Клемма т50 на камазе

Добавил пользователь Евгений Кузнецов
Обновлено: 19.09.2024

На автомобилях с двигателями экологического класса 5 и 6 устанавливается электронный блок управления электрооборудованием (ЭБУ ЭО) (см. рис. Расположение предохранителей и реле с электронным блоком управления).

Расположение предохранителей и реле с электронным блоком управления в автомобиле Камаз

Расположение предохранителей и реле с электронным блоком управления

1 - Реле за панелью выключателей; 2 - блок предохранителей (F3, F7, F6); 3 - электронный блок управления электрооборудованием; 4 - предохранитель F1, 5 - реле звукового сигнала; 6 - реле включения фары сцепки; 7 – реле стартера; 8 – реле сигнализатора.

Реле за панелью выключателей

Реле за панелью выключателей для автомобилей Камаз с двигателями экологического класса 5

Реле за панелью выключателей для автомобилей с двигателями экологического класса 5
1 - Реле ЭФУ (для отдельных комплектаций); 2 - реле ЭФУ (для отдельных комплектаций); 3 - реле торможения; 4 - реле подогрева топлива; 5 - реле включения приборов и стартера; 6 - реле включения аккумуляторной батареи; 7 - реле управления питанием после замка выключателя приборов и стартера; 8 - реле розетки 12 В; 9 - реле останова стеклоочистителя; 10 - реле отключения радиоприёмника

Реле за панелью выключателей для автомобилей Камаз с двигателями экологического класса 6

Реле за панелью выключателей для автомобилей с двигателями экологического класса 6
1 - Реле сцепления; 2 - реле блокировки стартера; 3 - реле питания насоса; 4 - реле подогреваемой линии к форсунке; 5 - реле подогреваемой линии от насоса в бак; 6 - реле подогрева топлива; 7 - реле включения приборов и стартера; 8 - реле включения аккумуляторной батареи; 9 - реле управления питанием после замка выключателя приборов и стартера; 10 - реле розетки 12 В; 11 – реле подогреваемой линии от бака в насос; 12 - реле отключения радиоприёмника; 13 - реле останова стеклоочистителя; 14 - реле отопителя

Предохранитель F1

Предохранитель F1 на автомобиле Камаз

Предохранитель F1
1 – Питание; 2 - радиооборудование; 3 – жгут проводов цепи ЭФУ; 4 – на блок предохранителей F2; 5 – кабель осушителя; 6 – выключатель приборов и стартера; 7 – реле стартера; 8 – на блок предохранителя F3 после выключателя приборов и стартера; 9 - на блок предохранителя F3 до выключателя приборов и стартера; 10 – предохранитель 60 А; 11 – предохранитель 30 А

Предохранитель F5

Предохранитель F5 установлен на панели передка кабины.

Предохранитель F5 на автомобиле Камаз

И снова доброго дня Вам, и дорог без ям ;).
Бывает такое в жизни, редко правда НО бывает. При установке аккумуляторных батарей в гнезда перепутали провода "+" и "-" на КАМАЗе 5350. Первоначально не обратили внимание совсем.

Насторожил один неожиданный эффект при включении выключателя массы механическим путем, автоматом запускается стартер и заводит двигатель ;) выключаешь массу выключается стартер (выходит из зацепления) двигатель приходится глушить как обычно. Весело но не очень. Дымок пошел от тудова от куда не должен.

Переключили провода, настороженно включили массу, тишина уже хорошо, включаем зажигание, приборка ожила, запускаем стартер и тишина. вообще тишина, тишина - это понятие относительное когда эмоции зашкаливают. Слышно только как в КАМАЗе замок зажигания щелкает других звуков нет, втягивающее не оживает :( печалька.

1.Вылетело втягивающее реле. СТ142Б23708800 (это только начало)


Цена вопроса в местном магазине запасных частей 2 000 рубля, ну и время на снятие стартера. Давно собирались стартеру ТО провести. Втягивающее реле купили и маленькая неприятность оказалась Болты реле включения стартера разные, на старом втягивающем реле М10 на новом только, что из магазина М12, решаемо но не приятно.

2. Что пока удалось диагностировать - сгорело реле блокировки стартера РСЭ-8522.3777. Пробило диод и выгорела дорожка.



А вот в этом засада, такие вещи в маленькие городки возят исключительно по заказу. То есть приобрести в ближайшее время не вариант ну совсем. (можно конечно обойтись без него, приколхозить на время обычное реле на 24В и 30А) с целью дальнейшей диагностики решено поступить именно так (фото колхозного варианта выложу позже)

Распиновка контактов реле блокировки стартера электронного РСЭ- 8522.3777


1 - Белый. Общий минус.
2 - Голубой. Клемма 15. (+)
3 - Черный. Стартер - втягивающее реле.
4 - Оранжевый. Клемма W генератора. Тахометр.
5 - Розовый. Клемма 30. (+)
6 - Зеленый. Клемма 50. (+)

Вместо реле блокировки стартера РСЭ- 8522.3777 можно (но крайне не желательно) поставить обычное реле 24V 10A подключив по следующей схеме:


1 - Белый. Общий минус. подключить к 86 реле
6 - Зеленый. Клемма 50. (+) подключить к 85 реле
3 - Черный. Стартер - втягивающее реле. подключить к 30 реле
6 - Зеленый. Клемма 50. (+) подключить к 87 реле
Разумеется после такого варианта переделки не может идти речи ни о какой блокировке стартера ;) но запустить стартер вполне сгодится, так сказать на время пока не приедет РСЭ- 8522.3777.


Почему это хорошо, потому, что у нас в городке такого не купишь. Пришлось прозвонить, разобрать и провести корректировку положения стрелочных указателей. Установили полет нормальный.

4. Сгорел регулятор напряжения 7312.3702 (реле-регулятор, шоколадка) на генераторе. На нашем КАМАЗике установлен генератор 4001.3771-53


Заменяемый аналог (где то в описании генераторной установки сталкивался с тем, что именно он является родным) регулятор напряжения сельскохозяйственной техники 681.3702 (с регулировкой зима/лето)

Завтра при замене регулятора придется провести диагностику генераторной установки 4001.3771-53 на пробой диодного моста ;) но это уже будет завтра.

И снова доброго дня Вам, и дорог без ям ;).
Бывает такое в жизни, редко правда НО бывает. При установке аккумуляторных батарей в гнезда перепутали провода "+" и "-" на КАМАЗе 5350. Первоначально не обратили внимание совсем.

Насторожил один неожиданный эффект при включении выключателя массы механическим путем, автоматом запускается стартер и заводит двигатель ;) выключаешь массу выключается стартер (выходит из зацепления) двигатель приходится глушить как обычно. Весело но не очень. Дымок пошел от тудова от куда не должен.

Переключили провода, настороженно включили массу, тишина уже хорошо, включаем зажигание, приборка ожила, запускаем стартер и тишина. вообще тишина, тишина - это понятие относительное когда эмоции зашкаливают. Слышно только как в КАМАЗе замок зажигания щелкает других звуков нет, втягивающее не оживает :( печалька.

1.Вылетело втягивающее реле. СТ142Б23708800 (это только начало)


Цена вопроса в местном магазине запасных частей 2 000 рубля, ну и время на снятие стартера. Давно собирались стартеру ТО провести. Втягивающее реле купили и маленькая неприятность оказалась Болты реле включения стартера разные, на старом втягивающем реле М10 на новом только, что из магазина М12, решаемо но не приятно.

2. Что пока удалось диагностировать - сгорело реле блокировки стартера РСЭ-8522.3777. Пробило диод и выгорела дорожка.



А вот в этом засада, такие вещи в маленькие городки возят исключительно по заказу. То есть приобрести в ближайшее время не вариант ну совсем. (можно конечно обойтись без него, приколхозить на время обычное реле на 24В и 30А) с целью дальнейшей диагностики решено поступить именно так (фото колхозного варианта выложу позже)

Распиновка контактов реле блокировки стартера электронного РСЭ- 8522.3777


1 - Белый. Общий минус.
2 - Голубой. Клемма 15. (+)
3 - Черный. Стартер - втягивающее реле.
4 - Оранжевый. Клемма W генератора. Тахометр.
5 - Розовый. Клемма 30. (+)
6 - Зеленый. Клемма 50. (+)

Вместо реле блокировки стартера РСЭ- 8522.3777 можно (но крайне не желательно) поставить обычное реле 24V 10A подключив по следующей схеме:


1 - Белый. Общий минус. подключить к 86 реле
6 - Зеленый. Клемма 50. (+) подключить к 85 реле
3 - Черный. Стартер - втягивающее реле. подключить к 30 реле
6 - Зеленый. Клемма 50. (+) подключить к 87 реле
Разумеется после такого варианта переделки не может идти речи ни о какой блокировке стартера ;) но запустить стартер вполне сгодится, так сказать на время пока не приедет РСЭ- 8522.3777.


Почему это хорошо, потому, что у нас в городке такого не купишь. Пришлось прозвонить, разобрать и провести корректировку положения стрелочных указателей. Установили полет нормальный.

4. Сгорел регулятор напряжения 7312.3702 (реле-регулятор, шоколадка) на генераторе. На нашем КАМАЗике установлен генератор 4001.3771-53


Заменяемый аналог (где то в описании генераторной установки сталкивался с тем, что именно он является родным) регулятор напряжения сельскохозяйственной техники 681.3702 (с регулировкой зима/лето)

Завтра при замене регулятора придется провести диагностику генераторной установки 4001.3771-53 на пробой диодного моста ;) но это уже будет завтра.


Немного истории


Существовали и более продвинутые варианты электромагнитных выключателей с дистанционным управлением, где тумблер располагался в салоне и мог устанавливаться в любое удобное (и незаметное) место.


Подобные выключатели являются штатным оборудованием многих российских автобусов и грузовиков

К слову, на военной технике (в том числе и на легковых автомобилях вроде ГАЗ-69 и УАЗах) выключатель массы ВК-318Б был стандартным оборудованием, которое по требованию заказчика устанавливали еще на заводе.

ВК-318Б штатно устанавливался на ульяновские внедорожники. Однако для обычной легковушки он слишком массивен и груб

ВК-318Б штатно устанавливался на ульяновские внедорожники. Однако для обычной легковушки он слишком массивен и груб

ВК-318Б штатно устанавливался на ульяновские внедорожники. Однако для обычной легковушки он слишком массивен и груб

ВК-318Б штатно устанавливался на ульяновские внедорожники. Однако для обычной легковушки он слишком массивен и груб

ВК-318Б штатно устанавливался на ульяновские внедорожники. Однако для обычной легковушки он слишком массивен и груб

Как это работает​


Коммутация на минусовой клемме Лады Самары: масса кузова (2), основной (силовой) минус (1) и прямой минусовый провод нештатной аудосистемы (3)

При нажатии на кнопку (включении тумблера, повороте флажкового ключа и т. д.) образуется обычная электрическая цепь – то есть, сам выключатель в этот момент бездействует и ток проходит напрямую. При выключении происходит размыкание контактов или разрыв цепи – соответственно, обесточивается и вся бортовая сеть автомобиля.

Поскольку через рабочую цепь уже тогда проходили немаленькие токи (длительные – 50А, кратковременные – 250-270 А), то кроме рабочих подвижных контактов в конструкции выключателя обычно предусматривались так называемые форконтакты, которые брали на себя основной удар при коммутации – то есть, подгорали именно они, а не рабочие контакты выключателя. Это позволяло избежать такого неприятного явления, как переходное сопротивление, из-за чего падали токи и снижалось напряжение в бортсети.



Клемма-выключатель (второе фото) устанавливается на место штатной, не требуя никаких вмешательств в проводку​



Нужен или нет?​


Такая цифра на дисплее мультиметра должна не пугать, а радовать!


Однако даже если откинуть негативные факторы, связанные с обнулением памяти в ЭБУ и остальных блоках, подобное отключение приводит к неизбежному расшатыванию клемм автомобиля и выводов батареи. А ведь на многих современных машинах клеммы выполнены не из латуни или свинца, а просто отштампованы из довольно тонкого металла.

Такую клемму нельзя постоянно снимать и ставить

После десятка-другого таких манипуляций клеммы деформируются и принимают довольно жалкий вид. Хуже другое: деформированная клемма не обеспечивает надёжного контакта, а значит, в этом месте возникает переходное сопротивление. По этой причине в случае, если возникает регулярная необходимость в обесточивании бортсети, нужно приобрести и установить выключатель массы. Кстати, необходимость в нём может возникнуть не только из-за технической неисправности или нештатных потребителей – к примеру, машина выходного дня эксплуатируется крайне нерегулярно или только в определённый сезон. Или просто батарея старая и её фактическая ёмкость куда меньше номинальной. Во всех этих случаях выключение массы позволит убрать такой фактор, как разряд батареи бортовыми потребителями. А вот внутреннего саморазряда батареи не стоит бояться – если она чистая, исправная и заряженная, то может храниться без внимания со стороны владельца до 6 месяцев.

Рекомендации по установке

Нужно помнить, что любое вмешательство в бортовую сеть само по себе плохо, а здесь речь идёт о силовой цепи, где постоянно проходят большие токи – десятки, а то и сотни ампер. Отсюда и очень высокие требования к монтажу проводки и качеству самого выключателя. Необходимо также учитывать, что далеко не в каждом автомобиле в непосредственной близости от АКБ найдётся достаточно места, чтобы разместить размыкатель – особенно, если речь идёт о советских изделиях вроде ВМ-4. А тянуть проводку куда-то на моторный щит означает оставить незащищенным определённый её участок, что не очень хорошо.



В случае, если к выводам батареи подходит несколько минусов, придется разрывать их все. Однако между выключателем и АКБ должен быть всего один минусовой провод, который и будет разрываться при нажатии на кнопку. А все остальные минусы нужно коммутировать уже после выключателя, а не подсоединять их к аккумулятору напрямую.

А вот на старых карбюраторных автомобилях, использующихся от случая к случаю не в качестве утилитарных транспортных средств, а, что называется, для души, выключатель массы уместен, допустим и даже желателен.

Читайте также: