К принципам организации производства сформулированным г фордом относится

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Включение в состав корпорации звеньев технологической цепи, предшествующих основному производству (в частности, производству автомобилей) и следующих после этого производства (угольные шахты, рудники, металлургические заводы, железные дороги, порты и т.п.)

Организация массового производства

Непрерывный выпуск в значительных объемах одного и того же типоразмера продукции в течение длительного времени при строгой повторяемости производственного процесса во всех подразделениях предприятия

Максимальное разделение труда

Типизация, унификация оборудования и предметов труда

Использование ограниченного числа типов специализированного оборудования, инструментов, видов сырья, полуфабрикатов, материалов, запасных частей и т.п.

Последовательность смены фазисов

Размещение оборудования и рабочих в строгом соответствии с последовательностью технологического процесса

Рациональная подготовка производства

Своевременная подача предметов труда, приспособлений, инструмента непосредственно к рабочим местам

Перемещение грузов только с помощью механизмов (подъемные краны, лифты, конвейеры, транспортеры)

Согласованное выполнение всех операций во времени и перемещение предметов труда с помощью конвейеров через рабочие места в соответствии с заданным быстрым темпом протекания производственного процесса.

следующие преимущества данного метода (см. раздел 3.2) организации производства:

массовый характер производства вел к удешевлению единицы продукции (в данном случае автомобиля), повышал возможности механизации и автоматизации трудовых процессов;

полнейшее разделение труда позволяло экономить на зарплате низкоквалифицированных рабочих;

унификация оборудования и предметов труда упрощала их обслуживание и использование;

последовательность смены фазисов обеспечивала прохождение кратчайшего пути предметами труда в процессе производства;

принцип рациональной подготовки производства Форд проводил в жизнь самым упорным образом;

механизация транспорта по Форду заключалась в том, что не предметы труда перемещались по путям, а пути перемещались вместе с предметами труда. В результате не было надобности передвигать каждую единицу обрабатываемого изделия отдельно. Кроме того, никто не носил грузы вниз – корытообразные пути позволяли использовать даровую силу притяжения Земли;

наиболее революционный из всех принципов Форда – поточный – позволил в отличие от Тейлора отказаться от хронометража, детальных инструкций для рабочих и большинства мастеров. Ритм работы у Форда задает конвейер, и рабочий не может отстать от него.

В основу системы организации работы по Форду был положен сборочный конвейер, который привнес в производство технические, технологические и особенно организационные новшества, а именно, разработку вопросов организации массового поточного производства, в частности, организацию предметных участков и линий с прямоточным характером производства (обеспечивавших в дальнейшем возможность автоматизации процессов производства), высокий уровень стандартизации элементов производства, организацию системы внутризаводского транспорта и др. Внедрение конвейерной сборки изделий, наряду с техническими новшествами, привело к резкому повышению производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. В частности, время сборки автомобиля сократилось с 12 часов до 1,5, цикл изготовления – с 21 дня до 3, затраты на изготовление автомобиля снизились с 750 долларов до 300.

В итоге после первых двух этапов развития теории организации производства (см. выше) к 30-м годам 20 века сформировалась школа научного менеджмента, она же – классическая (административная) школа управления, наиболее яркими представителями которой являются Ф. У. Тейлор и Г. Форд (см. таблицы 6.1 и 6.2 соответственно). Её главная суть – рационализация производства и труда, как особый научный метод совершенствования хозяйственной деятельности с целью достижения максимальных результатов при минимальных затратах. Данная цель достигается поиском научно опять же обоснованных методов организации труда человека и машины на рабочем месте, на производственном участке или на предприятии путем исследования трудовых действий и приемов, а также затрат времени на их выполнение, разработки аналитических методов нормирования труда и т. д. Насколько детальным (микроэлементным) и потому эффективным было, например, данное нормирование, говорят результаты исследований супругов Фрэнка (1868–1924) и Лилиан (1878–1958) Джилбретт, занимавшихся рационализацией физических движений для повышения производительности труда. Изучая, в частности, движения каменщика Джилбретт обосновал возможность сокращения количества движений при кладке кирпича в 4 раза с увеличением производительности труда при этом со 120 до 350 кирпичей в час. Они первыми в начале 20 века стали использовать кинокамеру для изучения рабочих операций. Джилбретт, к тому же, является изобретателем карт и схем технологических процессов.

Читайте также: