Доработка редукционного клапана масляного насоса ваз 2112

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 20.09.2024

У меня шаха. Там стоит лампа давления и указатель давления масла. Та стрелка давления масла показывает не по оборотам например даёшь 5000, показывает 3500. И это длится 15000 км после капремонта. Вот возник вопрос о доработки масляного насоса слышал, что шайбы подкладывать в насосе надо для повышения давления. Куда шайбы подкладывать?

единственная доработка маслонасоса, которую я знаю это шлифовка шестерён, корпуса и крышек для минимизации зазора и повышения производительности оного.

4 атм. ограничивается давление масла если уж и "тюнить" систему смазки классического двигателя то координально - не шайбы напихивать, а производительность увеличивать, что поднимет давление на малых оборотах.

А зачем повышать давление? Давление на холостом ходу должно быть не меньше 0.7 кгс/см2, а на больших оборотах не должно превышать 6 кгс/см2 (перепускной клапан в насосе открывается именно при этом давлении). Так что с давлением масла всё в порядке.

Двигатель 1.5 или 1.6? Кроме того, как оно показывал до капиталки?
Вобще-то 3.5 вполне нормальные цифры для 1.5.
А высокое масляное давление в ряде случаев говорит о плохой проходимости масляной системы, что бывает хуже, чем недостаток давления.

Если насос изношен и не даёт нужного давления, его просто меняют. Не представляю, куда и какие шайбы нужно засунуть в шестерёнчатый насос чтобы увеличилось давление.

там снизу клапан с нормировочной пружинкой, вот под неё "умельцы и предлагают подсунуть шайбу.
КМК правильно - надо просто проверить щупом зазор между шестеренками и если он более номинала - "резать не дожидаясь перетонита!"с "Покровские ворота"

Редукционный клапан только ограничивает максимальное давление, а на промежуточные результаты не влияет никак.

где-то попалась такая статейка

Исходя из самого его принципа действия непонятно, как такое можно сделать. По идее для повышения давления надо наоборот принимать меры к уменьшению зазоров, особенно, между торцами шестерён и корпусом.

припоминаю в статейке было написано подкладывание шайб между шестерёнками и корпусом т.е. этим делаем меньшим зазор

Если в этот зазор можно шайбу засунуть, то помойка по этому насосу плачет горько и призывно. Вообще, не пойму, в чём смысл подобных экспериментов? Исправный насос даёт достаточное давление и не нуждается в какой-то доработке. Если что-то с ним не так, то проще поменять - вещь не столь дорогая, лишний раз снимать поддон из-за него дороже выйдет.

просто лежит у меня насос новый покупал когда в в лужу весной влетел. Погнул картер и лампа сразу загорелась ну думал насос вот и купил. Поставил а он на холостых т.е лампа давления масла горела. Поставил старый всё нормально. Вот думаю с этим насосом похимичить.

Ну и катайся на старом. При смятии поддона ничего ему не будет - в худшем случае душ можно своротить.

или может масло поменять какое нибудь 10w30 или 15w40, или буду ездить пока лампочка не загорится на холостом ходу.

Квадратнофарые про давление вообще не в курсе, пока лампочка не загорится :)

ну да у знакомого двигатель недавно перебрали на четвёрке, а у него при включении зажигания то горит, то не горит лампочка.

Ничего не понял. Тахометр показывает обороты манометр - давление масла. Прямой зависимости между показаниями этих приборов нет.

На холостом ходу лампа не мигает?
Манометр на холостом ходу показывает около 1атм?
Если на оба вопроса ответ "да", то не мешайте машине ездить.

в том и дело на холостом показывает ниже нуля, а лампочка не мигает и не горит

Все дело в том, что клапан под пружину которого вы собрались шайбу подкладывать ограничивает максимальное давление (память не изменяет 4атм). И сие действо давление на холостом ходу не поднимет никак. На давление-же на холостом ходу кроме насоса влияет состояние :
а)вкладышей и шеек коленвала
б)распредвала и его постели
в)поросенка и его вкладышей.

Еще сильно влияет манометр. которым измеряют Надо убедиться, что он правильно показывает - Половина манометров врет +- полатмосферы.

И датчики тоже. :)

а может показывать не ровно из-за того что колено расточено и из-за ремонтных вкладышей( у 10 нулевых вкладышей по два отверстия , а у ремонтных 0,25 только 6 вкладышей с отверстиями остальные 4 без).

Нет. При сборке коленвал легко крутился?

как по маслу. Просто у соседа по улице тоже шаха, нивовский движок ещё капа не было, так у него всё ровно показывает например держишь 4000 об. он и показывает на 4 кг\см

Ну вот шейки микрометром после шлифовки померить и не мешало-бы. Еще можно народным способом проверить: полоску от тетрадного листика подкладываем под вкладыш, притягиваем постельку: если не сможем провернуть - то все ОК, если провернем - то отшлифовано хреново, занизили.

Во многом знании - многие печали :) Не случайно эти указометры ставить перестали. Если лампа не горит, то и нечего беспокоиться.

+1. Что в Ланосе, что в Кайроне маслопоказометра нет. И как-то обхожусь. :) :)

в страшных муках приходится ездить владельцам авто иностранного производства: они не знают давление масла в двигателе!

на сто мастер сказал что каким то специальным ключом можно отрегулировать маслонасос на 2112 но я что то об этом нигде и никогда не слышал,может кто то может по этому поводу что то сказать? коплю на японскую машину

radiont625 , На некоторых СТО есть специальный разводной ключ .

Скрытый текст:

Для разводки клиентов!

В масляном насосе ничего не регулируется.

Мы никогда не получим то.чего мы хотим,пока не будем благодарны за то.что имеем!

Осим хаим!

MaximV Автолюбитель со стажем
MaximV , В предоставленной тобой ссылке описан РЕМОНТ,а не РЕГУЛИРОВКИ.
Но даже и при ремонте не используются СПЕЦИАЛЬНЫЕ ключи.
Кстати,ни один здравомыслящий человек не станет ремонтировать маслонасос, а просто его заменит.

Мы никогда не получим то.чего мы хотим,пока не будем благодарны за то.что имеем!

Осим хаим!

radiont625 Автолюбитель со стажем

а можно редукционным клапаном отрегулировать его?

Добавлено спустя 4 минуты 7 секунд:

дело в том что маслонасос стоит новый,так же поменял маслоприёмник,датчик исправен не могу понять в чём причина.на холодную не горит как нагреется начинает моргать,масло посредине метки

коплю на японскую машину radiont625 , Недобросовестные сервисмены растягивают пружину редукционного клапана,тем самым повышая давление его срабатывания.
Но это такое-же замазывание глаз,как фольга под изношенными вкладышами коленвала.
Если у твоего двигателя низкое(фактически)давление-нужно искать причину этого.

Мы никогда не получим то.чего мы хотим,пока не будем благодарны за то.что имеем!

Осим хаим!

radiont625 Автолюбитель со стажем
а какие могут быть возможные причины? коплю на японскую машину

Их так-то много,начиная с общего износа двигателя.
Н:о в твоём случае наиболее вероятно:масло пониженной вязкости(заменил наверняка при смене насоса),или подсос воздуха в стыке маслоприемника и насоса(порвал при установке кольцо,неправильно оно встало,либо поставил старое).

Это приусловии,что до замены насоса всё было нормально и никаких более работ не производилось.

Мы никогда не получим то.чего мы хотим,пока не будем благодарны за то.что имеем!

Прежде чем ставить окончательный диагноз, неплохо бы измерить давление в масляной системе обычным манометром.

Максимальное давление ограничивает редукционный клапан масляного насоса.

Форум не экспертная комиссия. Все мнения и советы имеют рекомендательный характер. Ответственность за принятые решения по ремонту, лежит полностью на пользователе. C нами с 12.06.10 Cообщений: 7004 Пользы: +1795

to охотник 58:

Ну рискну предположить, что фильтр не затянут должным образом. Масло-то какое залито? А температура за бортом какая ?

ходит пешком C нами с 03.01.14 Cообщений: 10

to vlad_m: температура минус 2 фильтер уже второй . затянут хорошо

ходит пешком C нами с 03.01.14 Cообщений: 10

to vlad_m: я так и думаю что это клапан. но хотел убедиться. проверить очень тяжело он или нет

ходит пешком C нами с 03.01.14 Cообщений: 10

to *АвтодeД: проверил 7 атм.

Московская обл C нами с 20.05.11 Cообщений: 15820 Пользы: +3477

to охотник 58:

Сразу после холодного пуска и если залито масло повышенной вязкости может быть и семь. Не криминал.

Скорее всего фильтры используете "левые" с низкой наружной отбортовкой посадочного места прокладки.

При нормальном фильтре, и неиспр. ред. клап., скорее корпус с завальцовки сорвёт, чем прокладку выдавит.

Форум не экспертная комиссия. Все мнения и советы имеют рекомендательный характер. Ответственность за принятые решения по ремонту, лежит полностью на пользователе. ходит пешком C нами с 03.01.14 Cообщений: 10

а как же я на этом фильтре до этого 6 000 км проехал . и не чего не выдавливало .

а канал масляный какой нибудь мог забиться ?? или с распред валами что либо случиться ??

Московская обл C нами с 20.05.11 Cообщений: 15820 Пользы: +3477

to охотник 58: Так лето было. А если есть сомнение, что может клинить редукционный клапан, отремонтируйте на этот предмет масляный насос. Это же не так сложно и рекомендаций на эту тему навалом.

а канал масляный какой нибудь мог забиться ?? или с распред валами что либо случиться ??

Даже если всё напрочь забьётся, нормально работающий редукционный клапан не даст давлению превысить допустимые пределы.

Форум не экспертная комиссия. Все мнения и советы имеют рекомендательный характер. Ответственность за принятые решения по ремонту, лежит полностью на пользователе. C нами с 12.06.10 Cообщений: 7004 Пользы: +1795

to охотник 58:

Если с маслом все в норме, то проблема в самом масляном насосе, точнее в его редукционном клапане.
Клапан можно снять и без снятия насоса. Для этого надо снять крышку ремня ГРМ и отвернуть пробку редукционного клапана


И выньте сам клапан из корпуса


Проверьте клапан и, по возможности корпус на отсутствие задиров и глубоких царапин.

Проверьте состояние пружины. Она должна быть ровной, без перегибов. Высота пружины в свободном состоянии должна составлять 44,72 мм, а под нагрузкой (4±0,24) кгс – 31,7 мм. В противном случае пружину замените.


ходит пешком C нами с 03.01.14 Cообщений: 10

на 2112 в редукционном клапане находится шарик а не шток как на фото. разобрал клапан. не могу вынуть шарик.

C нами с 12.06.10 Cообщений: 7004 Пользы: +1795

to охотник 58: Ну вот и возможная причина выдавливания кольца уплотнения. Возможно шарик заклинило. Если насос снят с машины - можно попробовать дунуть в отверстие с шариком (с обратной стороны) компрессором. Только держите шарик, чтобы не улетел.

Если насос на автомобиле - отключайте свечи зажигания и крутаните двигатель стартером. Шарик должно выдавить маслом. Некоторое количество масла потеряете. По этому крутите короткими периодами. по 1-2 сек. Чтобы много масла не улетело в открывшуюся брешь.

Масляный насос играет важнейшую роль в системе смазки двигателя любого автомобиля. Даже непродолжительная эксплуатация авто с неисправным насосом приведёт к выходу силового агрегата из строя. Поэтому любой автовладелец должен знать основные признаки выхода из строя масляного насоса и своевременно принимать соответствующие меры.

Функции, устройство и расположение масляного насоса ВАЗ 2110–12

Система смазки двигателя предназначена для своевременной подачи моторного масла к подвижным и наиболее нагревающимся элементам силового агрегата. Масло подаётся из поддона и циркулирует по специальным каналам внутри блока и головки блока цилиндров. Масляный насос обеспечивает принудительную циркуляцию смазочного материала.

Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12

На ВАЗ 2110–12 маслонасос расположен в правом нижнем углу блока цилиндров под шестернёй коленвала, приводящей в действие газораспределительный механизм.

Расположение масляного насоса на ВАЗ 2110–12

Масляный насос расположен в правом нижнем углу двигателя под шестерней коленвала

Это относится как к восьми, так и к шестнадцатиклапанным двигателям. Корпус насоса одновременно является боковой крышкой силового агрегата.

Устройство масляного насоса

Конструкция маслонасоса очень проста и включает следующие элементы:

  • корпус с крышкой;
  • ведущая и ведомая шестерни;
  • редукционный клапан с пружиной;
  • маслоприёмник.

Конструкция масляного насоса ВАЗ 2110–12

Масляный насос имеет простую конструкцию, в основе которой лежат две шестерни

Принцип действия масляного насоса

Насос приводится в действие коленчатым валом через ведущую шестерню. Последняя вращает ведомую шестерню, создавая на входе устройства пониженное, а на выходе — повышенное давление. Таким образом масло из картера через трубку маслоприёмника поступает в насос, а из него — в масляную магистраль двигателя. Когда величина давления внутри насоса начинает превышать допустимое значение, подпружиненный редукционный клапан сливает излишки масла назад в поддон.

Диагностика неисправностей

Прямое подключение насоса к коленвалу позволяет избежать поломок, связанных с его приводом. Это, однако, не исключает возможности появления других неисправностей.

Неисправности насоса и их признаки

К основным неисправностям маслонасоса ВАЗ 2110–12 относятся:

  • засорение сетки маслоприёмника;
  • повреждение корпуса устройства;
  • износ посадочных мест шестерней в корпусе и в крышке;
  • износ ведущей или ведомой шестерней;
  • повреждение редукционного клапана;
  • деформация или повреждение пружины клапана.

Сигнальная лампа аварийного давления масла на ВАЗ 2110–12

Постоянно горящая сигнальная лампа в виде масленки свидетельствует о падении давления в системе смазки до критического уровня

Признаками выхода из строя маслонасоса могут являться:

  • горящая на приборной панели сигнальная лампа критического давления масла;
  • перегрев двигателя;
  • высокочастотный стук (цокот) в месте расположения насоса.

Конструкцией двигателя ВАЗ 2110–12 не предусмотрена установка датчика давления масла. Как и большинство современных автомобилей, представители десятого семейства оборудованы лишь датчиком аварийного (критически низкого) давления. При падении давления в системе на щитке приборов загорается сигнальная лампа в виде маслёнки красного цвета. Однако эта лампа может загораться и при других неисправностях (выход из строя датчика, обрыв его электрической цепи, утечка масла и т. п.).

Перегрев двигателя также нельзя отнести только к симптомам неисправности масляного насоса. Обычно он возникает из-за проблем в системе охлаждения.

Что касается стука, исходящего со стороны масляного насоса, то здесь тоже не всё однозначно. Иногда при износе шестерней или элементов корпуса устройство может издавать высокочастотный стук. Как правило, он связан с образованием люфта между шестернями и корпусом (крышкой) и наиболее чётко слышен на холостом ходу. Однако подобные звуки могут издавать и изношенные подшипники (натяжного или направляющего роликов, помпы, коленвала).

Как определить, что неисправен именно масляный насос

Процесс замены маслонасоса на ВАЗ 2110–12 довольно прост и не предполагает использования каких-либо специальных инструментов. Однако для этого необходимо купить новый насос и потратить определённое время. Поэтому перед заменой устройства следует убедиться, что неисправно именно оно. Сделать это можно по следующему алгоритму.

Замер уровня масла

Сначала нужно измерить уровень масла в двигателе и проверить его консистенцию. Делается это специальным щупом. Желательно вспомнить, когда менялись масло и фильтр. Если с момента последней замены машина прошла более 10 тыс. км, их лучше сразу заменить. Затем следует нанести каплю масла на большой палец руки и растереть его указательным. Если масло окажется слишком тёмным, жидким и быстро впитается, его нужно заменить.

Проверка уровня масла

Одной из причин падения давления масла в системе может быть его низкий уровень

Проверка электрической цепи датчика

Если перечисленные симптомы не исчезли, следует выполнить следующие действия:

Проверка электрической цепи датчика аварийного давления масла

Диагностика датчика

Для диагностики датчика необходимо выкрутить его ключом на 21 и осмотреть его рабочую часть, которая заходит в ГБЦ. На ней должны оставаться следы моторного масла, свидетельствующие о нормальной циркуляции смазки в системе. Если рабочая часть сухая, масляный насос, скорее всего, неисправен.

Сам датчик обычно проверяется заменой на заведомо исправный. После этого проверяется, горит ли сигнальная лампа и как ведёт себя двигатель.

Проверка давления масла

Если после проверки и замены датчика симптомы не исчезли, необходимо измерить давление масла с помощью специального манометра. Такой манометр имеет металлический наконечник с резьбой, который вкручивается в посадочное гнездо датчика. Затем запускается и прогревается двигатель. Если манометр показывает на холостых оборотах давление больше 0,6 бар (60 кПа), маслонасос исправен. Если же давление ниже, насос следует заменить.

Измерение давления масла

Давление масла на холостых оборотах должно быть не менее 0,6 бар (60 кПа)

Проверка масляного насоса на стенде

В условиях автосервиса масляный насос проверяется на специальном стенде. Это предполагает:

  • определение производительности насоса;
  • измерение давления масла на выходе насоса;
  • измерение давления, при котором открывается редукционный клапан.

При этом применяется специальное масло, температура которого должна составлять ровно 20 0 С. Производительность насоса ВАЗ 2110–12 при частоте вращения коленвала 6000 об/мин должна быть не менее 35 л/мин, а редукционный клапан должен открываться при увеличении давления внутри насоса до 0,55–0,75 МПа.

Основные причины выхода из строя масляного насоса

Регламентированный производителем ресурс масляного насоса ВАЗ 2110–12 составляет 150–200 тыс. км пробега. Это, однако, не означает, что насос не прослужит дольше или не выйдет из строя гораздо раньше. Основными причинами, по которым он может перестать нормально функционировать, являются:

  • израсходованный ресурс;
  • несвоевременная замена масляного фильтра, вследствие чего в систему попадают частицы металла (продукты трения), действующие на детали насоса как абразив, и засоряется фильтрующая сетка маслоприемника;
  • использование масла, характеристики которого не отвечают требованиям автопроизводителя.

Замена и ремонт масляного насоса

Замена масляного насоса автомобилей ВАЗ 2110–12 производится на смотровой яме или эстакаде. В крайнем случае можно использовать домкрат. Для работы потребуются следующие инструменты:

  • баллонный ключ;
  • ключи на 10, 13, 17;
  • торцевые шестигранные ключи на 5 и на 8;
  • большая шлицевая отвёртка;
  • специальный ключ для натяжных роликов (для регулировки натяжения ремня ГРМ);
  • чистая сухая ёмкость для слива масла.

Снятие масляного насоса

Порядок демонтажа маслонасоса на ВАЗ 2110–2112 следующий:

    Снимите кожух привода ГРМ, предварительно открутив на нём болты крепления ключом на 10 (на восьмиклапанном двигателе — 3 болта, на шестнадцатиклапанном — 6).

Кожух ГРМ ВАЗ 2110–12 (16 клапанов)

Чтобы снять кожух ГРМ, нужно открутить 6 болтов

Снятие ремня генератора

Чтобы ослабить ремень генератора, нужно открутить болт ключом на 13

Демонтаж шкива привода генератора

Чтобы снять шкив, нужно открутить болт ключом на 17

Метки ГРМ на шестернях распредвалов ВАЗ 2110–12

Метки на шестернях распредвалов должны совпадать с метками на задней крышке привода ГРМ

Метки на зубчатом шкиве коленвала и крышке масляного насоса

Перед снятием ремня ГРМ убедитесь, что метки на шкиве и на крышке насоса совпадают

Ослабление ремня ГРМ

Чтобы ослабить ремень ГРМ, необходимо открутить болты крепления натяжного и направляющего роликов

Демонтаж зубчатого шкива

Снимая зубчатый шкив коленвала, не потеряйте шпонку

Слив масла с двигателя ВАЗ 2110–12

Чтобы масло стекло быстрее, открутите заливную горловину

Снятие поддона картера

Чтобы снять поддон, нужно открутить 16 болтов его крепления ключом на 10

Прокладка поддона картера ВАЗ 2110–12

Если прокладка деформирована или повреждена, её необходимо заменить

Маслоприёмник ВАЗ 2110–12

Маслоприёмник крепится тремя болтами к крышке коренного подшипника и масляному насосу

Демонтаж масляного насоса

Чтобы снять маслонасос, необходимо открутить 6 болтов ключом на 10

При установке масляного насоса сборка производится в обратной последовательности.

Ремонт масляного насоса

Практика показывает, что в большинстве случаев насос лучше и проще заменить в сборе. Если же неисправность устройства не носит критического характера, его можно попытаться отремонтировать. Перед этим насос следует разобрать и определить причину, по которой он вышел из строя.

Разборка насоса

Порядок разборки насоса следующий:

    Тонкими круглогубцами выньте сальник коленвала из посадочного места. Если на нём имеются следы повреждений, его нужно будет заменить.

Сальник коленвала ВАЗ 2110

Сальник коленвала извлекается при помощи тонких круглогубцев

Разборка масляного насоса ВАЗ 2110–12

Для разборки насоса потребуется шестигранный ключ на 5

Ведущая и ведомая шестерни масляного насоса

Ведущая шестерня расположена в крышке, а ведомая в корпусе

Пробка редукционного клапана

Пробка клапана откручивается шестигранным ключом на 8

Пружина редукционного клапана

Редукционный клапан поджимается пружиной

Оценка состояния элементов масляного насоса

Для того чтобы понять, подлежит ли насос ремонту, необходимо осмотреть все его элементы и оценить степень их износа в следующем порядке:

  1. Осмотрите внутренние поверхности корпуса и крышки насоса. На них не должно быть задиров, шероховатостей, вмятин.
  2. Штангенциркулем измерьте диаметр посадочного места ведомой шестерни в корпусе насоса. Он не должен превышать 75,1 мм.

Посадочное место ведомой шестерни в корпусе насоса

Если диаметр посадочного места больше 75,1 мм, корпус нужно заменить

Измерение толщины сегмента на внутренней стороне корпуса насоса

Толщина сегмента должна быть не менее 3,4 мм

Измерение толщины шестерен

Толщина ведомой и ведущей шестерён не должна быть менее 7,42 и 7,45 мм

Измерение длины пружины редукционного клапана

В свободном состоянии пружина должна иметь длину 55,72 мм, в сжатом — 31,7 мм

Видео: снятие и разборка масляного насоса ВАЗ 2110–12

Замена элементов масляного насоса

Обнаружив при проверке элементов насоса повреждения или несоответствие фактических размеров допустимым, следует просто заменить износившуюся деталь на новую. Крышка с корпусом насоса, шестерни, редукционный клапан и его пружина — все они продаются по отдельности в автомагазинах. Если же нет желания и возможности ремонтировать насос, его можно заменить полностью. Цена нового изделия составляет около двух тысяч рублей.

Особое внимание следует уделить осмотру маслоприёмника. Именно его фильтрующая сетка чаще всего становится причиной падения давления в системе, ведущего к масляному голоданию двигателя. На сетке скапливается грязь, металлическая стружка, конденсат и т. п., снижая её пропускную способность. Сетку необходимо очистить. Так как маслоприёмник является неразборным, сделать это можно только выжиганием на газовой горелке или воздействием на осадок химически активными веществами. В последнем случае фильтрующий элемент приёмника нужно замочить на сутки в растворителе или какой-либо другой жидкости, использующейся для прочистки канализации.

Забитая сетка маслоприемника

Очистить сетку маслоприёмника можно путем выжигания ее на газовой горелке, либо замочив в химически активном растворе

Подготовка масляного насоса к установке

Перед установкой нового или отремонтированного масляного насоса необходимо выполнить следующие действия.

  1. После ремонта соберите насос, не закручивая пробки редукционного клапана.
  2. Залейте немного моторного масла в гнездо клапана и в сам насос через отверстие для трубки маслоприёмника.
  3. Вставьте клапан и пружину. Закрутите болт-пробку.
  4. Проверните ведущую шестерню пальцами на несколько оборотов.
  5. Смочите рабочую кромку сальника коленвала моторным маслом.
  6. Установите сальник коленвала в посадочное место и запрессуйте его отрезком трубы соответствующего диаметра заподлицо с кромкой на маслонасосе.

Установка масляного насоса

Монтаж насоса производится в обратном порядке. Перед установкой следует убедиться, что его прокладка не имеет повреждений. Если повреждения всё же есть, она меняется на новую. Перед установкой на прокладку рекомендуется нанести слой густой смазки (литол, солидол). Таким же образом следует поступить и с прокладкой поддона картера.

По завершении всех монтажных работ следует проверить давление масла в системе.

Таким образом, замена и ремонт масляного насоса не представляют большой сложности, и при наличии свободного времени могут быть произведены без привлечения специалистов.

Читайте также: