Тахограф и тахометр в чем разница

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 19.09.2024

Доброе время суток! Сегодня мы будем обсуждать коммерческий транспорт. Речь пойдет о тех автомобилях, которые по закону должны быть оснащены тахографами. Требование это относительно новое и многие понимают условия эксплуатации тахографа по разному. При чем, это относится как к водителям так и сотрудникам ГИБДД.

До сих пор существуют случаи когда сотрудник ГИБДД останавливает автомобиль, оснащенный тахографом, и видит не соответствие пробега на панели приборов автомобиля тем, что на экране тахографа. Часто на этом основании водитель получает штраф за неисправность тахографа. Давайте попробуем разобраться насколько правомерны такие штрафы.

Для начала немного терминологии. Многие часто путают разные приборы. Дело в том, что прибор показывающий пробег не является спидометром. Этот прибор называется одометром. Спидометр показывает только скорость автомобиля. А тот факт, что они находятся в одном корпусе вообще ничего не значит. Этот два разных прибора. Далее.

Одометр, по правилам дорожного движения, не обязан быть исправным. Откройте перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация, и Вы не обнаружите среди них неисправный одометр. Фактически, он может вообще не работать и наказать водителя за его неисправность нельзя вообще никак. Более того, одометр не является средством измерения. Он не имеет паспорта, он не проходит процедуры калибровки и поверки.

Поэтому, если сотрудник ГИБДД пытается составить протокол, из-за такого несоответствия, то смело можете попросить его поискать неисправный одометр среди неисправностей при которых запрещена эксплуатация. Кстати, поддержание соответствия показании одометра и тахографа тоже нигде не прописано.

Если все же найти общий язык с сотрудником не удается, то попробуйте показать ему вот эти документы.

Самосвал с тахографом

Тахограф - специальный прибор, который контролирует соблюдение режима труда и отдыха водителями транспортных средств.

Изначально установка тахографов преследует хорошую цель - предотвращение ДТП, вызванных усталостью водителей, работающих без перерыва в течение десятков часов.

Однако на практике владельцы транспортных средств пытаются избежать установки контрольного оборудования. Связано это с тем, что стоимость установки тахографа на грузовой автомобиль достигает нескольких десятков тысяч рублей и это весьма внушительная сумма.

В этой статье Вы узнаете:

Ниже Вы узнаете, на какие автомобили можно не устанавливать тахографы на вполне законных основаниях. Приступим.

Документ, который регламентирует вопрос установки тахографов - приказ министерства транспорта Российской Федерации "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приложение №2 "Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами".

Для чего нужен тахограф?

Тахограф предназначен для того, чтобы фиксировать время, которое водитель затратил на управление автомобилем, другие работы и перерывы. Данный прибор сохраняет историю рабочего дня, к которой имеют доступ сотрудники контролирующих органов.

То есть в целом тахограф нужен для контроля соблюдения режима труда и отдыха водителем.

На какие автомобили нужен тахограф?

Тахографы должны устанавливаться на следующие виды транспортных средств:

  • Автобусы (транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров);
  • Все автомобили категории C (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие юридическим лицам и ИП;
  • Только грузовые автомобили категории С (тяжелее 3,5 тонн), принадлежащие физическим лицам.

Так что теперь Вы можете легко дать ответ на вопрос, нужен ли тахограф на грузовую газель. Поскольку разрешенная максимальная масса такого автомобиля не превышает 3,5 тонны, тахограф устанавливать не нужно.

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

Нужен ли тахограф на самосвал?

Самый популярный тип грузовиков, задействованный в строительных работах, - это самосвал. Рассмотрим, нужен ли тахограф на самосвал Камаз.

С одной стороны, если самосвал используется строительной компанией, возводящей жилые дома, то тахограф ему однозначно нужен.

С другой стороны, если Камаз используется для коммунального хозяйства, то у его владельца возникают обоснованные вопросы. Можно ли не не устанавливать тахограф в этом случае?

Обратите внимание, сотрудники ГИБДД во многих регионах трактуют приведенный выше список исключений следующим образом. К автомобилям для коммунального хозяйства и содержания дорог относятся только транспортные средства, имеющие специализированное предназначение. То же самое касается автомобилей для обслуживания газовых и нефтяных скважин.

В соответствии с этой трактовкой ГИБДД не требует устанавливать тахографы, например, на автомобили, оборудованные щетками для очистки дорог. Однако на самосвалы, используемые в коммунальном хозяйстве, ГИБДД требует ставить тахографы и накладывает штрафы за их отсутствие.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2019 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2019 года в закон "О БДД" добавлен следующий пункт:

3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
.
обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2019 года тахограф нужен в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.

Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение - осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.

Нужно ли менять аналоговый тахограф (шайбу) на цифровой?

Начиная со 2 марта 2018 года использование аналоговых тахографов не допускается. Их нужно заменить на цифровые, имеющие в своем составе блок СКЗИ.

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средстваСрок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских1 июня 2014
Пригородные автобусы1 июня 2018
Городские автобусы1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ1 января 2018

Штраф за отсутствие тахографа

Штрафы за отсутствие тахографа подробно рассмотрены в отдельной статье. Их размеры:

  • 3 000 - 5 000 рублей - для водителя.
  • 7 000 - 10 000 рублей - для должностного лица.
  • 15 000 - 25 000 - для индивидуального предпринимателя.
  • 20 000 - 50 000 - для юридического лица.

Введена ли отмена тахографов до 2021 года?

Среди водителей часто можно услышать мнение, что тахографы отменили до 2021 или 2022 года. Судя по всему, это связано с непроверенными публикациями в средствах массовой информации. В настоящее время установка тахографов является обязательной, а все исключения перечислены в рамках данной статьи.

Если у Вас остались вопросы по поводу установки тахографа на транспортные средства, то в дополнение рекомендую изучить следующую инструкцию:

Водители, особенно управляющие грузовыми автомобилями и пассажирскими автобусами, хорошо знают, что такое тахограф. Эти контрольные приборы используются достаточно давно и устанавливаются на технику для контроля пробега, скорости, времени в пути и других показателей.

Тахограф - что это такое?

Требования к оснащению автомобилей тахографами со временем становятся более жесткими. Связано это с тем, что контроль движения с помощью бортовых самописцев позволяет снизить аварийность, обеспечив более безопасное вождение.

Тахограф что это такое?

Тахограф – это прибор, который устанавливается в автомобиле, подключается к его бортовой сети и инженерным системам. Основная функция устройства – регистрация в автоматическом режиме параметров движения транспортного средства и хранение этих данных в памяти с возможностью просмотра при проверке.

Тахограф на панели автомобиля

  • Фиксируют пробег автомобиля и скорость движения.
  • Фиксируют время вождения, отдыха и других работы, выполняемых водителем.
  • Регистрируют все денных, шифруют их и хранят в виде, защищённом от редактирования.

Последний пункт особенно важен. Информация, которую зафиксировал бортовой самописец, является максимально объективной и не может быть изменена. Поэтому оно обладает доказательной силой и может использоваться при решении спорных вопросов – в том числе и в судебном порядке.

Устройство тахографа и принцип его работы

Устроен бортовой самописец достаточно просто. Основной блок располагается в кабине автомобиля таким образом, чтобы у водителя был доступ к лицевой панели с кнопками управления. Современные тахографы оснащаются экранами, на которые выводится основная информация о работе системы.

Система контроля подключается к бортовой сети машины для обеспечения питания. Автономная работа при выключенном двигателе гарантируется большой емкостью батареи. Кроме того, в прибор встраивается энергонезависимый модуль памяти, потому данные, записанные тахографом, сохраняются в любом случае.

Тахограф с открытой крышкой

Для передачи информации о движении ТС к прибору подключается датчик скорости. Подключение выполняется с помощью штатных разъемов.

Важная функция тахографов современного типа – персонализация доступа. Для использования прибора необходимо установить персональную карточку водителя: только в этом случае информация будет корректно фиксироваться и сохраняться в памяти. Кроме тахокарты водителя в работе с устройствами используются карточки мастерских, компаний и контролеров.

Разновидности тахографов

Первоначальное автомобили комплектовались аналоговыми (дисковыми, механическими либо электронно-механическими) приборами. Сегодня же использование аналоговых самописцев не допускается законом. Кроме того, такие тахографы уже не выпускаются, так что найти исправную модель будет сложно.

Производители тахографов

Альтернативой являются цифровые самописцы, которые сразу собирают и обрабатывают информацию в цифровом виде. В РФ чаще всего устанавливают тахографы таких марок:

  • КАСБИ
  • ШТРИХ-ТахоRUS
  • VDO DTCO
  • Меркурий
  • АТОЛ и др.

Также возможна установка на машины некоторых устройств зарубежного производства, прошедших сертификацию и допущенных к эксплуатации в России.

Модули СКЗИ (НКМ), их назначение

В зависимости от того, какие рейсы выполняет автомобиль, требования к марке и конструкции бортового самописца могут различаться:

  • Для машин, которые выполняют международные рейсы, обязательным будет использование тахографов ЕСТР.
  • Транспортные средства, которые эксплуатируются в РФ, оснащаются тахографами с модулем СКЗИ/НКМ (навигационный криптозащитный модуль).


Блок СКЗИ – это система криптографической защиты данных, которая встраивается в бортовой самописец. Этот блок обладает высокой автономностью и включает собственный модуль памяти, ГЛОНАСС приемник, хронометр и акселерометр. Питание обеспечивается в том числе и от резервной батареи, потому криптографическая защита работает даже при обесточивании бортового самописца.

Основная функция СКЗИ – сбор информации, ее шифрование и хранение. Данные от датчика скорости поступают в модуль СКЗИ, обрабатываться микропроцессором и хранятся в его памяти в зашифрованном виде. Изменение этих данных невозможно, а для доступа с дешифровкой нужно задействовать специальный электронный ключ.

Срок использования модуля НКМ ограничен. Установленный в тахографе элемент активируется при начале использования прибора. После этого раз в 3 года необходимо выполнять замену блока СКЗИ и проводить активацию нового модуля. Оказывать услугу по замене и активации НКМ могут только мастерские с лицензией от ФСБ РФ на работу с криптографическим оборудованием.

На какие транспортные средства устанавливается тахограф

Универсальная конструкция бортовых самописцев позволяет устанавливать их практически на любые автомобили и другие ТС. Но для некоторых категорий транспорта оснащение контрольным устройством будет обязательным согласно закону.

Установка тахографа по типам автомобилей

Основной критерий, который определяет, нужно ли ставить тахограф – цель использования ТС. Если автомобиль или автобус эксплуатируются в личных целях, то прибор ставить не обязательно (но можно – так вы получите дополнительную информацию о режиме вожделения). Но если техника применяется коммерческой организацией, то без контрольного устройства не обойтись.

Согласно законам, тахографы обязательно ставятся на:

  • Грузовые автомобили, суммарная масса которых превышает 3,5 т (категории N2, N3)
  • Автобусы и микроавтобусы, конструкция которых предусматривает наличие 8 и более пассажирских мест, относящиеся к категориям М2, М3 (это касается также техники, задействованной для перевозки людей на пригородных и внутригородских маршрутах).
  • Грузовики, которые перевозят грузы различных классов опасности.
  • Самосвалы.
  • Краны-манипуляторы.

В список исключений попала военная техника, техника, принадлежащая силовым структурам, строительная и коммунальная спецтехника, троллейбусы и некоторые другие ТС,

Проверка устройства контролирующими органами

Разобравшись, что такое тахограф, и на какие транспортные средства нужно его устанавливать, стоит уяснить и особенности проведения контрольных мероприятий.

Поскольку для многих категорий транспортных средств наличие тахографов, а также о соблюдение требований по их эксплуатации и по режиму работы является обязательным, на трассах проводится контроль. Проверку могут выполнять только сотрудники ДПС ГИБДД и контролеры Ространснадзора. Причем если ранее проводились только совместные проверки (на пунктах весогабаритного контроля), то сегодня представители Ространснадзора могут проверять автомобили и самостоятельно.

Проверка тахографа

В ходе проверки представитель контролирующего органа обязан удостовериться, что на машине установлен исправный прибор, конструкция которого соответствует действующим нормативам. Также проверяется сохранность пломб и отсутствие следов вмешательства в работу прибора.

Используя карту контролера, проверяются:

  • Временные интервалы вождения и отдыха.
  • Соблюдение требований по использованию индивидуальных тахокарт.
  • Соблюдение сроков поверки устройства.

Установка тахографа

Установка тахографа

При подготовке машины к монтажу мастера выбирают место для установки прибора с таким расчетом, чтобы водитель мог производить манипуляции, не отвлекаясь от управления автомобилем. Для этого может понадобиться монтаж специальных кронштейнов или прокладка трас для подключения системы.

Далее новый прибор распаковывается, подключается к бортовой сети и датчику скорости. Все соединения тщательно изолируются.

Само устройство и криптографический модуль активируются. После активации прибор калибруется для того чтобы гарантировать точность собираемых данных.

Заключительный этап монтажа – это пломбирование корпуса прибора. Установка пломб нужна для того, чтобы защитить систему от вмешательства, попыток редактирования данных или преднамеренной порчи. Тахограф в опломбированном корпусе устанавливается в гнездо и фиксируется.

Этапы калибровки

Правильная работа устройства (т.е. фиксация максимально объективных показателей времени, скорости и пробега) обеспечивается его периодической калибровкой. В ходе этой операции устройство настраивается таким образом, чтобы фиксируемые данные соответствовали объективным с минимальной погрешностью.

Первый раз систему калибруют при установке, затем настройка может понадобиться при ремонте, изменении технических характеристик транспортного средства, замене колес с изменением диаметра либо установке нового датчика скорости. Калибровать нужно также при нарушении пломбирования корпуса и при истечении двухлетнего срока с последней настройки.

Тахограф калибруют сначала на стенде, а затем — на дороге. На первом, стендовом этапе:

  • Контролируется целостность корпуса, отдельных элементов, сохранность пломб.
  • Проверяется корректность работы датчиков.
  • Тестируются электрические цепи.

Второй этап — дорожные испытания – включает:

  • Осмотр ТС.
  • Программирование системы.
  • Контроль и корректировку фиксации времени, скорости, пройденной дистанции.
  • Замер погрешности.

После завершения калибровки вся необходимая информация вносится в память, а корпус пломбируется. Отметка о калибровке с зафиксированной датой заносится в документацию к прибору.

Карта тахографа и её назначение

Доступ к функционалу системы и хранящимся в памяти данным невозможен без использования электронной ключ-карты. Тахокарты снабжается специальными чипами и обладают ограниченным сроком использования, потому периодически их надо перевыпускать.

Карта тахографа

Наиболее распространенная разновидность карт – карта водителя. Она персонализирована, т.е. выпускается на имя человека, который будет осуществлять управление транспортным средством с бортовым самописцем. Основная задача карты – идентификация лица, которое управляло машиной в определенный период времени.

Обратите внимание! Использование прибора без карты или с чужим электронным ключом не допускается и при обнаружении такого факта гарантированно последуют штрафные санкции. Это же касается попытки эксплуатации тахографа с просроченной картой водителя, так что о замене чипа стоит думать заранее.

Кроме этой разновидности также используются:

  • Карты мастерских — для монтажа, настройки и калибровки.
  • Карты предприятия — для доступа к данным, хранящимся в памяти прибора, их дешифровки и анализа (но не редактирования информации).
  • Карты контроллера – для доступа к хранящейся в памяти информации в ходе контрольных мероприятий.

Как пользоваться тахографом?

Конструкция бортовых самописцев проста, потому научиться работать с ними несложно. Но любой водитель должен запомнить базовый алгоритм, потому что его нарушение будет обязательно зафиксировано прибором. Это может привести к санкциям – как по отношению к самому водителю, так и по отношению к представителям компании.

Количество водителей в экипаже
1 водитель2 и более
НормаДопускается
Макс. время непрерывного управления4,5 часа 4,5 часа
Мин. время перерыва45 минутразделение на интервалы не короче 15 минут45 минут
Макс. время управления в сутки 9 часовпо 10 часов х 2 дня в неделю>9 часов
Макс. время управления в неделю56 часов90 часов в течение любых 2-х недель56 часов
Мин. время ежедневного отдыха11 часовпо 9 часов 3 дня в неделю, по 12 час в 2 интервала, один из которых не короче 9 часовв течение 30 час работы каждый водитель должен иметь отдых не менее 9 часов непрерывно
Мин. время еженедельного отдыха45 часовне менее 24 час45 часов

Перед тем как начать управление автомобилем, водитель обязательно устанавливает в свободный слот индивидуальную карту и активирует ее, вводя PIN-код. После этого на экране должна появиться фамилия водителя – это свидетельствует о том. кто карта принята и можно начинать работу:

Карта извлекается из гнезда нажатием на специальную кнопку после завершения рабочей смены.

Современные модели самописцев оснащаются встроенными термопринтерами для ежедневной распечатки данных из памяти устройства. Распечатка также проводится по требованию сотрудников контролирующих органов, потому важно. Чтобы принтер был исправен, и в нем всегда была бумага (необходимый запас в кабине – минимум 2 рулона).

Штрафы за нарушения

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.

В ближайшее время планируется пересмотр сумм штрафов в сторону увеличения. Также возможно введение дополнительных санкций, вплоть до приостановки деятельности компании или отзыва лицензии.

Несоблюдение режима труда и отдыха водителей
Ответственное лицоСейчасСтанет
Водительот 1 000 до 3 000 рублейот 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Зная, что такое тахограф, как он устроен, и как его нужно правильно использовать, вы можете гарантировать отсутствие претензий со стороны ДПС и других контролирующих организаций. Кроме того, оснащение техники самописцами дает возможность повысить эффективность и безопасность перевозок.

Водители грузовых автомобилей в обязательном режиме должны оборудовать свои транспортные средства специальным техническим средством контроля – тахографом. Как таковой тахограф – это бортовой самописец, который в режиме реального времени фиксирует всю информацию, связанную со скоростным режимом автомобиля, с временем, которое водитель провел за рулем и потратил на отдых. В основном такие приспособления используются для того, чтобы наказывать недобросовестных водителей, которые слишком много времени проводят за рулем и могут спровоцировать дорожно-транспортное происшествие.

Тахографы на грузовые автомобили

Тахографы на грузовые автомобили

На сегодняшний день законодательством предусмотрена обязательная установка тахографов на автомобили следующих категорий:

  • автомобили, использующиеся для перевозки опасных грузов;
  • транспортные средства, масса которых превышает 15 тонн;
  • транспортные средства, осуществляющиеся международные перевозки.

В законе также указаны ситуации, когда обязательная установка тахографа не потребуется. Так, например, Вас не могут обязать устанавливать устройство в том случае, если в автомобиле уже есть бортовой самописец, предустановленный на заводе-производителе. Кроме того, для автомобилей для международных перевозок требуется установка специализированного самописца с картами водителя европейского образца.

Не забывайте, что при использовании тахографа необходимо обязательное наличие так называемой карты водителя, которую контролеры проверяют также тщательно, как и показатели самописца. Советуем оформить карту до того момента, как будете заказывать тахограф, так как процедура оформления и получения карты в основном занимает не менее 30 дней с момента подачи заявки в соответствующие органы.

Применение тахографа

Применение тахографа

Бортовой самописец, или тахограф, позволяет в режиме реального времени следить за состояние транспортного средства, на котором он установлен. Так, практически каждую секунду происходит фиксация скорости, с которой передвигается автомобиль. Обмануть систему очень сложно, именно поэтому показания с тахографа используются контролирующими органами.

Как известно, организм человека не железный и рано или поздно он начинает уставать. Если водитель проводит слишком много времени за рулем и практически не отдыхает – снижается уровень его внимания и концентрации на дороге, что в дальнейшем вполне может стать причиной дорожно-транспортного происшествия.

Показания тахографа контролируются не только службой дорожного надзора, но и организацией, на которую работает водитель. К слову, законодательство обязывает организации контролировать тахограф после каждого рейса и привлекать водителя к ответственности в случае нарушения скоростного режима, а также режима отдыха.

Виды тахографов

Виды тахографов

Как таковые средства контроля появились на рынке много лет назад, при этом первые тахографы были аналоговыми и снимали показания с аналоговых датчиков. Такие самописцы имели целый ряд недостатков, так, например, водители очень быстро научились подделывать выводимую информацию в свою пользу, чтобы избежать наказания.

Аналоговые самописцы до сих пор актуальны в нашей стране, тогда как на территории Европейского союза использование таких приборов было запрещено еще в 2006 году.

Что касается стран Европы, то там с 2006 года начали использоваться исключительно цифровые тахографы. Такие приборы выдают более точную информация, касающуюся скорости движения, времени езды и отдыха. К слову, большинство современных грузовиков от европейских производителей поставляются с завода уже с установленным тахографом.

Если вы планируете осуществлять международные перевозки, то советуем заранее побеспокоиться об установке цифрового самописца, его отсутствие может обернуться серьезными проблемами и штрафами со стороны контролирующих органов.

Законодательство об использовании тахографа

Законодательство об использовании тахографа

Обязательную установку тахографа в грузовом автомобиле в нашей стране ввели лишь в 2014 году с принятием соответствующего закона. На данный момент оснащение грузовика тахометром регламентируется следующими законодательными актами:

Согласно законодательству, тахограф должен присутствовать на грузовых автомобилях разных категорий, в том числе и на городском коммунальном транспорте, к которому относятся:

  • автомобильные краны;
  • автомобили пожарной службы;
  • автомобили с подъемными платформами;
  • автомобили-эвакуаторы;
  • автомобили, осуществляющие уборку городских улиц;
  • медицинские автомобили;
  • автомобили МЧС.

Установка самописцев обязательна на военных авто, транспортных средствах, принадлежащих исполнительной власти, и на автомобилях, которые осуществляют дорожный надзор.

Отсутствие тахографа на грузовом автомобиле

Отсутствие тахографа на грузовом автомобиле

В случае, если на транспортном средстве отсутствует тахограф, наличие которого предусмотрено законодательными актами, к водителю могут применяться штрафные санкции. Примечательно то, что оштрафовать водителя органы дорожного надзора могут и в том случае, если в автомобиле используется сломанный или неисправный самописец.

Ответственность ужесточается в том случае, если водитель намерено вывел прибор контроля из строя, либо пытался изменить показатели мошенническим путем. В случае выявления такого нарушения водителю может грозить не только штраф, но и лишение права управлять транспортным средством.

К слову, в основном тахографы на автомобилях устанавливаются за счет организации, на которую работает водитель.

Изменения законодательства, касающегося тахографов

Изменения законодательства, касающегося тахографов

В 2015 году в законодательство, касающееся установки тахографов , были внесены некоторые изменения. Так, административная ответственность за отсутствие бортового самописца распространилась на владельцев грузовых автомобилей, относящихся к категории №2 (вес грузовиков от 3,5 до 12 тонн).

Что касается суммы штрафа, то в 2016 и 2017 году для водителей, не использующих самописец на грузовом автомобиле, предусмотрен штраф в размере 10 тысяч рублей для лиц, находящихся на государственной службе, и 3 тысяч рублей для обычных водителей. Стоит отметить, что проблема отсутствия тахографов довольно распространена, так, лишь за 2015 год было возбуждено более 100 000 административных протоколов по факту указанного правонарушения.

Сотрудники дорожного контроля подчеркивают, что введение нормы на обязательное использование тахографа на грузовом автомобиле позволило значительно сократить количество дорожно-транспортных происшествий на дороге, которые возникают по причине засыпания водителя.

Стоимость установки тахографа

Стоимость установки тахографа

Тахографы на грузовые автомобили можно приобрести практически на любом автомобильном рынке. При этом водитель, никогда не сталкивающийся с этим прибором, может увидеть существенную разницу в цене у самописцев разных моделей. Стоимость тахографа зависит от:

  1. Наличия скоростного датчика;
  2. Наличия спидометра цифрового вида в приборе;
  3. Наличия или отсутствия возможности подключить прибор к CAN-шине автомобиля;
  4. Необходимости работ по замене стандартных технических узлов для установки тахометра.

Обратите внимание на то, что сервисный центр, который будет заниматься установкой тахометра на ваш автомобиль, обязан провести работы по калибровке прибора, в ином случае высока вероятность того, что самописец будет работать со сбоями и предоставлять искаженную информацию.

Читайте также: