Кпп zf 16s1650 схема подключения воздуха

Обновлено: 06.07.2024

Крупнейший производитель трансмиссий для автомобилей немецкая компания «ZF Friedrichshafen AG», после создания совместного с предприятия с заводом «КАМАЗ» в 2005 году, стали поставлять коробки переключения передач (КПП) для установки на наши отечественный грузовые автомобили.

Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.

На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:

Конструкция, устройство и принцип работы

ZF Ecomid

Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.


КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.

ZF Ecosplit

16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.


КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.

Делитель


Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).

Демультипликатор


Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.

Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз

Схема переключения КПП ZF Ecomid и Ecosplit на грузовых автомобилях КАМАЗ это так называемая «двойная Н». Т.е. есть пониженный (S) и повышенный (L) диапазон передач. В каждом диапазоне по четыре базовых передачи, которые расширяются за счет делителя и демультипликатора. Возвращение рычага в «нейтраль» после выключения передачи происходит автоматически за счет того, что рычаг прижимается в нейтральное положение пружинными фиксаторами. Демультипликатор из L диапазона (ряд 3/4) в S (ряд 5/6) и обратно, так же переключается автоматически по средствам подачи воздуха под давлением в рабочий цилиндр. Включить новую передачу можно только после того как будет завершен процесс предыдущего переключения. Задний ход и пониженная передача (С) доступна только в пониженном (S) диапазоне демультипликатора. Включение этих передач идет через небольшое усилие, т.к. там установлена предохранительная пружина, которая исключает возможность случайного выбора одной из этих передач.

Переключение передач на ZF Ecomid


Переключение передач на ZF Ecosplit


Рекомендации по переключению передач

  • Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
  • Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
  • Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
  • Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
  • Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
  • При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
  • Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.


Технические характеристики

ZF 9S1310 Ecomid

ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit

Эксплуатация КПП ZF

Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.

  • Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
  • Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
  • КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.

Техническое обслуживание и ремонт

Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.

Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.

Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG

Наименование организации

Адрес

Телефон/Факс

ООО «СИБМАП»

1 ул. Байкальская, 277А,

г. Иркутск, Россия

ООО «АвтомагистральСервис»

Стройбаза, база 4Б,

г. Набережные Челны, Россия

ООО «ZF Сервис Сибирь»

Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия

ООО «СКИВ

Мастер Сервис»

Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия

ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия

ООО «ВолгаСкан-

Центр»

г. Волжский, Волгоградская область, Россия

Торговый дом «Литер – НН»

Ореховская ул., 80, 603069,

Н. Новгород, Россия

ООО «Трак Сервис 36»

ул. Василия Петушкова, 3, 125373, Москва, Россия

ЦФ – Сервис на Мосгортрансе

ул. Матросская тишина, 1517, Москва, Россия

ООО

«ЦФ Руссия»

ул. Стрельбищенская, 1А,

Автодом Энергия ГмбХ

ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь

ТОО «СВС-Транс»

ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан

Трак Центр Лтд.

ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина

Замена масла

Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный - ежегодно. Если автомобиль Камаз с коробкой ZF эксплуатируется на строительных площадках или в тяжелых погодных условиях, то замену масла рекомендуется производить через 45 тыс. км. пробега или через 1000 моточасов работ двигателя.

Периодичность замены масла

  • Тяжелые условия эксплуатации:
    • 02A - 1 год или 60 000 км.
    • 02B, 02C, 02H - 1 год или 120 000 км.
    • 02D, 02E, 02L - 2 года или 240 000 км.
    • 02A - 1 год или 90 000 км
    • 02B, 02C, 02H - 1 год или 160 000 км.
    • 02D, 02E, 02L - 2 года или 300 000 км.

    Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм. Залейте масло через маслозаливное отверстие до тех пор, пока уровень его не достигнет нижнего края отверстия или будет уже выливаться из него.

    Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.

    Проверка сцепления

    Для того, чтобы синхронизаторы в коробке работали долго, должно безупречно работать и сцепление. Для его проверки сделайте следующее:

    • На холостых оборотах выжмите сцепление.
    • Не позднее чем через 20 секунд медленно и аккуратно включите заднюю передачу.

    Если при этом будет слышен скрежет, то сцепление нужно регулировать или полностью проверить его работоспособность.

    Вентиляция КПП

    Т.к. при движении автомобиля в коробке передач происходит нагрев масла, то внутри образуется повышенное давление. Для сброса излишнего давления вверху корпуса коробки есть специальный сапун. Периодически проверяйте его чистоту.

    Заводская табличка

    Заводская табличка расположена в верхней части корпуса коробки передач. Обычно от туда вам потребуется только три позиции:

    Автозапчасти и автоХитрости

    (1) Механическое положение цилиндра делителя (низк. "L" и выс. "H") зависит от версии коробки передач: прямая передача или повышающая передача.

    (2) Подача воздуха на цилиндр Servoshift различается на коробках передач ZF 8S и 9S.

    Принцип действия

    Переключение делителя

    Данное объяснение основано на коробке передач ZF 16S версии "Direct Drive" (4). Выбрать разделительную муфту (группу делителя) можно с помощью выключателя делителя (1-GV).

    Во время работы выключателя делителя (1-GV) сначала продувается точка подключения 22, а затем

    точка подключения 41 клапана реле делителя (3).

    Клапан реле делителя вдавливается в нижнее положение (L). При полном нажатии педали сцепления

    клапан реле делителя подключается к подаче воздуха (B) через соединение 2 защитного клапана GV (2).

    Цилиндр делителя (4) переключается в нижнее положение "L".

    Выключатель делителя (1-GV) затем переводится обратно в верхнее положение (H).

    Соединение 41 клапана реле делителя (3) затем продувается через точку подключения 22 рычага

    переключения передач (1). Поскольку давление воздуха в соединении 41 снижается, клапан реле делителя переходит в верхнее положение (H). При работе сцепления защитный клапан GV (2) повторно

    подключает подачу воздуха (B) в точку подключения 1 клапана реле делителя (3). Поэтому цилиндр делителя переключается в верхнее положение "H".

    Передача переключения диапазонов

    Выбор группы диапазона происходит при помощи переключателя диапазонов (1-GP).

    Когда переключатель диапазонов (1-GP) переводится в положение "L", подача воздуха (A) подключается к точке подключения E6 защитного клапана понижения передачи (9D - B465). Если скорость достаточно низкая, VIC включает защитный клапан понижения передачи.

    Это толкает групповой клапан (9C) в положение "L".

    Если вал сцепления проходит через нейтральное положение (N), подача воздуха (C) подключается к

    соединению A26 через клапан нейтрального положения (9A), отверстие (9a) и групповой клапан (9C). Цилиндр переключения диапазонов (6) переключается на нижний диапазон.

    Если переключатель диапазонов (1-GP) переводится в верхнее положение (H), давление на групповом клапане (9C) стравливается через защитный клапан понижения передачи (9D - B465).

    Групповой клапан (9C) переходит в положение "H".

    Если вал сцепления проходит через нейтральное положение (N), подача воздуха (C) подключается к

    соединению A25 через клапан нейтрального положения (9A), дроссель (9a) и групповой клапан (9C).

    Цилиндр переключения диапазонов (6) переключается на верхний диапазон.

    Если скорость автомобиля ниже определенного значения, VIC подает электропитание на защитный

    клапан понижения передачи (9D - B465). Этот клапан занимает положение, в котором может быть выбран нижний диапазон. При скорости, превышающей запрограммированную, и при нахождении в исходном положении защитный клапан понижения передачи переходит в положение, в котором может быть выбран верхний диапазон. Более подробное объяснение см. в главе "Защитный клапан понижения передачи".

    Благодаря возможности оптимального выбора передаточного отношения в каждом конкретном случае, при любом скоростном режиме движения автомобиля, коробки передач ZF помогают не только экономить топливо (до 16%), но и улучшают тягово-динамические характеристики двигателей Камаз, повышают их ресурс и раскрывают их потенциал на все 100%.

    На Камазы сейчас устанавливают следующие модели КПП от ZF:

    Конструкция, устройство и принцип работы

    ZF Ecomid

    Самая распространенная КПП, 9 ступеней, устанавливается на большинство среднетоннажных грузовиков Камаз (такие модели как 65155 и 65116), отличная пониженная передача, оптимальный скоростной режим при транспортировке тяжелых грузов.


    КПП Ecomid от ZF представляет собой основной 4-х ступенчатый редуктор, в который интегрирована передача для заднего хода, а также дополнительная пара шестерен для пониженной передачи. На выходе основного редуктора стоит демультипликатор (планетарный редуктор). В итоге получаем: 4 передачи на основном редукторе*2 (передачи на демультипликаторе)+пониженная передача, итого 9 передач для движения вперед и 1 для заднего хода.

    ZF Ecosplit

    16 ступеней, чаще всего устанавливается на тяжелые автомобили с двигателями Камаз от 320 до 500 л.с. мощности (740.51-320 или 740.50-360). Масса КПП 290 кг.


    КПП Ecosplit так же состоит из 4-х ступенчатого основного редуктора с передачей заднего хода и демультипликатором на выходе, но плюс к этому в конструкцию добавлен делитель (промежуточный вал на входе с дополнительной парой шестерен). В итоге передач здесь уже 16: 4 на основном редукторе*2 на демультипликаторе*2 на делителе+2 передачи для заднего хода.

    Делитель


    Делитель в конструкции нужен для увеличения количества передач в определенном диапазоне движения. Он представляет собой две пары шестерен с разным передаточным отношением, которые установлены на приводе промежуточного вала. Такое решение дает возможность выбирать оптимальную передачи в зависимости от дорожной ситуации и меньше нагружать двигатель. Переключается делитель с помощью воздуха под давлением (пневматический привод).

    Демультипликатор


    Демультипликатор представляет собой редуктор планетарного типа. На вторичный вал устанавливается его солнечная шестерня, а выходной вал КПП это его водило. При движении в пониженном диапазоне передач демультипликатор повышает крутящий момент, в повышенном диапазоне крутящий момент остается без изменений. Переключение демультипликатора происходит с помощью пневматического привода.

    Переключение КПП ZF на автомобилях Камаз

    Читать еще: Locust l903 технические характеристики

    Переключение передач на ZF Ecomid


    Переключение передач на ZF Ecosplit


    Рекомендации по переключению передач

    • Рычаг КПП следует перемещать плавно, без рывков и лишних усилий с разжатой рукой.
    • Когда включаете передачу, удерживайте рычаг, пока синхронизатор выполнит переключение.
    • Для того, чтобы переключиться с дорожки 3-4 на 5-6 и наоборот, нужно сделать короткий толчок в нужную сторону и потом плавно включить нужную передачу.
    • Если автомобиль замедляется, передачи переключать в обратном порядке рекомендуется последовательно или максимум через две ступени.
    • Двигаться автомобиль должен всегда при включенной передаче. Особенно это касается движения накатом на спуске.
    • При переключении с высшего диапазона на низший скорость должна быть меньше 30 км/ч.
    • Заднюю передачу включать только на стоящем автомобиле.


    Технические характеристики

    ZF 9S1310 Ecomid

    ZF 16S1650 (16S1820) Ecosplit

    Эксплуатация КПП ZF

    Для продления срока службы коробки передач и получения заметной экономии топлива следуйте следующим рекомендациям.

    • Старайтесь держать обороты двигателя всегда в среднем диапазоне для каждой передачи. Используйте наибольшую доступную передачу в каждом скоростном режиме.
    • Всегда полностью выжимайте сцепление при переключении передачи, это предотвратить повышенный износ синхронизаторов КПП.
    • КПП ZF, которые устанавливаются на грузовые автомобили Камаз оборудованы синхронизаторами, они позволяют переключать передачи быстро, без излишнего усилия и практически бесшумно. Нет необходимости двойного выжимания сцепления как при переходе с низших на высшие передачи, так и наоборот.

    Техническое обслуживание и ремонт

    Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.

    Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.

    Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG

    КПП ZF на Камаз

    Серия 6S для легких грузовиков Камаз.

    На легкие развозные грузовики устанавливаются КПП серии 6S.

    Читать еще: Кран кс 3574 технические характеристики


    Технические характеристики 6S 700:

    Тип КПП: механическая

    Количество передач: 6
    Передаточные числа: 6,02 – 0,79
    Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м): 700 (71)
    Объем масла для наливания, дм 3 : 6.0
    Масса КПП, нетто, кг: 103
    Первая замена масла после: 1 500 км (максимум — 5 000 км)
    Вторичная замена каждые:90 000 км (максимум — 120 000 км)
    Но не реже, чем:1 раз в год
    Применяемость: КАМАЗ, КАВЗ, и другие

    На КПП 6S в связи с близким расположением выходного вала для КОМ устанавливается коробка со смещением, что позволяет установить насос.

    На средне-тоннажные Камазы 9-ти ступенчатые Ecomid 9S 1310:

    На грузовики грузоподъемностью до 15 тонн устанавливается КПП ZF Ecomid 9S 1310 ТО, это модели Камаз 65115, 65116, 65117, 53605, 5308.


    Данная коробка имеет систему синхронизаторов и допускает управление без двойного выжима сцепления устанавливается на модели 65155 и 65116. В конструкции имеет 4-ступенчатый редуктор с пониженной скоростью и обратным ходом, с кулачковыми муфтами и планетарный демультипликатор, удваивающий количество передач, в результате образуются 9 скоростей для езды передним ходом и 1 — задним.

    Технические данные КПП ZF 9S 1310 TO/TD:


    Коробка с установленной коробкой отбора мощности с фланцем


    Включение коробки отбора мощности возможно только на стоянке при выключенной передаче. Включение коробки отбора мощности пневматическое , предлагаем использовать для включения и отключения ком на самосвалах джойстик управления подъемом кузова.

    Коробки передач ZF EcoSplit 16S для высоконагруженной работы Камазов

    ZF EcoSplit 16S 1650, 16S 1820 предназначены для тяжелых грузовиков с двигателями от 320 до 500 л.с. мощности

    КПП ZF 16S 151, 16S 181, 16S 221, 16S 251

    Серия: 16S
    Тип КПП:механическая
    Количество передач:16
    Передаточные числа:16,41 – 1,00
    Максимальный крутящий момент, Н*м (кгс*м):1600 (163)
    Объем масла для наливания, дм 3 : 13.4
    Масса КПП, нетто, кг:278
    Первая замена масла после:1 500 км (максимум — 5 000 км)
    Вторичная замена каждые:90 000 км (максимум — 120 000 км)
    Но не реже, чем:1 раз в год
    Применяемость: Камаз, МАЗ, и другие

    Современная синхронизированная коробка передач ZF-Ecosplit состоит из узла с 4 передачами, демультипликатора и переднего делителя. Рассчитанная на высокие нагрузки позволяет выбирать наиболее оптимальный вариант движения, синхронизация делителя и демультипликатора делает переключение передач плавным и гарантирует надежное и долговременное использование КПП.

    Сервомеханизм Servoshift состоит из механически-пневматического узла управления и пневмоцилиндра двойного действия.что значительно облегчает и автоматизирует управление переключения пониженных и повышенных ступеней.


    Отбор мощности на КАМАЗ с КПП ZF:

    Для модернизации или ремонта бывает необходимость приобретения необходимых комплектующих. В нашем каталоге вы можете подобрать коробку отбора мощности на КПП Камаз или ZF устанавливаемых на Камаз и комплектующие для их установки. Мы так же продаем гидрооборудование для установки на шасси.

    Вот разделы каталога ,где вы без труда сможете подобрать необходимое для установки дополнительного оборудования комплектующие и узлы ,

    • Вал отбора мощности
    • Коробка отбора мощности
    • Гидронасос необходимой производительности



    Если у вас возникли вопросы напишите нам здесь и мы обязательно подберем для вас необходимо оборудование.

    Коробка переключения передач (КПП) ZF 16S 1630


    Шестнадцатиступенчатая коробка передач модели ZF 16 S 1650 TO устанавливается на шасси, самосвалы, магистральные автомобили КАМАЗ тяжелого семейства. Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступенчатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя передача — зубчатой муфтой. Высшая передача — повышающая.

    Читать еще: Маз 6501 в5 технические характеристики

    Демультипликатор планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот. Делитель передач — механический, состоит из двух пар цилиндрических шестерен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.

    Технические характеристики КПП ZF серии 16S 1630

    Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами

    Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответству­ют списку смазок фирмы ZF.

    Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.

    Принципиально: проводите смену масла после длительной поездки, пока трансмиссионное масло еще имеет рабочую температуру и консистенцию.

    Прикасание к коробке передач или к трансмиссионному маслу может привести к ожогам!

    Вывинтите резьбовые пробки маслосливных отверстий на коробке передач и слейте отработанное масло в подходящую емкость.

    Очистите резьбовые пробки маслосливных отверстий, замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

    Очистите резьбовую пробку. Очистите резьбовую пробку маслосливного отверстия с магнитным фильтром, замените уплотнительное кольцо и затяните с указанным крутящим моментом.

    Заполните масло через отверстие для заполнения.

    Уровень заполнения масла является правильным, если он достигает нижней кромки отверстия для заполнения или если масло уже вытекает из отверстия для заполнения.

    Для гарантии определенного срока службы и работоспособности синхронизаторов непременным условием является безупречное разъединение сцепления. Тоже самое касается включения зависимых от сцепления механизмов отбора мощности.

    Безупречное разъединение сцепления может быть проверено следующим образом:

    Пустить двигатель на холостой ход и нажать на сцепление.

    Не позже, чем через 20 секунд (в зависимости от массы маховика и температуры) медленно включить задний ход.

    Трансмиссионное масло нагревается при движении транспортного средства. Вследствие этого образовывается избыточное давление, которое необходимо постоянно стравливать через воздушный клапан.

    Обращайте внимание на то, чтобы постоянно обеспечивалась работоспособность сапуна. Сапун должен быть чистым, крышка должна быть снята. Не поливать напрямую струей воды под напором (вода в коробке передач — опасность коррозии).

    Транспортные средства, которые вследствие условий эксплуатации нужно часто чистить, обязательно должны оснащаться сапуном с шлангом. Такими являются, например, автоцистерны для сбора молока, бетоновозы и т.д.

    Шланг должен быть проложен без изломов и петель. Конец шланга должен выходить в сухое пространство (например, в моторное отделение или в полость рамы).

    Следите за тем, чтобы обеспечивалась работоспособность клапана. Воздушный клапан должен быть чистым и не закрытым пластмассовым колпачком.

    Техобслуживание компрессорной установки

    В каждой компрессорной установке образуется конденсат. Чтобы конденсат, ржавчина и прочие загрязнения из воздушного ресивера не попадали в клапаны и рабочие цилиндры, требуется проводить регулярное техническое обслуживание компрессорной установки. Воздушный ресивер должен обезвоживаться еженедельно, зимой ежедневно.

    Вместе с воздушным ресивером нужно обезвоживать также фильтр сжатого воздуха с водоотделителем, если он не работает автоматически. Соблюдайте при этом также данные производителя транспортного средства.


    ] - бачок сцепления; 2 - педаль сцепления; 3 - рычаг переключения передач; 4 - датчик заднего хода; 5 - кла­ пан включения демультипликатора; б - датчик нейтрали; 7 - датчик включения низшего диапазона демультип­ ликатора; 8 - цилиндр переключения демультипликатора; 9 - датчик первой передачи; 10 - воздухораспредели­тель делителя; 11 - датчик включения низшего диапазона делителя; 12 - датчик включения высшей передачи; 13 - к рабочему цилиндру сцепления; 14 - клапан включения делителя; 15 - главный цилиндр сцепления.

    Коробка передач состоит из следующих основных узлов: основного четырехступен­ чатого редуктора, переднего двухступенчатого делителя передач и демультипликатора. Все передачи переднего хода в основном редукторе включаются синхронизаторами, задняя пере­дача - зубчатой муфтой. Демультипликатор - планетарный, автоматически переключается с помощью пневматического клапана муфтовым синхронизатором при перемещении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

    Делитель передач — механический, состоит из одной пары цилиндрических шесте­ рен и синхронизатора. Управление делителем пневматическое.

    Включение передач

    Включение передач производится механически, через двойное Н-включение. Оно де­ лится на 5 находящихся рядом друг с другом дорожек. На дорожках 3-4 или 5-6 находится

    нейтральное положение рычага.


    Рис. 72. Схема включения передач.

    а - низший диапазон демультипликатора; b - высший диапазон демультипликатора.

    Пружинные фиксаторы постоянно прижимают рычаг к нейтральному положению. Пневматическое переключение демультипликатора происходит автоматически при переме­щении рычага в нейтрали от положения 3-4 передач к 5-6 и наоборот.

    Предварительный выбор передачи в делителе производится перемещением переклю­чателя пневматического крана, установленного в рукоятке рычага переключения передач, в положение В или Н Передача в делителе переключается после нажатия на педаль сцепления. Смотря по условиям использования транспортного средства, можно на любой передаче поль­ зоваться делителем.

    Сервоусилитель

    Сервоусилитель состоит из управляющего блока и двухпозиционного цилиндра. Включение передач в коробке передач производится как было описано выше, только с пнев­ матическом усилением.

    Преимущество: снижение усилия переключения передач.

    Длительное включение передач с высокой ручной силой способствует повышенному износу синхронизаторов.

    Коробка передач в зависимости от модели автомобиля может быть укомплектована коробкой отбора мощности.


    Рис. 73. Сервоусилитель

    ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

    При соблюдении следующих указаний по эксплуатации гарантируется экономия топ­ лива и бесперебойный режим движения:

    • Ездить следует в среднем диапазоне числа оборотов двигателя (рис.74)

    Использовать наиболее высокую передачу


    Рис.74. Средний диапазон числа оборотов двигателя

    Завести двигатель и тронуться

    • Поставить на стояночный тормоз (препятствует самопроизвольному движению
    автомобиля)

    . Включить нейтраль в коробке передач

    • Включить передачу (предпочтительно первую, чтобы беречь сцепление)

    • Снять со стояночного тормоза и плавно выжать сцепление

    ОСТОРОЖНО: Включение передач при не полностью выключенном сцеплении приводит к ускоренному износу синхронизаторов коробки передач.

    ОПАСНО:

    • Если вы оставляете свой автомобиль с заведенным двигателем, необходимо по­ставить его на стояночный тормоз. Это препятствует самопроизвольному движению автомо­ биля.

    • Запрещается заводить двигатель при поднятой кабине

    Коробки передач Ecosplit - ZF синхронизированы. Синхронизатор делает смену передач быстрой, безопасной и бесшумной:

    • Без двойного нажатия на сцепление при переключении передач на более высокие.

    • Без промежуточной подачи газа и двойного выжима сцепления при переключении с высших передач на низшие.


    Рис. 75. Схема переключений коробки передач

    В схеме (рис.72) включения передач Н на дорожках включения 3-4 передач (пониженная передача демультипликатора) и 5-6 (прямая передача демультипликатора) находится ней­ тральное положение (состояние холостого хода).

    Для выбора дорожек 1-2 или 7-8 передач надо перевести рычаг в соответствующее по­ ложение преодолев усилие пружины и при включении удерживать его в этом положении. Переход из положения пониженной передачи демультипликатора в положение прямой пере­дачи демультипликатора и обратно разделен более мощным пружинным фиксатором.

    Включение задней передачи блокируется дополнительным фиксатором и требует повы­ шенного усилия.

    Переключение передач

    • Рычаг переключения вести плавно, без больших усилий и с разжатой рукой как показано на рис. 5.

    • При включении передачи следует удержать рычаг от давления, пока синхрониза­ тор выполняет процесс переключения.

    • Смена дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот производится коротким полчком ладони рычага и плавным его продвижением в желаемую передачу.

    • Переключение производите плавно, чтобы сделать усилия минимальными. Это осо­ бенно важно при еще холодном трансмиссионном масле.

    Если рабочая температура коробки передач еще не достигла нормы, то переключение требует повышенного усилия.


    Рис. 76. Переключение передач

    Правильно переключайте передачи:

    1-2-3-4 - низшие передачи (низший диапазон демультипликатора);

    Строго воспрещается:

    - переключаться с высшего диапазона демультипликатора на низший при скорости более 30 км/ч ;

    - двигаться накатом и на спуске при нейтральном положении пычага переключения пе­ редач.

    ОСТОРОЖНО:

    • Передачу заднего хода включать при стоящем автомобиле и при холостых оборотах двигателя.

    • Во избежание повреждения коробки передач и двигателя включайте сначала близ­ стоящую низшую передачу, если при торможении обороты двигателя достигли минимума на этой передаче.

    Включение коробки отбора мощности.

    Коробку отбора мощности включать и выключать только на стоящем автомобиле.

    ОСТОРОЖНО:

    При долговременной стоянке автомобиля (например, стоянка на ночь) коробка отбора мощности должна быть выключена. Паркование:

    • Переключить коробку передач в низшее положение демультипликатора (1-4 пе­ редачи)

    • Поставить на стояночный тормоз.

    • Для дополнительной безопасности включить передачу:
    Если автомобиль стоит в гору - передачу переднего хода;

    с горы - передачу заднего хода.

    Буксировка (с целью пуска двигателя):

    Завести двигатель путем буксировки при прямой передаче демультипликатора (5-8 пе­ редачи).

    Буксировка (неисправного автомобиля):

    Буксировка возможна только при следующих условиях: нейтральное положение коробки передач при прямой передаче демуль­ типликатора (дорожка 5-6 или 7-8 передач). Расстояние буксирования не более 100 км . Максимально допустимая скорость не более 20 км/ч .

    ОСТОРОЖНО:

    Если одно из названных условий не будет выполнено, карданный ват должен быть отсо­ единен от заднего моста.

    При подозрении на повреждение коробки передач карданный вал должен быть отсоеди­ нен от заднего моста.

    ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ:

    Неполадки при смене положений демультипликатора (например, дорожек 3-4 передач в 5-6 передачу или наоборот) могут иметь следующие причины:

    • повреждение в пневматической системе.

    • Включающий клапан или включающий цилиндр демультипликатора с дефектами
    (конденсат или загрязнения).

    УКАЗАНИЕ:

    • Продолжение движения возможно лишь тогда, когда включен низший диапазон демультипликатора (1-4 передачи).

    • Если прямая передача демультипликатора остается включенной, то можно букси­ ровать автомобиль.

    Эксплуатация автомобиля при низкой температуре:

    Коробка передач заполняется маслом согласно химмотологической карте. Коробка пере­дач может работать при внешней температуре до -30°С. Необходимо учитывать следующие пункты:

    • при внешней температуре до -20°С

    после запуска двигателя необходим период для прогрева коробки передач. Прогрев трансмиссионного масла должен проводится с частичной (неполной) нагрузкой при низком числе оборотов.

    • при внешней температуре до -30°С

    перед запуском двигателя необходимо прогреть коробку передач теплым воздухом. Так­же надо обратить внимание на то, что температура в коробке передач не должна превышать 150°С.

    ОСТОРОЖНО:

    Не допускается прогревать коробку открытым пламенем!

    Использование автомобиля при продолжительной температуре между 0 и - 60°С.

    Коробка передач должна снабжаться маслами, соответствующими техническим требова­ ниям и списку масел рекомендованных фирмой ZF .

    Стоянка автомобиля при низкой температуре.

    При внешней температуре ниже 0°С следует учитывать, что в коробке передач включен низший диапазон демультипликатора (рычаг переключения в положении 1 передачи или в нейтральном положении дорожки 3-4).

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

    Регулярное обслуживание повышает надежность в работе коробки передач. Особенно важно соблюдение интервалов между техосмотрами.

    УКАЗАНИЕ

    Для заполнения коробки передач допускаются только те масла, которые соответству­ ют списку смазок фирмы ZF .

    Количество заполняемого масла

    Необходимое количество масла показано на фирменной табличке, прикрепленной к коробке передач.

    - При первом заполнении, -11л

    - При смене масла, -8 л

    - Количество заполняющего масла при нормальной установке (наклон 0 - 3°).

    Читайте также: