Как работает круиз контроль на лифе

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 19.09.2024

Современный автомобиль оснащается большим количеством вспомогательных систем, которые облегчают процесс управления автомобилем. Причем количество этих систем постоянно увеличивается, но есть и те, которые появились достаточно давно, среди них и круиз-контроль. Но не смотря на это, далеко не все знают, что это за система и для чего она нужна. Все потому, что особой популярности круиз-контроль в европейских странах не сыскал, и далеко не все производители его устанавливают. И все же разберемся, что такое круиз-контроль в автомобиле, для чего он нужен и как им пользоваться.

Для чего нужен круиз контроль в автомобиле

Изображение круиз контроля на приборной панели

Круиз-контроль – вспомогательная система автомобиля, основная задача которой – поддержание заданной скорости движения. Она является полезной при длительных поездках по загородным трассам, в городе же от нее никакой пользы нет.

Если авто выехало на длинный участок трассы, водитель просто устанавливает определенный скоростной режим, и система его поддерживает независимо от дорожных условий (подъем, спуск). При этом водителю нет необходимости жать на педаль акселератора, что позволяет ему более комфортабельно расположиться и расслабить ноги. В итоге, водитель в меньшей степени устает от длительных переездов.

Данная система далеко не новинка, ей уже почти полвека. Изобретена она была в США, и там она более востребована. Устанавливаться круиз-контроль может на автомобили с любыми типами двигателей и трансмиссий (АКПП, механика).

Пассивный круиз контроль

Существует два типа круиз-контроля: пассивный и адаптивный. Пассивный круиз-контроль – простая по конструкции система, которая способна поддерживать только заданный скоростной режим. Состоит она обычно из блока управления, нескольких датчиков и привода дроссельной заслонки.

Работает пассивная система достаточно просто – водитель, при достижении скорости, которую считает оптимальной, включает в работу круиз-контроль. Электронный блок посредством датчиков фиксирует скоростной режим и положение дроссельной заслонки. При изменении условий движения (подъем, спуск), датчики сигнализируют об этом, и блок управления подает сигнал на привод дроссельной заслонки, который и осуществляет необходимые действия с дросселем (открывает, закрывает), чтобы поддерживать заданный скоростной режим.

Адаптивный круиз контроль

датчики адаптивного круиз контроля

Датчики адаптивного круиз контроля

Адаптивный круиз контроль – новое поколение круиз-контроля. Она уже не только поддерживает заданный режим движения, но еще и учитывает дорожную ситуацию. Для этого в систему включают дополнительные датчики, радары, камеры.

Некоторые виды адаптивной системы могу также брать в расчет и дорожную разметку, то есть, круиз-контроль будет следить за тем, чтобы автомобиль не покинул выбранную полосу движения.

Отметим, что круиз-контроль не является системой, которая работает в автоматическом режиме. Чтобы его задействовать, водителю необходимо его включить.

Видео о круиз контроле

Как пользоваться круиз контролем

блок кнопок для управления круиз контролем

Блок кнопок для управления круиз контролем

Для удобства работы с системой, блок ее управления располагается на рулевом управлении. При этом, с его помощью можно не только включать и выключать систему, но еще и изменять условия ее работы.

Блок управления круиз-контролем обычно состоит из нескольких клавиш:

Дополнительно, для управления работой круиз контроля используется и педаль тормоза, а также педаль сцепления – у автомобиля с механическая КПП. Любое, даже незначительное нажатие на эти педали отключает круиз-контроль, то есть авто переходит на ручное управление акселератором и заданный скоростной режим уже не поддерживается.

В целом, круиз-контроль – достаточно полезная система, но только при длительных поездках. В городе от нее толку будет мало, особенно учитывая, что она обычно не работает на скоростях ниже 40 км/ч.

3d7738c19e5ec61ff3737daa8bf8f4f1_w650.jpg

Круиз – контроль значительно упрощает процесс вождения

Назначение круиз - контроля. Круиз – контроль предназначен поддерживать постоянство скорости. Водителю не нужно постоянно держать ногу на педали газа. Система сама регулирует повышение и понижение скоростного режима при подъеме в гору или съезде вниз.

Больше всего круиз – контроль проявляет свои преимущества на дорогах с высокоскоростным движением. В городах и селах с высоким дорожным трафиком круиз - контроль становится мало-эффективным. Создатели данного устройства продумали все мелочи для удобства водителя. Прибор имеет свойство выключаться при давлении на педаль тормоза, а при достижении скорости 40 км/ч включаться в работу.

Круиз – контроль - это небольшой компьютерный прибор. Он связан с частями сенсорного управления и дроссельной катушкой. Система управляется пятью кнопками. Кнопки располагаются под рукой у водителя на рулевом колесе.

Название и функции кнопок:
- ON (включение);
- OFF (выключение);
- CANSEL/RESUME (возобновление);
- SET-/COAST (уменьшение);
- SET+/ACCEL (увеличение).

Функцию верхних двух кнопок объяснять не стоит. Рассмотрим оставшиеся три.
Кнопка RESUME возобновляет потерянную скорость при давлении на педаль тормоза. Для уменьшения скорости нужно нажать кнопку SET-/COAST. Если скорость нужно увеличить, то здесь применяется кнопка SET+/ACCEL.

fcd165e93366bf28ab7c6215676bbe67_w650.jpg

Название кнопок может различаться в зависимости от автопроизводителя

Разновидности круиз - контроля. Устройство бывает двух видов: адаптивный и пассивный. Рассмотрим их отличия.

Пассивный круиз – контроль соблюдает постоянство скорости, все время пока водитель находится в дороге. Это продолжается до момента, когда автомобиль будет вынужден затормозить.

Адаптивный круиз - контроль имеет больше преимуществ перед пассивным. Преимущество заключается в предупреждении водителя об опасности столкновения с приближающимися объектами. Устройство держит под наблюдением безопасную дистанцию.

Адаптивный круиз – контроль все же имеет свои минусы. Они заключены в неправильной оценке дистанции до находящегося впереди автомобиля из-за плохих погодных условий. Возможен также случай ложного оповещения об автомобиле, которого вообще не было.

Опасность использования круиз – контроля. Если нет причин использовать круиз – контроль, то лучше его отключить. Включенный прибор может дать команду по набору скорости, что может стать неожиданностью для водителя. Это может неизвестно чем закончится.

Условия, при которых круиз – контроль небезопасен при:
- езде по снегу, плохих погодных условиях, скользкой дорожной поверхности
- сильных пробках
- частых подъемах и спусках.

Умные системы помощи водителю с каждым днем все совершенствуются и доказательство этому беспилотные автомобили, которые в скором времени смогут заменить присутствие человека за рулем.

Что такое круиз-контроль и как он работает?

Вспомогательные системы, которыми оснащается автомобиль, призваны помочь водителю в управлении транспортным средством. Одной из таких полезных систем является cruise control. Оборудование было изобретено в Соединенных Штатах Америки и может монтироваться на машины с механической или автоматической трансмиссией.


Что такое круиз-контроль в автомобиле?

Это устройство, главная цель которого – сохранять заданную скорость движения. Иными словами, система способна при снижении скорости увеличивать газ и ограничивать скорость в случае ускорения – к примеру, когда авто движется на спуск. И все это – без привлечения водителя.


Когда пригодится система?

Эта опция очень важна в затяжных поездках – уставшему, привыкшему к монотонной езде водителю понадобится надежный помощник. Двигаясь по длинному отрезку трассы, автолюбитель задает конкретную постоянную скорость – система сохраняет выбранный режим. Водитель же может поудобнее устроиться в кресле, расслабиться, дать ногам отдохнуть.

Городской трафик не позволит круиз-контролю максимально реализовать свой потенциал, поскольку автомобиль перемещается с непостоянной скоростью. Да и активизируется система, лишь когда авто едет быстрее 40 км/ч.


Как функционирует круиз-контроль?

Это простое устройство представляет собой сервопривод. При помощи троса или тяги он соединен с механизмом, который регулирует подачу газа. Когда машина едет со стабильной скоростью, педаль акселератора зафиксирована под определенным углом. Если водитель активирует круиз-контроль, то система запоминает это положение и фиксирует актуальную скорость.

Например, при движении авто в гору происходит следующее:

  • Скорость падает.
  • Датчики информируют об этом электронный блок.
  • ЭБУ передает сервоприводу команду с целью переменить угол наклона сектора газа и повысить подачу топлива.
  • Скорость начинает расти.

Как работает круиз-контроль на автомате?

В машинах с автоматом все процессы система осуществляет самостоятельно. Когда скорость дойдет до заданного показателя, сервопривод остановится, а сектор газа зафиксируется в нужном положении.


Как работает круиз-контроль на механике?

Функционирование системы в авто с механической трансмиссией практически ничем не отличается от работы на машинах с автоматом. Однако нюансы все же есть: автолюбителю придется принимать участие в процессе. Так, при движении на подъем с активированным круиз-контролем водитель не сможет перейти на пониженную передачу – ему придется дополнительно нажимать на газ, иначе преодолеть возвышенность не получится.


Можно ли дополнительно установить круиз-контроль?

Да, можно. Услуги по установке системы актуальны для автолюбителей, в штатной комплектации машин которых данное устройство не предусмотрено.


Как работать с круиз-контролем?

Блок управления находится на руле, что дает возможность использовать опцию с максимальным комфортом. Система предполагает наличие нескольких клавиш:

  • ON/OFF – отвечает за активацию и дезактивацию.
  • SET/ASSEL – регулирует скорость. Одно нажатие кнопки позволит системе запомнить ту скорость, с которой машина ехала во время нажатия. Последующее надавливание на кнопку увеличит скорость на конкретное значение.
  • COAST – снижает скорость на заданное значение.
  • RESUME – возвращает систему к скорости, актуальной ранее.

Обратите внимание на то, что, когда система активируется, соответствующий значок, расположенный на панели приборов, засветится зеленым.

Также в авто с МКПП к управлению системой привлечены педали тормоза и сцепления. Даже несильное надавливание на педали деактивирует круиз-контроль, в результате чего авто переходит на ручное управление. В ряде моделей не предусмотрено наличие клавиш ON/OFF – их функции выполняет кнопка SET/ASSEL (отвечает за включение) и педаль тормоза (отвечает за выключение).



Виды круиз-контроля

Система пассивного типа представляет собой простое устройство, которое предназначено для сохранения заданной скорости. В состав системы входят датчики, блок управления, а также привод дроссельной заслонки.

Механизм функционирования пассивного круиз-контроля весьма простой. Когда скорость достигает оптимального, по мнению водителя, уровня, он активирует систему. Датчики ЭБУ запоминают скорость и позицию дроссельной заслонки. Если дорожные условия изменяются (например, авто движется на спуск или на подъем), то датчики извещают ЭБУ, а блок управления отправляет сигнал на привод дроссельной заслонки. Чтобы поддержать стабильную скорость, привод должен открыть или закрыть клапан.
Активный круиз-контроль наиболее часто называют адаптивным.

Адаптивный круиз-контроль

Это инновационная система, которая выполняет две функции:

  • Сохраняет назначенную скорость движения;
  • Отслеживает дорожную обстановку. Именно с этой целью в систему интегрированы камеры, датчики, а также радары.

Как это происходит? Система наблюдает за машиной, которая едет впереди, и приспосабливается к ее скорости. Это позволяет соблюдать безопасную дистанцию между двумя авто.

Самые современные системы способны также учитывать дорожную разметку – они не допустят, чтобы авто покинуло свою полосу.

Основное назначение адаптивного круиз-контроля – исключение вероятности столкновения с машиной, едущей впереди Вас. Если система вовремя не успевает среагировать и сбавить скорость, то она предупредит водителя – он сможет затормозить или изменить траекторию движения, чтобы избежать ДТП. Наиболее продвинутые устройства способны самостоятельно задействовать тормозную систему.

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Многие автолюбители признают, что круиз-контроль весьма полезен. Такое мнение объясняется следующим:

Лень – двигатель прогресса, и пример круиз-контроля, который пришел в автомобильную промышленность из США, это подтверждает. Ленивые американцы, у которых, как известно, расстояния от одного города да другого измеряются тысячами километров, жаловались на то, что их ноги устают постоянно держать ногу на педали акселератора. И жалобы их были услышаны – инженеры разработали специальную систему, которая без участия водителя могла поддерживать движение автомобиля на постоянной скорости. Так появился круиз-контроль, о котором пойдет речь в этом материале.

Кнопка круиз-контроля

Кнопка круиз-контроля

От простого к сложному

Первые системы автоматического контроля скорости появились в середине 1950-х годов. Они несколько лет проходили тестовые испытания на автомобилях компании Chrysler. Именно эта компания решила первой воплотить в жизнь мечты американских автомобилистов об автопилоте. И хотя круиз-контроль не выполнял всех функций автопилота, но поддержание постоянной скорости без участия человека – это уже был прогресс. Дебют э той системы состоялся в 1958 году – оснащенный круиз-контролем серийный автомобиль Chrysler Imperial поступил в продажу и в тот же год показал существенные коммерческие результаты.

Принцип действия первого круиз-контроля был прост: специальные датчики считывали информацию с коленчатого вала и, ориентируясь на частоту его вращения, через специальный соленоид осуществлялся контроль подачи необходимого количества горючего в двигатель. При этом водителю не нужно было давить на педаль газа – система все делала сама. С течением времени алгоритм действия круиз-контроля усложнялся. Новые системы умели контролировать подачу топлива, ориентируясь не на частоту вращения коленчатого вала, а на скорость вращения колес или оборотов двигателя. Кроме того, усовершенствованный механизм круиз-контроля позволял водителю выставлять скорость с точностью до 1 км/час. Это значение было принято за шаг, и автовладелец мог регулировать скорость работы круиз-контроля, прибавляя к уже заданному значению по 1 км/час.

Активация системы круиз-контроля осуществляется кнопкой, расположенной на приборной панели или на рулевом колесе.

Круиз-контроль

Круиз-контроль

Эволюционным развитием системы стало изобретение адаптивного круиз-контроля. Новый механизм был назван так потому, что система помимо поддержания скорости движения, может самостоятельно, в зависимости от дорожной обстановки, регулировать расстояние между едущими в попутном направлении впереди автомобилями. Таким образом, если простой круиз-контроль – это опция для ленивых, то адаптивный стал частью системы активной безопасности автомобиля. Адаптивный круиз-контроль состоит из радара, электронного блока управления (в него входят продольные контроллеры и цифровой сигнальный процессор), датчиков, считывающих информацию с систем ABS, EBD, ESP.

Примерно так работает адаптивный круиз-контроль

Примерно так работает адаптивный круиз-контроль

Достоинства и недостатки круиз-контроля

Круиз-контроль – довольно удобная система, обладающая рядом преимуществ. Во-первых, она избавляет водителя от необходимости постоянно регулировать скорость движения автомобиля. Во-вторых, она позволяет экономить топливо – при езде с постоянно установленной скоростью топливо расходуется не так интенсивно, как при езде с изменяемой скоростью движения. В-третьих, адаптивный круиз-контроль является эффективной системой безопасности.

Минусы у круиз-контроля – чисто технологические. При засорении датчиков, выходе из строя или ошибке радара система адаптивного круиз-контроля может решить, что впереди на небезопасной дистанции движется автомобиля и резко снизить скорость вплоть до остановки. А водитель может быть к этому не готов. Ну и еще один минус – круиз-контроль расслабляет и делает водителя менее восприимчивым к меняющейся дорожной обстановке.

Читайте также: