Здесь мне поют дифирамбы на все лады лексическая ошибка

Обновлено: 04.07.2024

1. Наша передача посвящена творчеству ветеранов технического творчества. 2. Дайте нам прейскурант цен. 3.Акт не подписан, а подписана копия, но на том экземпляре, что подписан, написано, что он переписан с подлинника, который не подписан. 4. Ветеранам вручили премию и памятный сувенир.
5. В связи с наличием свободной вакансии предприятие объявило конкурс. 6. Сегодня у нас в гостях гость из Волгограда. 7. Мы перед принятием решительных решений. 8. Студенты-первокурсники впервые дебютировали на сцене.

Задание 29. Устно исправьте неверное употребление фразеологизмов
(устойчивых сочетаний слов, обладающих целостным значением).

1. Мы заморили червячков. 2. Они довели его до белого колена. 3. Эта работа выеденного гроша не стоит. 4.Он первая спица в колеснице. 5. Я преклонил колени в знак почтения. 6. Кругом темнота – хоть глаз выколи. 7. Он все льет крокодильи слезы. 8. До экзаменов рукой подать. 9. Здесь мне поют дифирамбы на все лады. 10. Всего не предусмотришь, будь хоть семи пядей во лбу. 11.Не напускай туману:
и без этого трудно разобраться. 12. Он окончил школу и направил свои стопы в университет. 13. Я его давно знаю: очень добрый человек, мухи за всю жизнь не обидел. 14. Мы уже опаздывали и бежали очертя голову. 15. Он действительно работал положа руку на сердце. 16. Работы здесь хоть пруд пруди.

Задание 30. Исправьте в предложениях лексические ошибки.

Образец:Он преклонил голову ей на плечо.

1. Нужно подумать о кормах для животноводства. 2. Российские спортсмены прибыли на международные соревнования для того, чтобы принять участие в соревнованиях, в которых будут участвовать не только российские, но и зарубежные спортсмены. 3. Значительная часть сезона знаменуется ликвидацией снежного покрова. 4. Спонсоры внесли значительную лепту в организацию праздника. 5. Интерьер нашей улицы очень красивый. 6. Базаров – молодой человек с захудалым лицом. 7. Данный вопрос не входит
в нашу миссию. 8. Столяр сделал эту этажерку из дуба с четырьмя ножками. 9. Задача, поставленная перед нами, достигнута. 10. Успехами мы не блестим. 11. Ученики пристально слушали рассказ учителя. 12.Эта новость причинила ей удовольствие.

Задание 31. Устно исправьте в предложениях лексические ошибки.

Синтаксические нормы

Подлежащее и сказуемое в предложении должны быть согласованы, или координированы, по смыслу. Например, Строгая врач Иванова осмотрела больного. Неряха Коля облился молоком и под. При координации главных членов предложения возникают затруднения, когда они представляют собой словосочетания. 1. С подлежащим, выраженным сочетанием слов множество, ряд, часть, большинство, меньшинство с именем существительным или количественно-именным сочетанием (7 часов, несколько человек), сказуемое согласуется в единственном числе, если: · не подчеркивается активность лиц (Большинство студентов отсутствовало), · существительное обозначает животных, · составное числительное оканчивается на ОДИН, · сказуемое предшествует подлежащему; во множественном числе, если: · подчеркивается активность лиц (Часть студентов сдали экзамен), · при подлежащем есть причастный оборот или придаточное с союзным словом КОТОРЫЙ, имеющими форму мн.ч. (Часть работ студентов, выполненных в прошлом году, заслуживают высокой оценки). 2. При однородных подлежащих сказуемое употребляется в ед. числе, если оно находится перед подлежащим. Множественное число сказуемого используется тогда, когда оно находится после подлежащего: Гимназист и Саша всю дорогу плакали. Из района приехал следователь и врач (основной носитель действия – следователь). 3. При подлежащем, выраженном местоимением кто, кто-то, кто-нибудь и т.д., сказуемое стоит в единственном числе: Кто-то захотел расстроить наши планы.

Задание 32. Составьте и запишите предложения, подлежащими
в которых выступили бы следующие словосочетания.

Большинство произведений И. Бунина__________________________________________________________

Прокурор и его помощник____________________________________________________________________

Следователь и врач___________________________________________________________________________

Тридцать один строитель______________________________________________________________________

Кое-кто из наших____________________________________________________________________________

Русский синтаксис отличается богатством и разнообразием вариантов управляемых конструкций. Например, проехали лес, проехали через лес, проехали лесом, проехали по лесу и др.При использовании их в речи иногда возникают ошибки: письмо матери – неясно, это письмо к матери или письмо от матери; памятник Пушкина вместо памятник Пушкину и тому под. Для избежания ошибок необходимо внимательно относиться к управляемым конструкциям, используя более приемлемый вариант.

Задание 33. Из приведённых ниже словосочетаний выберите
и подчеркните правильную форму глагольного или именного управления.

Отзыв о диссертации – отзыв на диссертацию: вершить судьбами – вершить судьбы; преимущество над соперником – преимущество перед соперником; характеристика ученика – характеристика на ученика; оплачивать за проезд – оплачивать проезд; ждать поезд – ждать поезда; превосходство над другими – превосходство перед другими; тосковать о друге – тосковать по другу; подчеркнуть о необходимости – подчеркнуть необходимость; прийти из армии – прийти с армии; уверенность в победу – уверенность в победе; выйти с трамвая – выйти из трамвая; разведка на нефть – разведка нефти; контроль над производством – контроль за производством; предел терпения – предел терпению; способен на жертвы – способен к жертвам; описывается о жизни – описывается жизнь; удостоен наградой – удостоен награды; наблюдать
за больным – наблюдать больного; игнорировать на замечание – игнорировать замечание; ехать на трамвае – ехать трамваем – ехать в трамвае; продавать за три рубля – продавать по три рубля; не купить спички – не купить спичек; по окончании работ – по окончанию работ; характерен демократу – характерен для демократа; любительница печения пирогов – любительница печь пироги.

Ошибки в построении предложений возникают из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Таким образом, действие глагола и действие деепричастия должны относиться к одному лицу или предмету. Ср.: Слушая глупые разговоры, теряется драгоценное время. – Слушая глупые разговоры, мы теряем драгоценное время.

Задание 34. Найдите и исправьте ошибки в употреблении деепричастного оборота.

Выберите один ответ.

a. метод аналогии
b. индуктивный
c. дедуктивный

Баллов за ответ: 0/1.

Question5

Какие элементы НЕ включает типовое резюме?

Выберите один ответ.

a. Наименование вакансии, на которую претендует автор
b. Наименование (название) документа
c. Персональные данные соискателя
d. Контактная информация

Баллов за ответ: 1/1.

Question6

К какому жанру относится данный текст? В справочнике описываются принципы русской орфографии и пунктуации и излагаются правила современной орфографии и пунктуации. Особое внимание уделено случаям, вызывающим затруднения у работников печати. Справочник адресован редакторам и корректорам.

Выберите один ответ.

a. тезисы
b. конспект
c. аннотация
d. реферат

Баллов за ответ: 0/1.

Question7

Синтаксическая норма нарушена в предложении:

Выберите один ответ.

a. Мы не успели предостеречь вас о надвигающейся опасности
b. Он никак не мог понять и смириться с этой ситуацией
c. Обязанности созданной комиссии - контролировать ход работ
d. Любой партии нужен харизматический лидер

Баллов за ответ: 1/1.

Question8

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. об обеих конференциях
b. в две тысячи десятом году
c. без троих спортсменов
d. с пятьюстами девяносто тремя

Баллов за ответ: 0/1.

Question9

Укажите имя собственное, которое НЕ склоняется

Выберите один ответ.

a. Чарли Чаплин
b. Гюстав Флобер
c. Булат Окуджава
d. Андрей Василенко

Баллов за ответ: 0/1.

Question10

Род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой - это

Выберите один ответ.

a. духовное красноречие
b. социально-бытовое красноречие
c. судебное красноречие
d. академическое красноречие

Баллов за ответ: 1/1.

Question11

Выберите один ответ.

a. изложение цели выступления
b. указание перспектив
c. краткое повторение основных тезисов
d. обобщение сказанного




Баллов за ответ: 0/1.

Question12

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. четырехсот двадцати
b. о пятиста семидесяти
c. за двести сорок вторым
d. трёмстам десяти

Баллов за ответ: 1/1.

Question13

Укажите пример с ошибкой в образовании формы Р.п. мн.ч.

Выберите один ответ.

a. гольф
b. яслей
c. носок
d. будней

Баллов за ответ: 0/1.

Question14

К какому стилю относится данный текст? В ответ на запрос от 05.06.09 по поставке партии компьютеров сообщаем Вам, что готовы его выполнить. Конкретная информация о ценах, сроках поставки, транспортировке и форме оплаты дана в приложении.

Выберите один ответ.

a. научный
b. официально-деловой
c. публицистический
d. разговорный

Баллов за ответ: 1/1.

Question15

Укажите пример с ошибкой в образовании формы числительного

Выберите один ответ.

a. с четверыми ребятами
b. двустам тридцати
c. в две тысячи девятом году
d. семисот тридцати

Баллов за ответ: 0/1.

Question16

Укажите лексическое значение слова карт-бланш

Выберите один ответ.

a. военная карта местности
b. чистый разлинованный лист бумаги
c. чистый бланк, подписанный лицом, предоставляющим другому лицу право заполнить этот бланк по своему усмотрению
d. талон, заменяющий билет

Баллов за ответ: 1/1.

Question17

Что означает фразеологическое сочетание идти ва-банк

Выберите один ответ.

a. действовать, рискуя всем
b. идти вперед
c. идти в надежный банк
d. поступать глупо, неосмотрительно

Баллов за ответ: 1/1.

Question18

В каком ряду во всех словах ударение поставлено Неверно?

Выберите один ответ.

a. пуловер, премировать
b. прибыла, сливовый
c. эксперт, коклюш
d. собрались, шарфов

Баллов за ответ: 0/1.

Question19

Укажите цель следующего выступления. Я верю, что так и будет. Верю в мудрость и здравый смысл нашего великого народа. Верю, что народ проголосует на выборах: За власть народа! За честь и достоинство Российской державы! За закон и порядок!

Выберите один ответ.

a. убеждающая
b. агитационная
c. развлекательная
d. информационная

Баллов за ответ: 0/1.

Question20

Укажите правильный вариант библиографического описания статьи.

Выберите один ответ.

a. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1. - С.103-107.
b. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - С.103-107.
c. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1. - С.103-107.
d. Соболев А.К. Риторическая герменевтика и интерпретация текстов права//Риторика. - 1997. - №1.

Баллов за ответ: 1/1.

Question21

Античный риторический канон выделял … этапа(ов) подготовки и произнесения речи:

Выберите один ответ.

a. 2
b. 5
c. 4
d. 3

Баллов за ответ: 1/1.

Question22

Выберите один ответ.

a. основная часть
b. зачин
c. вступление
d. концовка

Баллов за ответ: 0/1.

Question23

РЕЗЮМЕ пишется…

Баллов за ответ: 0/1.

Question24

Для какого способа изложения характерно изложение материала от общего к частному:

Выберите один ответ.

a. ступенчатый
b. аналогия
c. индукция
d. дедукция

Баллов за ответ: 0/1.

Question25

Данный ниже отрывок является частью… Пособие содержит теоретический материал и систему разнообразных упражнений, выполнение которых ставит целью развитие речевых способностей учащихся. Книга адресована учащимся старших классов, учителям русского языка, студентам вузов, а также всем, кто хочет сделать свою речь более грамотной, убедительной и выразительной

Выберите один ответ.

a. аннотация
b. реферат
c. конспект
d. тезисы

Баллов за ответ: 1/1.

Question26

Укажите правильный вариант библиографического описания книги одного автора.

Выберите один ответ.

a. Ю.Н.Демин Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с. Демин Ю.Н. Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.
b. Демин Ю.Н. Физика металлов. - 2003. - 143с.
c. Демин Ю.Н. Физика металлов. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.
d. Физика металлов/Ю.Н.Демин. - М.:МГИУ, 2003. - 143с.

Баллов за ответ: 0/1.

Question27

Какую фразу можно использовать, вводя в речь аргумент к авторитету?

Выберите один ответ.

a. Как сообщалось в газете…
b. Замечательный русский судебный оратор Х1Х века П.С.Пороховщиков писал…
c. Все российские ученые и ученые Европы считают…
d. Как сказал мне один местный журналист…

Баллов за ответ: 1/1.

Question28

Укажите правильный вариант последовательности библиографического описания книги. А. Заглавие Б. ФИО автора В. Количество страниц Г. Год издания Д. Издательство Е. Место издания

Выберите один ответ.

a. Б,А,Д,Е,Г,В
b. А,Б,Е,Д,В,Г
c. Б,А,Е,Д,Г,В
d. А,Б,Е,Д,Г,В

Баллов за ответ: 0/1.

Question29


Задание 5 № 14059

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Приведём верное написание.

На данный момент смартфоны находятся в разработке, и их конструкция может ПРЕТЕРПЕТЬ изменения.

Боль оказалась НЕТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач — неверно. Корректно: Боль оказалась НЕСТЕРПИМОЙ, и к спортсмену прямо на футбольном поле подошёл врач.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ портал Всероссийской олимпиады школьников пользуется большой популярностью у старшеклассников.

Они молча постояли у Могилы Неизвестного Солдата, глядя на мечущееся на ветру пламя ВЕЧНОГО огня.

В ГАРАНТИЙНОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.

Дублирует задание 12627.

Ответ: нестерпимой Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2019 по русскому языку.


Задание 6 № 14060

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали главную суть воды больше, чем все моря и океаны.

Приведём верное написание.

В этом пейзаже не было ни одной кричащей краски, ни одной острой черты в рельефе, но его скупые озёрца, наполненные тёмной и спокойной водой, кажется, выражали суть воды больше, чем все моря и океаны.

Ответ: главную Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2019 по русскому языку., Демонстрационная версия ЕГЭ—2020 по русскому языку., Демонстрационная версия ЕГЭ—2018 по русскому языку.


Задание 5 № 14864

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чтобы как-то ПОПОЛНИТЬ недостаток природного материала для стихов, Лиза ходила гулять к пруду.

И однажды он не выдержал, сбрил успевшую ОТРАСТИ до бородки щетину.

В течение нескольких секунд следователь копался в архивах своей памяти, пытался извлечь оттуда хоть какие-то воспоминания о событиях ГОДИЧНОЙ давности.

Все говорят, что Панкрашина была очень ЭКОНОМНОЙ и зря деньги на ветер не бросала.

Приведём верное написание.

Чтобы как-то ВОСПОЛНИТЬ недостаток природного материала для стихов, Лиза ходила гулять к пруду.

И однажды он не выдержал, сбрил успевшую ОТРАСТИ до бородки щетину.

В течение нескольких секунд следователь копался в архивах своей памяти, пытался извлечь оттуда хоть какие-то воспоминания о событиях ГОДИЧНОЙ давности.

Все говорят, что Панкрашина была очень ЭКОНОМНОЙ и зря деньги на ветер не бросала.

Ответ: восполнить


Задание 6 № 14879

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в грязном теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

Время от времени глава семьи менял расстановку сил в собственном доме, одних возносил, других лишал на время полномочий, держал в ЧЁРНОМ теле, с тем чтобы потом снова одарить вниманием и заботой.

Ответ: черном|чёрном Правило: Задание 6 (ОГЭ). Лексическое значение слова. Группы слов по происхождению и употреблению.

1. Что нужно знать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние?

Си­но­ни­мы — это слова, чаще всего одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию, но тож­де­ствен­ные или близ­кие по лек­си­че­ско­му зна­че­нию , не­ред­ко от­ли­ча­ю­щи­е­ся сти­ли­сти­че­ской окрас­кой: здесь — тут, смот­реть — гля­деть мыс­лить — ду­мать, же­сто­кий — без­жа­лост­ный, окрест­ность — окру­га и т.д.

Пер­вое слово спать— яв­ля­ет­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ным, т.к. наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ное, может быть ис­поль­зо­ва­но в любом стиле речи, об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей; в сло­ва­ре стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду. Слово по­чи­вать ис­поль­зу­ет­ся в ос­нов­ном в книж­ном стиле, при­да­ет речи ар­ха­и­че­ский ха­рак­тер (так го­во­ри­ли в ста­ри­ну). Дрых­нуть — этот си­но­ним зву­чит грубо (такие слова на­зы­ва­ют про­сто­реч­ны­ми) и упо­треб­ля­ет­ся в раз­го­вор­ной речи.

2. Что нужно по­ни­мать, вы­пол­няя дан­ное за­да­ние? Что раз­го­вор­ные слова — это слова, раз­решённые в не­при­нуждённой уст­ной речи. И что их можно ис­поль­зо­вать толь­ко в опре­делённых усло­ви­ях. Чтобы не за­ме­нить одно раз­го­вор­ное слово на дру­гое, не­об­хо­ди­ма по­мощь сло­ва­рей. Нам по­мо­га­ют тол­ко­вые сло­ва­ри из­вест­ных ав­то­ров Оже­го­ва, Еф­ре­мо­вой, а также сло­варь си­но­ни­мов Алек­сан­дро­ва.

При по­ис­ке слова об­ра­ща­ем вни­ма­ние на по­мет­ки: разг., прост. и слова с та­ки­ми по­мет­ка­ми ни в коем слу­чае не вы­би­ра­ем в ка­че­стве от­ве­та.

Рас­смот­рим при­мер. Мы за­меш­ка­лись в пути, по­это­му при­шли к на­зна­чен­но­му месту за­тем­но

В сло­ва­ре Оже­го­ва: ЗАМЕ́ШКАТЬ­СЯ, -аюсь, -аешь­ся; совер. (разг.). За­дер­жать­ся, про­быть доль­ше, чем нужно где-н.; за­мед­лить. З. у при­я­те­ля. З. с от­ве­том.

1. за­стрять (разг.)

// в го­стях или за ра­бо­той: за­си­деть­ся (разг.)

Итак, ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния будет таков:

2. Под­бе­ри­те к этому слову воз­мож­ные си­но­ни­мы.

3. Опре­де­ли­те, какой из этих си­но­ни­мов

− об­ла­да­ет ми­ни­маль­ной экс­прес­си­ей ( то есть в нём прак­ти­че­ски нет эмо­ций);

− стоит пер­вым в си­но­ни­ми­че­ском ряду, от­кры­вая его.

4. Вставь­те слово в пред­ло­же­ние, при оно долж­но под­хо­дить и по грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам, и по зна­че­нию.

1) Впи­ши­те в поле ответ ОДНО вы­бран­ное слово (или сло­во­со­че­та­ние).

2) Про­верь­те, верна ли форма рода, числа, вре­ме­ни, вида. Пом­ни­те, что мы за­ме­ня­ем одно слово дру­гим, по­это­му нель­зя вме­сто вида не­со­вер­шен­но­го со­вер­шен­ный, вме­сто на­сто­я­ще­го про­шед­шее время и т.п. Ставь­те слово в ТОЙ ЖЕ форме, что и в пред­ло­же­нии.

3) Ча­сти­цы НЕ, БЫ пи­сать в ответ не нужно.

Осталь­ные — воз­мож­ные, до­пу­сти­мые или не­воз­мож­ные — на­пи­са­ны в по­яс­не­нию к за­да­нию. На­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем не пред­ла­гать новые слова, а при­дер­жи­вать­ся пра­ви­ла: самое вер­ное слово ПЕР­ВОЕ в ряду си­но­ни­мов . И тогда балл за это за­да­ние вы не­пре­мен­но по­лу­чи­те.


Главная > Выпуск № 14 > Ошибка грамматическая или речевая?

Лариса Фоминых

Ошибка грамматическая или речевая?

Необходимость различать грамматические и речевые ошибки в творческих работах учащихся диктуется существующими нормами. Первый тип ошибок входит составной частью в оценку за грамотность, второй (как одна из составляющих) – за содержание. Во время проверки сочинений ЕГЭ (часть С) они также должны быть разграничены. Однако на практике нередко возникают затруднения в их дифференциации. Цель данной заметки – помочь учителю в определении характера названных недочетов.

Грамматическая ошибка – это нарушение структуры языковой единицы: неправильное словообразование (такого слова нет в языке); неверное образование форм слов; ошибки в построении словосочетаний и предложений. Нарушения такого рода составляют около 31% .

Грамматическая ошибка, в зависимости от ее характера, может быть допущена в слове, в словосочетании или в предложении. Для ее обнаружения не требуется контекст. В отличие от орфографической или пунктуационной, грамматическую ошибку можно обнаружить и на слух, а не только в письменном тексте, тогда как ошибку в правописании – только на письме.

Рассмотрим основные типы грамматических ошибок.

I. Ошибочное словообразование: пироженое; пондравилось; жевачка; проявил равнодушество.

II. Ошибки в образовании форм разных частей речи:

1) имен существительных (род; формы именительного и родительного падежей множественного числа; склонение несклоняемых существительных): где второй тапок? мое день рожденье; наши инженера; настоящих дружб мало; катались на понях;

2) имен прилагательных (двойная сравнительная или превосходная степень): менее удачнее; самый красивейший фонтан; более привлекательнее;

3) имен числительных (неправильное образование падежных форм количественных числительных; ошибки в употреблении порядковых и собирательных числительных): свыше восемьсот метров; семеро лыжниц; на странице тридцать восемь;

4) местоимений: до скольки часов занятия? с ихними соседями; евонная книга;

5) глаголов: ложат стены; хочем есть; стеру с доски; чишет пять раз подряд; захлапывать дверь; ехайте прямо; завтра буду прибираться (стираться); сюда же относится нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм в предложении: Когда наступил декабрь, погода резко изменяется.

6) причастий (у них нет формы будущего времени; они не употребляются с частицей бы; нельзя смешивать возвратные и невозвратные формы): каждый, напишущий реферат, получит зачет; тут нет ни одной книги, привлекшей бы наше внимание; изучил всю имеющую информацию; войска, сражающие с неприятелем;

7) деепричастий: шел, озирая по сторонам; приложа мазь к ране; купивши сервиз;

Ш. Синтаксические ошибки – нарушения в построении словосочетаний и предложений:

1) ошибки в управлении: описывает о сражении; жажда к власти; не дождусь до отъезда;

2) в согласовании: молодежь стремятся учиться; народ полагают, что жизнь лучше не станет; с группой туристов, увлекающимися сплавом по горным рекам;

3) двойное подлежащее: Это состояние, оно необходимо для разработки роли;

4) в построении предложений с однородными членами:

а) как однородные употреблены член предложения и придаточная часть: Хочу показать значение спорта и почему я его люблю;

б) при двух глаголах-сказуемых есть общее дополнение, которое не может быть употреблено в такой форме с одним из них: Мы помним и восхищаемся подвигами героев;

в) неточное использование двойного союза: Как старики, а также и дети были эвакуированы первыми (надо: как…, так и…). Я не только готовился самостоятельно, а также посещал факультатив (не только…, но и…);

5) в употреблении причастных оборотов: Между записанными темами на доске разница невелика;

6) деепричастных оборотов: Покатавшись на катке, у меня болят ноги. А затем, готовясь к экзаменам, его словно подменили.

7) в построении сложных предложений (искажение союзов; употребление двух подчинительных союзов одновременно; «нанизывание» однотипных придаточных): Прозвенел звонок, то нужно собираться домой. Все стали хвалить выступающих, что как будто те были настоящими артистами. Он сказал то, что не знал про этот случай. Я слышала, что ты просила передать мне, что скоро приедешь.

8) нарушение границ предложений: 1.Когда пробегал ветер. И по небу быстро пробегали облака. 2. Я налил ежу молока в блюдце. И положил ежа в коробку.

Однако следует помнить о явлении парцелляции, когда автор намеренно расчленяет предложение для придания ему большей выразительности или выделения мысли: Сама мысль о предательстве мне неприятна. Потому что это претит моим убеждениям.

9) смешение прямой и косвенной речи: А.С. Пушкин пишет, что чувства добрые я лирой пробуждал.

Основные виды речевых ошибок

Речевые ошибки – это ошибки, связанные с нарушением требований правильной речи. Причиной их является бедность словаря учащихся, невыразительность речи, неразличение паронимов, несоблюдение лексической сочетаемости слов, речевые штампы и др. С точки зрения грамматики нарушений нет, все формы слов, синтаксические конструкции соответствуют языковой норме, однако в целом текст работы свидетельствует о бедности речи ученика.

1) Употребление слов в несвойственном им значении: Пафосом его творчества является смех – грозное оружие писателя. Монолог ветра и дерева…

2) тавтология (повторение однокоренных слов в одном предложении): Противник приближался все ближе. По названию улицы был назван молодой район города. Писатель ярко описывает события Великой Отечественной войны.

Следует заметить, что употребление однокоренных слов в одном предложении может быть вполне допустимым. В русском народном языке существует ряд выражений типа: всякая всячина, шутки шутить, делать свое дело, ревмя реветь, воем выть, стоном стонать. Не то стоя простоять, не то сидя просидеть, не то лежа пролежать. (пословица)

Многие из них уже стали фразеологизмами или приближаются к ним. В художественных произведениях автор может сознательно прибегнуть к тавтологии:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. (А.С. Пушкин)

Дым из трубок в трубу уходит. (А.С. Пушкин)

Я желаю тебе и себе больше гордости, меньше гордыни. (К. Ваншенкин)

3) плеоназм (скрытая тавтология): основной лейтмотив его творчества; приглашаем встретить новогодние праздники вдали от стуж, вьюг и холодов; специфическая особенность творчества; коллеги по работе;

4) смешение паронимов: представители высшего света вели праздничную жизнь; после ссоры между соседями установились вражеские отношения; это блюдо очень сытое;

5) нарушение лексической сочетаемости: кругом злорадствует голод, разруха; ухудшился уровень жизни населения;

6) пропуск нужного слова (или речевая недостаточность): здесь мы нарушаем конкретно; забил уже на третьей минуте;

7) речевые штампы: теперь поговорим по отоплению; в летний период мы любим отдыхать на море; экзамен может проводиться по завершении освоения предмета;

8) диалектные, просторечные, жаргонные слова: он привык жить на халяву; выглядела она классно; в образе Хлестакова Гоголь показал жуткого нахала, который безбожно врет и хватает взятки;

9) смешение лексики разных исторических эпох: Марья Кирилловна и князь поехали венчаться в загс. Лиза служила домработницей у Фамусова;

10) неоправданный повтор одинаковых слов в рядом стоящих предложениях (обычно это глаголы движения, бытия, говорения): Мальчик был одет в прожженный ватник. Ватник был грубо заштопан. И были на нем поношенные штаны. А солдатские сапоги были почти новые.

Такой недочет следует отличать от повтора как стилистического приема, что активно используют поэты и писатели:

Не бывает напрасным прекрасное.
Не растут даже в черном году
Клен напрасный, и верба напрасная,
И напрасный цветок на пруду. (Ю. Мориц)

Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река.
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака. (Ф. Тютчев)

11) неудачное употребление личных и указательных местоимений как средства связи предложений (в результате чего создается двусмысленность): Не давай служебную машину жене. Она может попасть в аварию. - Мы посмотрели фильм в новом кинотеатре. От него у нас осталось хорошее впечатление.

12) неудачный порядок слов: Добролюбов купцов из пьес Островского назвал представителями «темного царства». Прелюдию и ноктюрн для левой руки Скрябина исполнила Маргарита Федорова.

Чтобы удобнее было пользоваться классификацией указанных ошибок, представим их в сокращенном виде на таблице:

Грамматические ошибки Речевые ошибки
1) ошибочное словообразование: удовольство жить; бодровство; посигновение на жизнь; 1) употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике.
2) ошибки в образовании форм слов: нет местов; более строже; пятиста рублей; подождя; ихний; 2) нарушение лексической сочетаемости: дешевые цены; он постоянно пополняет свой кругозор;
3) нарушение видовременной соотнесенности глаголов: сидела за столом и не разговаривает со мной; 3) тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять процентов.
4) ошибки в согласовании и управлении: из прочитанного мной части романа; 4) плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы;
5) нарушение согласования подлежащего и сказуемого: Человечество борются за мир. Молодежь в автобусе толкаются и шумят. 5) неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге.
6) ошибки в употреблении причастных и деепричастных оборотов: Катаясь на санках, у меня заболела голова. Читая книги, жизнь становилась разнообразнее. 6) Неудачное употребление личных и указательных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она выглядит кокетливо.
7) ошибки в построении сложных предложений: Перед тем чтобы ехать, мы отправились на реку. 7) употребление слова иной стилевой окраски: Чтобы травить Ленского, Онегин ухаживает за Ольгой.
8) смешение прямой и косвенной речи: Губернатор сказал нефтяникам, что мы ценим ваш вклад в экономику области. 8) смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе.

Тренировочные задания

1. Найдите в предложениях грамматические ошибки и определите их тип.

1. Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли.

2. Авария произошла на пятисот одиннадцатом километре от Москвы.

3. Руководство организации надеется, что таким образом они могут остановить рост очереди в детские сады.

4. А у нас во дворе сделали новую качель!

5. Писав отзыв, Искандер употребил риторический вопрос.

6. Эти планы нуждаются и заслуживают всяческой поддержки.

7. Но отец отвечал, что ты еще мал для такой работы. Пылкие речи Чацкого обращены к дворянству, которые не хотят и даже боятся изменений.

8. Теперь способы очистки воды становятся более совершеннее.

9. Ярко светит весеннее солнце, и пели птицы.

10. Поднявшись на свой этаж, у нашей квартиры была открыта дверь.

11. Издали были видны плывущие бревна по воде.

12. Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

2. Найдите речевые ошибки, определите их тип.

1. Мы заранее предвидели все трудности похода.

2. Хлестаков сел в бричку и крикнул: «Гони, голубчик, в аэропорт!»

3. Л.Н. Толстой все глубже и глубже проникает в глубь своей проблемы.

4. Маша очень любила свою сестру. Она была добрая, заботливая.

5. Брат очень бережный человек.

6. У расточительного хозяина всякой вещи найдется применение.

7. Хватит тебе теребить старые раны.

8. Уровень благосостояния народа увеличивается.

9. Художник изобразил букет сирени. Он хорошо изобразил буйство красок у сирени. Сирень изображена на зеленом фоне.

10. Троекуров был хотя и не глуп, но немного с приветом.

11. Премьер-министра охраняют порядка двухсот стражей порядка.

12. Успех пришел не сразу. Этому сопутствовали долгие годы.

Проверочные задания

3. Укажите номера предложений с грамматическими ошибками.

1. Онегин скучает в светских гостиницах.

2. Когда Онегин ушел, Татьяна пишет ему послание. Которое пышет жаром любви.

3. Пугачев сказал, что я проучу Швабрина.

4. Зеркальный карп разводится в прудах. Если пруд плохой, то его подкармливают.

5. Наш праздник начнется с чтения пасторали «Пастух и пастушка», написанного Астафьевым.

6. Родители Ильи Муромца были простыми колхозниками.

7. Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.

8. Когда у него спросили, что какой твой любимый герой, он ответил, что еще не знает.

9. Если весной пойти в лес, то можно даже услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц.

10. Печорин не раз проявлял бесстрашность.

11. Катерина рассказывает о своей жизни в доме матери Варваре.

12. Профилактика предупреждения преступлений – наша главная задача.

4. Укажите номера предложений с речевыми ошибками.

1. В двухтысячном десятом году лето было засушливым.

2. Пушкин рос и воспитывался няней Ариной Родионовной.

3. Надо устранить все причины, тормозящие подъему производства.

4. Из путешествия мы привезли много памятных сувениров.

5. Прошли те времена, когда капиталисты безнаказанно грабили другие народы, разыгрывали кровавые бойни.

6. Тяжелое впечатление на него оказала карикатура и разговор с Коваленко.

7. За использование этими сервисами не взимается никакой дополнительной платы.

8. Лосиха с лосенком побежали. За ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.

9. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а только велел снять с него шкуру.

10. Однако вратарь ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию отказался.

11. Рассевшись по машинам, заработали моторы.

12. Никто из коллег не поддерживает его взглядов.

5. Укажите номера предложений, в которых допущены два разных недочета.

1.Но, встретившись с Наташей, мысли Болконского снова вернулись к жизни.

2.На совещании обсудили, что нужно сделать в ближайшую перспективу.

3. Эта работа ведется не для галочки, а для того, чтобы обеспечить нормальную работу городского транспорта.

4.Старую больную лошадь вела санитарка; она спотыкалась на каждом шагу.

5.Пугачев мне понравился как крутой и хороший возглавитель бунта.

6.В текущем году наша лаборатория успешно работает над выведением новых сортов элитарной пшеницы.

7.Выражаю свою глубокую благодарность библиотекарше, помогшей мне подобрать литературу к реферату.

8.Автор «Слова» упрекает князей в том, что «вы своими крамолами начали наводить поганых на землю русскую».

9.А.П. Чехов, он родился в 1860 году в Таганроге.

10.О фамилии Н. Зимятова с восхищением произносят его друзья, который завоевал три золотые медали.

11.Солнце показалось из-за леса и освещает верхушки деревьев.

12.В этом квартале основное внимание было обращено физической подготовке.

Комментарий к заданию 1.

1. Глагола ложили нет; этот глагол употребляется только с приставками, или надо употребить слово клали.

2. В порядковых числительных склоняется только последнее слово: на пятьсот одиннадцатом.

3. Слово руководство надо заменять местоимением оно, а не они.

4. Слово качели имеет форму только множественного числа.

5. Ошибка в употреблении деепричастия: нет формы писав.

6. У глаголов общее дополнение, но они по-разному управляют существительным; получилось словосочетание нуждаются поддержки.

7. Смешение прямой и косвенной речи.

8. Употреблена двойная сравнительная степень прилагательного; надо сказать: более совершенными или совершеннее.

9. Нарушение видовременной связи: светит и пели; надо: светит и поют.

10. Ошибка в употреблении деепричастного оборота. Надо: Когда мы поднялись на свой этаж…

11. Разорван причастный оборот. Надо: плывущие по воде бревна.

12. Придаточное определительное предложение должно стоять сразу после определяемого слова: Сыновья Тараса, которые учились…

Комментарий к заданию 2.

1. Плеоназм: заранее предвидели; слово заранее – лишнее, так как предвидеть – это предполагать заранее.

2. Во времена Гоголя аэропортов не было.

3. Тавтология: глубже, глубь.

4. Местоимение она может относиться и к Маше, и к сестре; возникает двусмысленность.

5. Вместо бережный надо было употребить слово бережливый.

6. Слово расточительный употреблено неверно; надо – рачительный.

7. Неправильное употребление фразеологизма. Раны можно бередить, а не теребить.

8. Нарушение сочетаемости слов: благосостояние может повышаться, а не увеличиваться.

9. Неоправданный повтор слов изобразил и сирень.

10. Употребление разговорно-просторечного слова с приветом неуместно в данном стиле.

11. Тавтология и канцеляризм (порядка двухсот).

12. Нарушение лексической сочетаемости слов: не сопутствовали, а предшествовали.

Ответы к заданиям:

№3: 2, 3, 5, 8, 9, 10;

№4: 4, 5, 6, 8, 9, 12. 11;

№5: 1, 5, 7, 10.

Литература

1.Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена по русскому языку / И.П.Цыбулько, В.Н.Александров, Ю.Н.Гостева и др. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово – РС», 2009.

2.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах: Учебное пособие. Перм. ун-т. – Пермь, 2000.

Читайте также: