Предпусковая сигнализация конвейера схема

Добавил пользователь Алексей Ф.
Обновлено: 05.10.2024

Система стандартов безопасности труда

Общие требования безопасности

Occupational safety standards system. Conveyers. General safety requirements

МКС 13.100
53.040.10

Дата введения 1981-07-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого машиностроения СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 05.09.80 N 4576

3. Стандарт соответствует СТ СЭВ 1339-78

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Обозначение НТД, на который дана ссылка

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 5-94 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 11-12-94)

7. ИЗДАНИЕ (август 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, утвержденными в июне 1986 г., марте 1990 г. (ИУС 9-86, 6-90)

Настоящий стандарт распространяется на конвейеры, в том числе оснащенные загрузочными и разгрузочными устройствами, применяемые во всех отраслях народного хозяйства, и устанавливает общие требования безопасности к их конструкции и размещению.

Стандарт не распространяется на конвейеры, предназначенные для перевозки людей, конвейеры, устанавливаемые на судах, в шахтах и карьерах, а также конвейеры, являющиеся составными частями (узлами) производственного (технологического) оборудования или машин.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Конвейеры должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 12.2.003.

1.2. Дополнительные требования безопасности к конвейерам конкретных видов, не устанавливаемые настоящим стандартом, должны быть указаны в стандартах или технических условиях на эти конвейеры.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ

2.1. В установленных на конвейерах загрузочных и разгрузочных устройствах не допускается заклинивание и зависание груза, образование просыпей. Не допускается загрузка конвейера сверх расчетных норм для условий эксплуатации, установленных в технических условиях или эксплуатационной документации.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

2.2. Не допускается падение груза с конвейера или машины в местах передачи транспортируемого груза с одного конвейера на другой конвейер или машину.

2.3. Приемная часть конвейеров, загружаемых вручную штучными грузами, должна быть расположена на горизонтальном или наклонном участке конвейера с уклоном не более 5° в сторону загрузки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. На наклонных конвейерах (наклонных участках конвейеров) штучные грузы при транспортировании должны находиться в неподвижном состоянии по отношению к плоскости грузонесущего элемента конвейера и не менять положения, принятого при загрузке.

2.5. Не допускается самопроизвольное перемещение в обратном направлении грузонесущего элемента с грузом при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные участки трассы. Неприводные конвейеры (роликовые, дисковые) должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.6. На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.

2.7. Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки и конечные выключатели, отключающие привод конвейера при достижении натяжной тележкой крайних положений.

2.8. Наклонные и вертикальные участки цепных конвейеров должны быть снабжены ловителями для захвата цепи в случае ее обрыва, угрожающего обслуживающему персоналу.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.9. В конструкциях составных частей конвейеров массой более 50 кг, подлежащих подъему или перемещению грузоподъемными средствами при транспортировании, монтаже, демонтаже и ремонте, должны быть предусмотрены соответствующие приливы отверстия или рым-болты, если без них применение стропов и других такелажных средств является опасным.

2.10. Шумовые характеристики конвейеров - по ГОСТ 12.1.003.

2.11. Вибрационные характеристики на рабочих местах обслуживания конвейеров - по ГОСТ 12.1.012.

2.12. Концентрация вредных веществ в воздухе рабочей зоны обслуживания конвейеров, находящихся в помещениях и предназначенных для транспортирования грузов, выделяющих вредные вещества, не должна превышать значений, установленных ГОСТ 12.1.005.

2.13. Требования к электрооборудованию, монтажу электрических цепей и заземлению конвейеров должны быть установлены в нормативно-технической документации на конвейеры конкретных видов и соответствовать "Правилам устройства электроустановок", "Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей" и "Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей", утвержденных Госэнергонадзором СССР.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ

3.1. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты) должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

3.2. Защитные ограждения должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и в случае необходимости быть сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

3.1, 3.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).

3.3. Ограждения следует изготовлять из металлических листов, сетки и других прочных материалов.

В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

3.4. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:

смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т.п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

проходы (проезды) под конвейерами сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

3.5. Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

3.6. На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены устройства для автоматической остановки привода при возникновении аварийной ситуации.

3.7. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полной разгрузки транспортируемого груза.

3.8. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера.

Конвейеры большой протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях в любом месте.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

3.7, 3.8. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

3.9. В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

3.10. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, невидимых оператору, о готовности конвейера к пуску.

При отсутствии постоянных рабочих мест на трассе конвейера предусматривать подачу ответного сигнала не требуется.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

3.11. На рабочих местах должны быть помещены таблички, поясняющие значения применяемых средств сигнализации и порядок управления конвейером.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.12. Конвейеры, транспортирующие горячие грузы, должны иметь средства защиты обслуживающего персонала от ожогов.

3.13. Конвейеры, предназначенные для транспортирования пылевидных, пыле-, паро- и газовыделяющих грузов, должны снабжаться пылеподавляющими или пылеулавливающими системами в местах выделения пыли, отводами к местной вытяжной вентиляции в местах выделения пара или местными отсосами для подключения абсорбционных устройств в местах выделения газа.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.14. Конвейеры, предназначенные для транспортирования мокрых грузов, должны быть закрыты кожухами или щитами в местах возможного брызгообразования.

3.15. Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.

4. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ КОНВЕЙЕРОВ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЯХ, ГАЛЕРЕЯХ, ТОННЕЛЯХ И НА ЭСТАКАДАХ

4.1. Конвейеры, кроме подвесных, следует устанавливать так, чтобы расстояние по вертикали от наиболее выступающих частей конвейера, требующих обслуживания, до нижних поверхностей выступающих строительных конструкций (коммуникационных систем) было не менее 0,6 м, а от транспортируемого груза - не менее 0,3 м.

4.2. При размещении стационарных конвейеров должна быть предусмотрена возможность применения в доступных местах трассы конвейера механизированной уборки из-под него просыпавшегося (счищенного) груза.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3. В производственных зданиях, галереях, тоннелях и на эстакадах вдоль трассы конвейеров должны быть предусмотрены проходы для безопасного обслуживания, монтажа и ремонта.

Эксплуатацию конвейеров общего назначения (далее – конвейеры) осуществляют, руководствуясь Межотраслевыми правилами.

Для организации работ по обеспечению эксплуатации конвейеров в соответствии с требованиями охраны труда наниматель приказом (распоряжением) из числа руководителей и специалистов назначает лиц, ответственных за их безопасную эксплуатацию.

В организациях с малым числом конвейеров исполнение этих обязанностей может быть возложено на одного из работников.

В структурных подразделениях организации, эксплуатирующих конвейеры, ответственность за их безопасную эксплуатацию возлагается на руководителей данных структурных подразделений.

Документ:
Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия (далее – Правила), утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 10.04.2007 № 54 (далее – Межотраслевые правила).

Справочно:
конвейер – машина для непрерывного транспортирования грузов.

Требования безопасности при эксплуатации конвейеров

В конструкцию конвейеров должны входить необходимые ограждения, блокировки, сигнализация.

Элементы и детали конвейеров не должны иметь травмоопасных острых углов, кромок и поверхностей с неровностями, являющихся потенциальным источником опасности.

Средства защиты должны быть доступны для обслуживания и контроля.

При отключенных или неисправных средствах защиты функционирование конвейеров должно быть невозможно.

Поверхности органов управления, предназначенных для действия в аварийных ситуациях, должны быть окрашены в красный цвет.

Места периодической смазки конвейеров должны быть доступны без снятия защитных устройств.

Справочно:
монтаж конвейера должен производиться под руководством работника, ответственного за его безопасную эксплуатацию.

Вспомогательные операции (уборка, смазка, чистка, регулировка оградительных, предохранительных, тормозных и других устройств), а также работы по техническому обслуживанию и ремонту конвейеров выполняются после их выключения. При этом конвейер отключают от всех источников энергии и принимают меры против случайного включения. Не допускается очистка (уборка) конвейера путем обдува сжатым воздухом.

Выполнение вспомогательных операций на работающем конвей­ере, а также работ по его техническому обслуживанию и ремонту
не допускается.

Если конвейер останавливается на длительное время (например, при сезонной работе), все его узлы подлежат консервации, включающей их очистку и смазку.

Не допускается самопроизвольное перемещение в обратном направлении грузонесущего элемента с грузом при отключении привода в конвейерах, имеющих наклонные или вертикальные участки трассы.

На трассах конвейеров с передвижными загрузочными и разгрузочными устройствами должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие ход загрузочно-разгрузочных устройств.

Грузовые натяжные устройства конвейеров должны иметь концевые упоры для ограничения хода натяжной тележки.

Не допускается нахождение посторонних лиц на рабочих местах, предназначенных для эксплуатации, обслуживания и ремонта конвейеров.

Справочно:
неприводные конвейеры должны иметь в разгрузочной части ограничительные упоры и приспособления для снижения скорости движущегося груза.

Управление конвейерами

На рабочих местах обслуживания конвейера или конвейерной линии должны быть размещены таблички, разъясняющие значения применяемых средств сигнализации и режим управления конвейером.

С мест обслуживания должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.

Не допускается управление автоматизированной конвейерной линией с двух и более пультов (мест), а также стопорение подвижных элементов аппаратуры управления иными не предусмотренными инструкцией способами.

Аппаратура управления конвейерной линии должна допускать перевод управления любым конвейером с автоматического на местное с сохранением в этом режиме действия всех защит, предупредительной сигнализации и экстренной остановки конвейера.

Оператору конвейерной линии оставлять свое рабочее место и передавать управление конвейерной линией другому лицу разрешается в порядке, установленном в организации.

Справочно:
многоприводные конвейеры должны иметь тормозные устройства на каждом приводе.

Основные условия безопасности при эксплуатации конвейеров

Основными условиями безопасности при эксплуатации конвейеров являются:

– выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и регулировке конвейера (исправление смещения (сбега) ленты, устранение ее пробуксовки и тому подобные работы) – только после остановки конвейера;

– ограждение приводных и натяжных барабанов, тяговых органов конвейера;

– установка на подвижной каретке натяжной станции двух концевых выключателей: одного – для отключения конвейера при перегрузке тяговых органов, другого – для остановки конвейера при обрыве тягового органа;

– рациональное устройство загрузочных лотков, воронок и сбрасывателей материала с грузонесущего полотна, обеспечение равномерной и центрированной подачи (разгрузки) грузов на конвейер (с конвейера);

– применение устройств, исключающих или уменьшающих необходимость ручного труда (скребки и щетки для удаления налипшего и намерзшего материала и др.).

Справочно:
рабочее место – место постоянного или временного пребывания работающих в процессе трудовой деятельности.

Защитные ограждения конвейеров

Части конвейеров, представляющие опасность для работников и которые по их функциональному назначению не могут быть закрыты кожухом, щитком и другим защитным приспособлением, должны быть окрашены в сигнальные цвета с установкой знаков безопасности.

Движущиеся части конвейеров должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, связанных с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный проход вблизи конвейера лиц, не связанных с обслуживанием конвейера.

Важно!
Ограждения следует изготовлять из металлических листов, сетки и других прочных материалов.

В сетчатых ограждениях размер ячейки должен быть выбран таким, чтобы исключался доступ к огражденным частям конвейера.

Защитные ограждения конвейеров должны быть надежными, прочными, открывающимися (на петлях, шарнирах) или съемными, изготовленными из отдельных секций. Для удобства обслуживания конвей­-
еров в ограждениях должны быть предусмотрены дверцы и крышки.

Ограждения приводных и натяжных станций конвейеров, дверцы и крышки, позволяющие их снять или открыть без применения специального инструмента, должны быть снабжены приспособлениями для надежного удержания их в закрытом (рабочем) положении и сблокированы с приводом конвейера для его отключения при снятии (открытии) ограждения.

В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:

– смотровые люки пересыпных лотков, бункеров и т.п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемые обслуживающим персоналом;

– проходы (проезды) под конвейерами – сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

– участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), на которых запрещен проход людей, – при помощи установки вдоль трассы перил высотой не менее 1 м от уровня пола;

– канаты и блоки натяжных устройств, грузы натяжных устройств на высоту их перемещения и участок пола под ними; приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, ременные и другие передачи,
муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты;

– приемные устройства (бункеры, горловины машин и тому подобные), установленные в местах сброса грузов с конвейеров;

– нижние выступающие части конвейера, пересекающего проходы для людей или проезды для транспортных средств, – устройством навесов, продолженных за габариты конвейера не менее чем на 1 м.

Конвейеры, передвигающиеся по рельсам, если они не закрыты специальными кожухами, и конвейеры, установленные в производственных зданиях ниже уровня пола, должны быть ограждены по всей длине перилами высотой не менее 1 м от уровня пола.

Перила, ограждающие конвейеры, установленные ниже уровня пола, должны быть закрыты на высоту не менее 0,15 м от уровня пола.

Конвейеры, предназначенные для транспортировки штучных грузов, оснащаются по всей длине бортами высотой не менее 200 мм.

Аварийное отключение

Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными кнопками для остановки конвейера «Стоп» грибкового типа.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров с любого места, аварийные кнопки для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

Конвейеры с открытой трассой в местах повышенной опасности, а также конвейеры большой протяженности (более 10 м) должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами, позволяющими останавливать конвейер в аварийных ситуациях с любого места по его длине со стороны прохода для его обслуживания.

Звуковая или световая сигнализация, блокировки

Для предупреждения об опасности при работе конвейеров должна применяться звуковая и световая сигнализация, сигналы которой должны быть легко различимы в производственных условиях.

У конвейеров, обеспечивающих транспортировку материалов на значительные расстояния, органы управления должны иметь возможность их остановки из нескольких мест. При наличии нескольких пусковых устройств должен исключаться несогласованный пуск и пуск оборудования без предварительной подачи звукового и светового сигналов.

Важно!
В схеме управления конвейерами должна быть предусмотрена блокировка, исключающая возможность повторного включения привода до ликвидации аварийной ситуации.

Конструкция транспортных средств непрерывного действия должна предусматривать систему сигнализации, а также систему автоматической остановки и отключения привода от источников энергии при аварийных ситуациях.

Органы управления транспортными средствами непрерывного действия должны быть безопасными и удобными, не требующими значительных усилий для работы, исключать возможность самопроизвольного включения и выключения оборудования.

На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости оператора с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся автоматически до включения привода конвейера.

Двусторонняя сигнализация должна обеспечивать не только оповещение о пуске конвейера лиц, находящихся вне зоны видимости с пульта управления конвейером, но и подачу ответного сигнала на пульт управления с участков трассы, не видимых оператору, о готовности конвейера к пуску.

Важно!
Конвейеры должны иметь устройства, отключающие конвейер при обрыве ленты или канатно-натяжных устройств. При наличии на одном конвейере нескольких пусковых кнопок, установленных в разных местах, они должны быть электрически сблокированы так, чтобы исключался случайный пуск конвейера.

Для обеспечения безопасности при работе нескольких взаимосвязанных конвейеров в одной технологической линии применяется взаимная блокировка их электрических приводов. У каждого конвейера устанавливается аварийная кнопка «Стоп», с помощью которой при необходимости может быть остановлена вся транспортная система. Пульт управления ленточных конвейеров оборудуется сигнальными лампами, которые показывают движение или остановку каждого конвейера, что способствует предотвращению несогласованности их работы.

На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно соединенных и одновременно работающих конвейеров или из конвейеров в сочетании с другими машинами (питателями, дробилками и т.п.), приводы конвейеров и всех машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейера предыдущие машины и конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до полного схода с них транспортируемого груза.

Автоматизация конвейеров

Автоматизируем обычный конвейер, состоящий из нескольких независимых секций. Каждая секция с двух сторон защищена оптическим барьером. Получается n секций, 2*n оптических барьеров.

Около каждого приемника и каждого излучателя установлено по одному посту и по одной светосигнальной колонне - всего получается 4*n постов и 4*n колонн. Выходит, что посты и колонны соседних секций конвейера стоят практически вплотную. Представьте, пожалуйста, как это все выглядит, мне трудно сейчас это нарисовать.

На каждом посту по две кнопки: "СБРОС" - сбрасывает защиту, вызванную нарушением светового периметра конвейера, и грибовидная кнопка "АВАРИЙНЫЙ СТОП" - отключает конвейер.

У нас с начальником возникают споры об особенностях работы конвейера. Помогите решить вопросы:
1) Нужна ли эта кнопка "СБРОС" на каждом посту?? Мне кажется нет.
2) Кнопка "АВАРИЙНЫЙ СТОП" должна останавливать только ту секцию конвейера, к которой она относится, или весь конвейер? Получается, что у нас два поста установлены рядом, но относятся к разным секциям.
3) Должна ли срабатывать защита, если произошло нарушение оптического барьера при неподвижном конвейере?
4) Сколько цветов должна иметь колонна: 3 (зеленый, оранжевый, красный) или 2 (зеленый, красный)? Как они должны загораться во время работы и стоянки конвейера?
5) Начальник предлагает включать красный цвет только тех колонн, между которыми произошло нарушение оптического барьера. Мне кажется, включать везде красный. Обнаружить место срабатывания защиты можно на графической панели, так что никаких проблем.

Примечание: Начальник руководствуется сугубо собственными соображениями, а не правилами безопасности.

Для запуска 2-х скоростного двигателя предлагается использовать одно реле времени РВ на 7-9 с.

image001

Как видите, в схеме использованы только б.-к. (блок-контакты) пускателей без какой-либо доп. аппаратуры, поэтому схема обладает очень высокой надежностью.

Устройство патентуется. ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ: СПОСОБ ЗАДЕРЖКИ ВРЕМЕНИ ВКЛЮЧЕНИЯ ПУСКАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

2. Устройство, предназначенное для осуществления задержки времени включения пускателя и получающее питание от цепи управления указанного пускателя, содержащее времязадающую RC-цепь, схему обнуления времязадающей RC-цепи, схему сравнения и электронный ключ, отличающееся тем, что оно выполнено по схеме двухполюсника.

Читайте также: