Где на автобусе паз находится реле стартера

Обновлено: 06.07.2024

Система электpообоpудования автобуса однопpоводная, отpицательные клеммы источников тока соединены
с коpпусом ("массой") автобуса. Номинальное напряжение 24 В.

К источникам электpоэнеpгии на автобусе относятся две аккумулятоpные батаpеи и генеpатоp пеpеменного тока с встpоенным выпpямителем. Генеpатоp включен паpаллельно с аккумулятоpными батаpеями.

Аккумулятоpные батаpеи (сокр. АКБ) напpяжением 12 В и ёмкостью по 100 А-ч в количестве двух штук установлены в аккумуляторном ящике, расположенном по правой боковине кузова за пассажирской дверью. Допускается применение аккумуляторных батарей импоpтного пpоизводства с аналогичными характеристиками.

Батаpеи соединены между собой последовательно. В аккумуляторном ящике имеются два выключателя АКБ: один поз. 8 - отключение "+ 30", с дистанционным управлением от кнопки на нащитке приборов; другой - поз. 1 - отключение "минус АКБ" с механическим выключением.

Внимание! При выключении "+ 30" кнопкой на щитке приборов не отключаются:
аварийная сигнализация,
питание аварийного выключателя,
управление дверными механизмами,
освещение рабочего места водителя,
электронный спидометр,
система продувки жидкостного подогревателя.

Аккумуляторный ящик

Внимание! Для полного отключения "минус АКБ" нужно повернуть ручку механического выключателя (поз.1). Отключение "минус АКБ" (поз.1) производить только после отключения "+ 30".
При длительной стоянке автобуса следует выключать "минус АКБ" выключателем 1.
При выключении "+ 30" кнопкой, расположенной на щитке приборов, запpещается удерживать кнопку в нажатом положении более 2 секунд.
В аварийной ситуации батарея может быть также отключена аварийным выключателем. Аварийный выключатель может иметь три положения клавиши: I- выключен, при этом кнопка не нажата и зафиксирована стопорным флажком (режим движения); II- режим отключения "+ 30" и включения аварийной сигнализации, для этого следует повернуть флажок фиксатора, и нажать кнопку до фиксированного положения; III- выключение АКБ производится дожатием клавиши выключателя до крайнего (нефиксированного положения). После прекращения нажатия, клавиша возвращается в положение II.
Внимание! Запрещается удерживать клавишу аварийного выключателя в крайнем (нефиксированном) положении более 2 секунд.

Блок реле электрооборудования расположен на панели под кожухом над дверью водителя.

Под щитком приборов располагаются следующие реле: реле системы отопления – 3 шт.; - реле обдува – 3
шт.; реле обогрева зеркал – 1 шт.; реле освещения левой стороны – 1 шт.; реле габаритных фонарей – 1 шт.

Внимание! Техническое обслуживание электрооборудования проводить в соответствии с "Перечнем работ ТО", в том числе, необходимо проверять наличие и состояние резиновых втулок, защищающих жгуты электропроводов по основанию кузова, состояние изоляции проводов, а также проверять крепление жгутов электропроводов, надежность крепления проводов к силовым предохранителям, к стартеру и генератору, крепление проводов "массы" потребителей.

Все цепи потребителей тока автобуса, защищены плавкими предохранителями. На автобусе применено 4 блока предохранителей:

  1. блок "силовых" предохранителей БПР-5-4, находящийся в ящике АКБ c правой стороны
  2. 3 блока предохранителей БПР I-III, расположенны около рулевой колонки - смотри рисунок.
    I – с 1FU1 по 1FU13
    II - с 2FU1 по 2FU13
    III - с 3FU1 по 3FU13
Внимание! Запрещается замена неисправных предохранителей на предохранители с большим номиналом.

Назначение предохранителей

Используемые в таблице обозначения:

  1. "+15" – цепь после перевода ключа в замке зажигания в положение I;
  2. "+30" - цепь после включения дистанционного выключателя АКБ;
  3. "+50" - цепь после перевода ключа в замке зажигания в положение II;
  4. "+АКБ" – цепь после отключения дистанционного выключателя АКБ.

Таблица Назначения предохранителей

I - БПР 13.03.01

II - БПР 13.03.02

III - БПР 13.03.03

Генератор включен параллельно с аккумулятоpными батаpеями и обеспечивает питание потpебителей пpи любых pежимах работы двигателя, а также подзаpядку аккумулятоpных батаpей. Генератор работает в однопроводной схеме электрооборудования автобуса с присоединением "минуса" на корпус.

  1. Отсоединение и присоединение проводов к генератору производить только при отключенной аккумуляторной батарее.
  2. Исправная работа генератора обеспечивается только при условии надежного электрического соединения всех контактов, в томчисле между корпусом генератора и двигателем.
  3. Работа генератора при отключенной аккумуляторной батарее может вывести из строя регулятор напряжения, а также другие потребители бортсети.
  4. Техническое обслуживание и ремонт генератора должны проводиться только в специализированных мастерских квалифицированными специалистами.
  5. Проверку выпрямительного блока производить только на разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой. Проверять только от источника постоянного тока напряжением не более 24 В, включенного последовательно с контрольной лампой.

Схема Генератора ПАЗ 4234

№ Номер и Наименование детали

Обслуживание генеpатоpа

Для обеспечения работы генератора рекомендуется содержать генератор в чистоте, и выполнять следующие правила технического обслуживания. Ежедневно проверять работоспособность генератоpа по показаниям контрольной лампы и вольтметра, pасположенных в комбинации приборов на щитке пpибоpов. При запуске двигателя контрольная лампа должна загораться, а после пуска двигателя гаснуть.

Не реже одного раза в месяц рекомендуется контролировать степень заряженности аккумуторных батарей, которая должна быть не ниже 75 %. При обслуживании следует проверять затяжку и чистоту всех мест присоединения проводов к генератору и аккумуляторным батареям. При необходимости очистить места соединений, подтянуть контактные гайки и винты.

Стартеp пpедставляет собой четыpехполюсный электpодвигатель с электpомагнитным тяговым pеле и пpиводом, имеющим муфту свободного хода.
Включение стаpтеpа осуществляется ключом выключателя приборов и стартера.

Внимание! Запpещается включение стаpтеpа при pаботающем двигателе, а также тpогать сместа автобус путем пpокpучивания тpасмиссии чеpез двигатель стаpтеpом.

Проверка состояния стартера

Через каждые 120000 км пробега :

  1. Проверьте затяжку крепежных болтов, при необходимости подтяните их.
  2. Зачистите наконечники проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батареи и подтяните их крепления.
  3. Снимите крышку со стороны коллектора и проверьте состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и неиметь значительного подгара. Если коллектор загрязнён или имеет следы значительного подгара, протрите его чистой салфеткой, смоченной в бензине. При невозможности устранения грязи или подгара протиркой, зачистите коллектор мелкой шлифовально йшкуркой. При значительных подгарах коллектора, не поддающихся зачистке, проточите коллектор на станке.
    Щетки должны свободно перемещаться в щеткодержателях и плотно прилегать к коллектору.
    При предельном износе щеток, а также при наличии значительных сколов замените их новыми.
  4. Продуйте щеточно-коллекторный узел и крышку со стороны коллектора сжатым воздухом .
  5. Проверьте состояние контактной системы реле стартера. Приз начительном подгаре зачистите контактные болты и контактную пластину шлифовальной шкуркой или напильником, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом плоскостности контактных поверхностей медных болтов. При значительном износе пласти- ны и болтов, переверните контактную пластину, а контактные болты разверните на 180°.
  6. Проверьте легкость перемещения привода по валу якоря. При включении и отключении реле привод должен без заеданий перемещаться по шлицам вала якоря.
  7. Удалите с внутренних поверхностей направляющей втулки привода (шлицевой и гладкой), прилегающих к ней частей вала попавшую из картера загрязненную загустевшую смазку с продуктами износа, которая значительно затрудняет осевое перемещение привода по шлицам вала при вводе шестерни в зацепление с зубчатым венцом маховика. На очищенные поверхности нанести тонкий слой смазки ЦИАТИМ-221 (-201).
  8. Состояние шестерни привода и упорных шайб проверьте визуально. Зазор между торцом шестерни и упорными шайбами при включенном положении должен быть (2. 4) мм.

Схема Стартера ПАЗ 4234

Схема Стартера ПАЗ 4234

1) Передняя крышка
2) Реле
3) Рычаг
4) Втулка подшипника
5) Обмотка
6) Щеткодержатель
7) Щетка
8) Задняя крышка
9) Втулка подшипника
10) Ротор
11) Бендикс
12) Средняя крышка
13) Крепежные детали

Жгуты электропроводов ПАЗ 4234

1) Жгут проводов к правому повторителю поворотов
2) Провод силовой от выключателя АКБ к стартеру
3) Жгут проводов по правой стороне крыши
4) Провод боковых габаритов
5) Жгут проводов по левой стороне крыши
6) Провод к фонарям освещения номерного знака
7) Провод "массы" фонарей номерного знака
8) Жгут проводов между задними фонарями
9) Провод "массы" задних фонарей
10) Провод к левому заднему габаритному фонарю
11) Жгут проводов системы отопления
12) Жгут проводов по основанию
13) Жгут проводов к фаре и фонарям правой стороны
14) Жгут проводов к фаре и фонарям левой стороны
15) Жгут проводов блока реле
16) Жгут проводов питания и управления

Все цепи потребители тока автобуса защищены плавкими предохранителями. На автобусе применено 5 блоков предохранителей: 1 блок "силовых" предохранителей БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ с правой стороны, 3 блока БПР13 и 1 блок БПР2.02, расположенных около рулевой колонки.

Схема размещения блоков предохранителей около рулевой колонки показана на рис. 7-11.


Рис. 7-11 Схема расположения блоков предохранителей

Таблица. Назначение предохранителей

Номинал предохранителя, А

-фонари габаритные (передние, задние, маркерные и крыша) на правой стороне кузова

-фонари габаритные (передние, задние, маркерные и крыша) на левой стороне кузова;

Система электрооборудования автобуса однопроводная, отрицательные клеммы источников тока соединены с корпусом (“массой”) автобуса. Номинальное напряжение 12В.

К источникам электроэнергии на автобусе относятся аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с встроенным выпрямителем.

Генератор включен параллельно с аккумуляторной батареей.

Установка обеспечивает питание потребителей при любых режимах работы двигателя, а также подзарядку аккумуляторных батарей.


Блок реле электрооборудования расположен на панели под кожухом над дверью водителя (рис. 1).

Реле разгрузки цепи возбуждения генератора 90.3747 находится в моторном отсеке около генератора.

Аккумуляторная батарея (сокр. АКБ) 6СТ 100 напряжением 12В и ёмкостью по 100 Ач установлена в аккумуляторном ящике, расположенном по правой боковине кузова за пассажирской дверью.

Допускается применение аккумуляторных батарей импортного производства с аналогичными характеристиками.


При выключении “+ АКБ” кнопкой на щитке приборов, не отключаются аварийная сигнализация, питание аварийного выключателя, управление дверными механизмами, жидкостной подогреватель.

Внимание! При длительной стоянке автобуса необходимо выключать “- АКБ” механическим выключателем.

Внимание! При выключении “+ АКБ” кнопкой, расположенной на щитке приборов, запрещается удерживать кнопку в нажатом положении более 2 секунд.

В аварийной ситуации батарея может быть также отключена аварийным выключателем. Аварийный выключатель может иметь три положения клавиши:

При включении и выключении «+ АКБ» кнопкой на щитке приборов (а также при включении аварийного выключателя) следует обращать внимание на возникновение двух характерных щелчков от срабатывания электромагнита дистанционного выключателя.

В случае возникновения только одного щелчка нужно проверить состояние кнопки выключателя на щитке приборов (принудительно выдвинуть её из корпуса выключателя), после произойдет второй щелчок от срабатывания дистанционного выключателя, что соответствует нормальной работе выключателя “+АКБ”.

Внимание! Запрещается отключение выключателя аккумуляторных батарей при работающем двигателе и включенных потребителях.

Предохранители

Все цепи потребители тока автобуса защищены плавкими предохранителями.

На автобусе применено три блока предохранителей: один блок “силовых” предохранителей БПР-5-4. расположенный в ящике АКБ с правой стороны и два блока предохранителей ПР112, расположенных около рулевой колонки.


В случае отсутствия плавких вставок фабричного изготовления допускается временно до их замены использовать медную проволоку Ø 0,23 мм для вставки 8А, и Ø 0,34 мм для вставки 16А.

Предохранители и защищаемые цепи автобуса

Обозначение

Сила тока

Защищаемые цепи

Левый блок предохранителей

Выключатель управления приводом пассажирских дверей.

Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей.

Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя

Питание приборов, блока АБС, система зажигания

Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода

Питание левого стеклоочистителя

Питание циркуляционного насоса

Питание выключателя стеклоомывателя, комбинации приборов и вольтметра

Питание противотуманных фонарей

Питание габаритных фонарей правой стороны

Питание габаритных фонарей левой стороны

Правый блок предохранителей

Питание реле звуковых сигналов, осушителя воздуха

Питание выключателя обдува ветрового стекла

Питание выключателя плафонов салона, подкапотной лампы и розетки

Питание выключателя плафонов салона правой стороны

Питание фары левой "Дальний свет"

Питание фары правой "Дальний свет" Питание контрольной лампы "Дальний свет"

Питание фары левой "Ближний свет", выключателя задних противотуманных фонарей

Питание фары правой «Ближний свет»

Питание правого стеклоочистителя, фонари стоп-сигнала

ВНИМАНИЕ! Электронный автокаталог запчастей предназначен для справочных целей! Наша компания продает не все запчасти, представленные в этом списке.

ПАЗ 32053

Назначение элементов в блоках может отличаться и зависит от года выпуска и модификации Вашего Паз. Сверяйте назначение со своей схемой на обратной стороне защитной крышки либо иной технической документацией.

Блок силовых предохранителей

Блок силовых предохранителей выполненный в виде плавких вставок высокой мощности БПР-5-4, расположенный в ящике АКБ с правой стороны. Может включать дополнительные обычные предохранители, с левой стороны блока.

Блок силовых предохранителей

Общая схема

Схема силового блока ПАЗ

Описание

  1. 90А Генератор
  2. 40А Габаритные фонари
  3. 60А Блок предохранителей, фары, зажигание
  4. 60А Блок предохранителей
  5. 20А АБС
  6. 25А Подогреватель
  7. 10А Аварийный режим
  8. 10А Розетка ящика АКБ

Блоки реле

Блок в моторном отсеке

Данная панель закрыта защитной крышкой. Так же может располагаться на панели под кожухом над дверью водителя.

Схема

Панель реле

Расшифровка

  1. реле поворотов и аварийной сигнализации
  2. реле заднего противотуманного фонаря
  3. реле ближнего света фар
  4. реле дальнего света фар
  5. реле сигналов торможения
  6. реле аварийной сигнализации
  7. реле звукового сигнала
  8. реле противотуманных фар
  9. реле отключения АКБ
  10. реле отключения возбуждения генератора

Отдельно размещается реле разгрузки цепи возбуждения генератора около самого генератора.

Блок в салоне

Под щитком приборов могут крепится следующие реле: реле стартера; реле обогрева зеркал; реле габаритных фонарей; реле освещения левой стороны; реле отопителя водителя; реле отопителей салона правой стороны (1 шт.) и левой стороны (1 шт.); реле центрального обдува ветрового стекла.

Блоки предохранителей

Находятся под панелью приборов.

Вариант 1

Характерен для более старых моделей и состоит из 2 отделов

Схема

Схема блока предохранителей ПАЗ

Назначение

Левый блок

1FU1 8А Выключатель управления приводом пассажирских дверей. Питание системы сигнализации указателями поворотов и сигнализации дверей
1FU2 8А Питание выключателя плафона водителя, аварийного выключателя
1FU3 16А Питание приборов, блока АБС, система зажигания
1FU4 8А Питание контрольных ламп, выключателя фонарей заднего хода
1FU5 8А Питание левого стеклоочистителя
1FU6 8А Питание циркуляционного насоса
1FU7 8А Питание выключателя стекло омывателя, комбинации приборов и вольтметра
1FU8 16А Питание противотуманных фонарей
1FU9 8А Питание габаритных фонарей правой стороны
1FU10 8А Питание габаритных фонарей левой стороны

Правый блок

Вариант 2

Состоит из 3 отделов (плат предохранителей).

Схема

Схема блока предохранителей ПАЗ 32053

I – с 1FU1 по 1FU13; II с 2FU1 по 2FU13; III с 3FU1 по 3FU13

Обозначение

1FU1 Резерв
1FU2 10А Управление дверями салона с места водителя; Спидометр электронный
1FU3 10А Реле поворотов; Аварийная сигнализация
1FU4 10А Осушитель воздуха; Спидометр электронный
1FU5 10А Электромагнитный клапан останова, Зажигание
1FU6 10А Обмотка реле возбуждения генератора; Лампа контрольная генераторной установки; Комбинация приборов и тахометр; АБС тормозов
1FU7 10А Лампы контрольные; Фонари заднего хода; Управление блоком свечей накаливания
1FU8 10А Управление подогревателем жидкостным
1FU9 10А Циркуляционный насос, Противотуманные фонари
1FU10 10А Стеклоомыватель; Указатель напряжения
1FU11 15А Сигналы звуковые
1FU12 10А Фонари габаритные правые; Плафоны освещения двери
1FU13 10А Фонари габаритные левые; Лампы подсветки приборов
2FU1 Резерв
2FU2 10А Плафоны освещения правой стороны салона
2FU3 10А Стеклоочиститель левый
2FU4 15А Стеклоочиститель правый; Фонари сигналов торможения, Переключатель света
2FU5 10А Электродвигатель обдува бокового стекла
2FU6 15А Электродвигатель обдува ветрового стекла
2FU7 15А Электродвигатель отопителя места водителя; Циркуляционный насос дополнительный (для ПАЗ-32053-07)
2FU8 15А Электродвигатель отопителя левой стороны №1; Электродвигатель отопителя левой стороны №2
2FU9 15А Фонари задние противотуманные; Электродвигатель отопителя правой стороны №1; Электродвигатель отопителя правой стороны №2, питание блока управления стеклоочистителями и стеклоомывателем
2FU10 10А Фара головная левая дальнего света
2FU11 10А Фара головная правая дальнего света; Лампа контрольная Дальний свет
2FU12 10А Фара головная левая ближнего света
2FU13 10А Фара головная правая ближнего света
3FU1 Резерв
3FU2 10А Устройство ограничения скорости (для ПАЗ-32053-77)
3FU3 15А Питание света фар, реле ближний свет фар / дальний свет фар
3FU4 15А Плафоны освещения левой стороны салона. Розетка переносной лампы. Плафон мотоотсека
3FU5 10А Электродвигатели принудительной вентиляции, питание обогрева зеркал заднего вида (для ПАЗ-32053-70)
3FU6 10А Электродвигатель вентилятора водителя, розетка на панели приборов, питание системы внутреннего и наружного оповещения (для ПАЗ-32053-70)
3FU7 10А Фары противотуманные
3FU8 10А Обогрев зеркал заднего вида
3FU9 10А Питание транспортного говорящего устройства; Питание магнитолы, разъём для подключения дополнительного оборудования
3FU10 10А Резерв
3FU11 10А Привод двери. Экстренное открывание дверей
3FU12 10А Резерв
3FU13 10А ЭБУ двигателя, реле стартера

Блок БПР 2.02

Отдельный блок из 2х плавких элементов может быть расположен около рулевой колонки.

Блок БПР 2.02

Электросхема ПАЗ

Больше информации про электрические схемы соединений ПАЗ 32053, можете узнать изучив данные схемы: скачать.

За работу модулей автобуса ПАЗ 3205 отвечает система электроснабжения. Посредством нее все функциональные модули техники соединяются и регулируются из одного центрального участка – панели приборов водителя. Эта система включает датчики и аналоговые средства отображения получаемой информации. Водитель, оценивая ее, может делать заключение о состоянии транспорта, хотя техническая информация недоступна из-за отсутствия бортового компьютера. Сама система является аналоговой, потому диагностика ее неисправностей не создает много трудностей.

Устройство блоков предохранителей схема

Структура электрооборудования автобуса ПАЗ 3205

image

image

image

image

Система электрооборудования включает следующие модули:

  • Внешние световые приборы
  • Модули звуковой и световой сигнализации.
  • Внутреннего освещения салона и рабочего места водителя.
  • Оборудование для стеклоочистки.
  • Штатную систему контрольно-измерительных приборов.
  • Оборудование обеспечения микроклимата салона.
  • Систему управления пассажирскими дверями.

Эти технические модули питаются от штатного аккумулятора вольтажом в 12 Вольт. Некоторая часть указанных выше модулей имеет преобразователи, снижающие силу тока до 8А. Остальные модули питаются от сети постоянного тока с силой в 16А.

Устройство блоков предохранителей

Устройство блоков предохранителей

Защита электрооборудования автобуса ПАЗ 3205 выполнена в виде предохранителей, что полностью характеризует аналоговую систему приборных датчиков. В системе электроснабжения на каждый модуль установлен свой предохранитель. Причем все они собраны в два блока, расположенных около рулевого колеса. Правый блок отвечает за систему микроклимата салона, наружного дальнего освещения, систему звуковой сигнализации.

image

Устройство блоков предохранителей схема

Левый блок предохранителей отвечает за систему зажигания и пуска стартера. Он также содержит предохранители, которые замыкают цепи стеклоочистителей, контрольных ламп, противотуманных фонарей, правых габаритных огней. Также в левом блоке есть предохранители, замыкающие цепи от датчиков.

Читайте также: