при изменении нагрузки на двигатель. Стук только на холодном двигателе далеко не всегда является последствием неисправности гидрокомпенсаторов, его причиной вполне может быть низкая вязкость масла.


Исторический экскурс

Почему стучат гидрокомпенсаторы?

Стук гидрокомпенсаторов может быть вызван несколькими причинами, связанными как с механическим износом детали, так и с неправильным уровнем масла или изменением его смазывающих качеств. Можно выделить несколько причин стуков гидрокомпенсаторов.

Зачем прижимать максимально клапан к кулачку

Автомобильный двигатель — достаточно сложная конструкция, которая имеет массу нюансов. Тепловой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем как раз и является одним из таких нюансов. Если он значительный (а речь в данном случае идет о десятых долях миллиметра), это уже может вести к понижению КПД двигателя.

При большом зазоре снижается скорость наполнения цилиндра рабочей топливовоздушной смеси. Соответственно, это ведет к снижению мощности двигателя и менее качественному отводу продуктов отработки. Чтобы повысить мощность двигателя водителю приходится больше давить на педаль газа, из-за чего значительно увеличивается расход топлива.

Проверка гидрокомпенсаторов

В большинстве случаев проверка гидрокомпенсаторов проводится акустически — опытный механик определяет неисправность даже не используя дополнительных приборов. Однако далеко не каждый автовладелец сможет определить конкретный неработающий гидрокомпенсатор, к тому же стук при их неисправности можно перепутать с неправильной работой клапанов двигателя.

Обычному владельцу можно порекомендовать использовать банальный фонендоскоп. При работающем двигателе фонендоскоп необходимо приложить к головке блока цилиндров к месту размещения каждого из гидрокомпенсаторов. Сравнивая характер звучания, можно определить конкретный гидрокомпенсатор, который работает неправильно.


Еще один способ предполагает проверку вручную путем нажатия отверткой или пальцами на устройство. При нормальной работе компенсатора для нажатия нужно приложить усилия. Если гидрокомпенсатор легко продавливается, то его, вероятно, придется заменить.

Последний способ потребует применения щупа для измерения зазора диаметром от 0,1 мм до 0,5 мм. Если на горячем двигателе между гидравлическим компенсатором и кулачком распредвала щуп диаметром 0,5 мм свободно пролазит, то гидрокомпенсатор подлежит замене. То же самое относится и к ситуации, когда в зазор не проходит щуп диаметром 0,1 мм.




Какие бывают

Различают четыре основных типа гидрокомпенсаторов для современных автомобилей:

  • гидротолкатель;
  • роликовый гидротолкатель (чаще всего устанавливаются на японских автомобилях);
  • гидроопора;
  • гидроопора под рычаг или коромысло.

Какие бывают гидрокомпенсаторы

Все они имеют разные конструкции и схожий принцип функционирования. Больше всего распространены обычные гидротолкатели с плоской опорой под кулачок распредвала, а также гидроопоры под рычаг или коромысло.

Ремонт гидрокомпенсаторов

В большинстве случаев гидравлические компенсаторы не подлежат ремонту, поэтому их приходится менять на новые в сборе. Исключением являются случаи, когда гидрокомпенсатор загрязнен продуктами износа масла. В такой ситуации необходимо промыть гидрокомпенсатор от нагара и загрязнения, после чего установить его обратно. Перед промывкой необходимо демонтировать гидрокомпенсаторы с автомобиля.

Промыть гидрокомпенсаторы можно обыкновенным бензином, керосином, ацетоном или другим подходящим раствором. После установки гидрокомпенсаторов следует подождать некоторое время перед пуском мотора, так как устройствам необходимо сжаться. Если стук прекратился, то проблема решена.

Промывка компенсаторов может продлить срок их службы, однако это не означает, что впоследствии их не придется менять. Чтобы увеличить ресурс гидрокомпенсаторов, необходимо обязательно использовать только качественное синтетическое масло.


Присадка для гидрокомпенсаторов Liqui Moly

Один из способов промыть гидрокомпенсаторы, не демонтируя их с двигателя, это использовать присадку Liqui Moly, призванную очищать гидрокомпенсаторы и устранять их стучание. Она добавляется в моторное масло при каждой его замене в системе автомобиля. Присадка применяется для всех видов двигателей (бензиновых и дизельных) с турбонаддувом и без него. Для применения присадки необходимо смешать 300 мл (1 флакон) присадки с 6 л масла при его замене. Применение присадки на старое масло возможно, но только если на нем было пройдено не более 5–6 тыс. км. При этом эффективность применения присадки на старом масле снижается.

Присадка помогает избегать стуков гидрокомпенсаторов благодаря очистке клапанных отверстий и масляных каналов гидрокомпенсаторов. К побочному положительному эффекту применения присадки относится улучшение смазочных качеств масла.

Замена гидрокомпенсаторов

Если промывка гидрокомпенсаторов вручную или с помощью присадки не привела к устранению стучания, то устройство придется менять.

Для демонтажа необходимо:

  • поставить автомобиль на ровную поверхность;
  • снять минусовую клемму с АКБ;
  • снять защитную крышку с мотора;
  • демонтировать ресивер впускного коллектора двигателя;
  • снять модуль зажигания и шланг вентиляции картера;
  • демонтировать крышку головки блока цилиндров;
  • снять приводные шестерни распредвалов;
  • отключить разъем датчика давления масла;
  • снять кронштейн задней опоры валов;
  • демонтировать корпус подшипников вместе с направляющей свечой зажигания;
  • вынуть распредвалы, оставив метки для последующего монтажа;
  • извлечь гидрокомпенсаторы, используя магнит.

Установка новых гидравлических компенсаторов производится в обратном порядке.

Для повышения коэффициента полезного действия двигателя, толкатель клапана и кулачок распределительного вала должны плотно прилегать друг к другу. На иномарках это возможно благодаря регулировке теплового зазора. При прогреве мотора эти детали расширяются с одновременным увеличением температуры. В машинах старого образца, например, в ВАЗ 21126, вмешательство не требуется. Причина – наличие гидравлических компенсаторов.

Почему стучат гидрокомпенсаторы

фотография гидрокомпенсаторов

Гидравлический компенсатор – это устройство, отвечающее за автоматическую регулировку теплового зазора в отдельном клапане. Благодаря их применению, эксплуатация двигателя становится проще. Причина – не приходится регулировать клапаны вручную. Также они увеличивают ресурс работы газораспределительного механизма. Он равномернее функционирует, потому что тепловой зазор постоянно находится в пределах допусков от производителя.

Но бывает, что гидрокомпенсатор начинает стучать. Со временем стук усиливается, становится невозможно это игнорировать. Зачастую причин три.

  1. Сильный естественный износ, либо заводской брак конструкции.
  2. Система смазки мотора работает с перебоями.
  3. Моторное масло не совместимо с двигателем, либо оно эксплуатируется слишком долго, в результате чего успело потерять заводские свойства.

Водитель должен помнить, что компенсатор способен стучать не только постоянно, но и в определенном режиме работы двигателя.

На холодную

Если начали стучать гидрокомпенсаторы на холодную, проверьте, что из перечисленного ниже верно.

  1. Масло имеет слишком густую консистенцию. Если двигатель не доведен до рабочего диапазона температур, смазка начнет плохо проникать в полости гидрокомпенсатора. Чтобы полость набрала достаточно количество масла, необходимо немного подождать.
  2. Клапан механизма газораспределения содержит слишком много грязи. Твердые частицы появляются, если моторное масло имеет слишком большое количество вредных примесей, либо владелец затянул со сроками замены смазки. Также наличие мусора свидетельствует о выделении продуктов износа некоторыми деталями мотора.
  3. Заклинивание плунжера или сильный механический износ. Чаще всего, причиной является попадание абразивных частиц в структуру масла.

На горячую

Иногда владельцы замечают, как начинают стучать гидрокомпенсаторы на горячую, когда мотор доведен до рабочей температуры. Причины также три.

  1. Плунжерная пара гидрокомпенсатора заклинила. Потеря работоспособности возникает из-за попадания грязи или естественного износа. Из-за появления задиров плунжер перестает полноценно двигаться. Тепловой зазор невозможно регулировать, поэтому гидрокомпенсатор начинает стучать.
  2. Недостаточная вязкость масла, прогретого до температуры двигателя. Оно начинает быстрее просачиваться по зазорам плунжерной пары, чем при подаче масляным насосом. Смазка от неизвестного производителя, либо неправильный подбор с учетом рекомендаций производителя приводит к сильному его разжижению. Происходит утечка по технологическим зазорам.
  3. Превышение рекомендованного уровня масла в моторе. Из-за этого оно начинает вспениваться, так как коленчатый вал заставляет смазку циркулировать. Этот процесс усиливается, когда в двигатель попадает вода. Водителю надо проверить уровень масла. По возможности стоит установить новый фильтр, предварительно залив новое смазывающее вещество.

Почему стучат новые гидрокомпенсаторы

Не всегда после замены гидравлических компенсаторов проблема уходит. Особенно, если в двигателе установлены новые элементы, а также залито свежее масло. Вариантов несколько.

  1. Масло выбрано неправильно.
  2. Старый фильтр слишком сильно забился, вместо него нужно установить новый.
  3. Чистота системы смазки оставляет желать лучшего.
  4. Вышел из строя маслонасос.
  5. Каналы подачи масла засорены.

Как правило, лечить стук приходится методом промывки головки блока цилиндров. Если это не поможет, значит, надо менять новый масляный насос. Подобное поведение указывает на значительный естественный износ. Устранение неисправности таким способом – явление редкое, потому что в 90% случаев устранение проблемы происходит после замены выбранного масла, промывки гидрокомпенсаторов.

Могут ли стучать гидрокомпенсаторы из-за масла

Да, это возможно. Причем причины не всегда заключаются лишь в плохом состоянии смазки. На правильность работы гидрокомпенсаторов также влияет вязкость, концентрация вредных присадок в его структуре.

Даже если проблема не связана со смазкой, водитель обязан выбирать ее, опираясь на требования производителя автомобиля. Они приведены в сервисной документации.

Как определить, какой гидрокомпенсатор стучит

определение какой гидрокомпенсатор стучит

Обнаружение изношенного или вышедшего из строя элемента не занимает много времени. Для этого с двигателя надо снять головку блока цилиндров (ГБЦ) для частичного получения доступа к внутренностям. Этого хватит для диагностики.

Для проверки надо взять деревянный брусок. Нужно проследить, чтобы он не был слишком толстым.

Суть проверки сводится к нажатию бруском на днище гидрокомпенсатора. Когда создается чрезмерное усилие, это приводит к его утапливанию в посадочное место.

Обратите внимание! При проверке убедитесь, что днище никак не взаимодействовало с кулачком распределительного вала. Если это происходит, значит, есть большой износ кулачка распредвала – его стоит заменить.

Если гидрокомпенсатор заклинит, созданные усилия не позволят ему скрыться внутри посадочного места. Человек не сможет нажать с такой силой, чтобы преодолеть отпор клапанной пружины.

При отсутствии масла по любой из причин, перечисленных ранее, гидрик будет топиться в посадочное место даже при минимальном нажатии на деревянный брусок. Чтобы двигатель не пришлось отдавать на капитальный ремонт, компенсатор все-таки стоит заменить.

Вот таким нехитрым образом можно определить, в каком именно компенсаторе появляется стук.

Что делать, если стучат гидрокомпенсаторы

Если начинают стучать гидрокомпенсаторы, что делать в таком случае? Есть два пути решения проблемы – полная замена комплекта или ремонт дефектных экземпляров. Рассмотрим отдельно каждый из них.

Замена

Преимущество замены – гарантия хорошего результата. Недостатков два. Комплект оригинальных каталожных деталей обойдется дорого. Самому вряд ли получится правильно установить его, поэтому машину придется передавать в сервисный центр. Тут также придется подождать два-три дня.

детали гидрокомпенсаторы

Нужно принимать во внимание, что на некоторые машины зарубежного производства распространяется дефицит деталей. Приходится ждать, когда приедет полный комплект, тратить деньги на оплату почтовых услуг, записываться на ремонт в сервисный центр. Для правильного монтажа придется еще выделить некоторую сумму на одноразовые детали – герметик и прокладки.

Если случай запущенный и водитель не пытается предпринять действия по восстановлению нормальной работы мотора, последствия могут оказаться печальными. Сначала при запуске со временем усиливается стук. Далее пропадает ровный холостой ход. Так как регулировка теплового зазора не происходит должным образом, с каждым разом становится сложнее набирать обороты. В конечном итоге изнашивается весь клапанный механизм, ремонт двигателя становится неизбежным.

Ремонт

Чтобы быстро устранить неисправность, надо сначала узнать, какой именно компенсатор начинает стучать. Ремонт возможен в том случае, если неисправность начинает проявлять себя на холодную. При регулярном использовании качественной смазки, со своевременной ее заменой, стоит лишь купить оригинальное масло, поменять фильтр и проверить результат еще раз. Скорее всего, владелец, сам того не понимая, купил поддельную канистру.

На начальном этапе стоит купить и промывочное масло. Вместе с ним придется обзавестись двумя фильтрами. Один используется при заливке промывочного материала, другой надо прикрутить тогда, когда техническая жидкость успела прогнаться по системе за 15-20 минут работы в холостом режиме. Для особых случаев понадобится агрессивный состав. Например, аптечный димексид. В его химической структуре присутствуют жесткие элементы, способны снять сажу и другие отложения вне зависимости от их толщины.

Ремонт методом промывки аптечным димексидом помогает не всегда. Многое зависит от начального состояния двигателя. Внутри не должны присутствовать хрупкие пластиковые детали и покрашенные элементы.

Последствия, если стучат гидрокомпенсаторы

Интересно, что выход из строя гидрокомпенсатора не является прямой причиной повреждения других элементов двигателя. Стучащие компенсаторы приводят только к нарушению теплового зазора, результатом чего становится снижение приемистости и мощности двигателя. Следовательно, увеличивается расход топлива.

Возможно, стуки указывают на плохую работу масляной системы. Тут придется отдавать машину на диагностику в сервисный центр, чтобы мастера установили причину стука и устранили его с учетом требований производителя.

В случае с системами газораспределения типа DOHC и SOHC, они отличаются только по количеству гидрокомпенсаторов, присутствующих внутри мотора. Но если не отдавать машину на сервис и пользоваться ею каждый день в таком состоянии, повышение расхода топлива приведет к усилению износа притирающихся элементов. Поэтому лучше заранее продиагностировать гидрокомпенсаторы, чтобы потом не пришлось проводить капитальный ремонт двигателя.

Читайте также: